788

16 августа 2019 в 13:15

Вызываю огонь на себя…

Боевые подвиги воинов-якутян не раз освещались на страницах центральных газет в годы Великой Отечественной войны, а в послевоенное время о них упоминали в своих мемуарах видные военноначальники. К примеру, о героизме, с которым сражался на фронте якут-пулеметчик Дмитрий Григорьевич Кириллин, 12 декабря 1942 года написала главная газета страны — «Правда».

В одиночку принял бой

Материал вышел в газете за подписью капитана Черниченко:
«Зимняя ночь подходила к концу. Восемь гвардейцев во главе с гвардии старшим лейтенантом Бобовым находились впереди нашей линии обороны «в секрете», охраняя стык подразделений.
Пулеметчик, якут Д.Г. Кириллин старательно вглядывался в темноту. Было еще темно, когда 40 гитлеровцев, облаченные в белые халаты, скрытно и бесшумно пробирались к нашим траншеям. Кириллин заметил немцев в 35-40 метрах от «секрета». Он немедленно доложил командиру и в ту же минуту открыл огонь.
Немцы, неся потери, бросились на «секрет», открыли огонь из автоматов, начали забрасывать гвардейцев гранатами. Завязался жаркий, неравный бой. После ранения Бобова командование взял на себя командир пулеметного расчета гвардии мл.сержант Сосновский. Вскоре двое гвардейцев были убиты, а пятеро ранены. В строю остался один якут Кириллин. Как только немцы поднимались, Кириллин усиливал огонь из пулемета. Гитлеровцы опять ложились.
Но вот к немцам прибыло подкрепление в 20 человек. Они разделились на две группы. Одна группа продолжала штурмовать «секрет» в лоб, а другая заходила с фланга. Обстановка для Кириллина создавалась невероятно сложной и трудной. Немцы уже орали: «Рус, сдавайся!». В ответ якут Кириллин с еще большей яростью выпускал по немцам одну очередь за другой. Перед рассветом немцы увеличили активность. Бой принял особо напряженный характер. В этот момент у пулемета произошла задержка. «Максим» замолчал. Якут-гвардеец не растерялся. Он отбивался от немцев гранатами. Этот неравный поединок продолжался до тех пор, пока на помощь Кириллину не подоспел соседний взвод.
Убегавшие немцы пытались утащить своего раненого солдата. Кириллин быстро схватил винтовку убитого товарища и застрелил здорового немца, потом выскочил из окопа, схватил раненого немца и приволок его к себе в окоп. Когда наступил день, на поле боя насчитали 15 вражеских трупов, это плоды стойкости якута Кириллина».
В этом в бою Д.Г. Кириллин также смог захватить в плен немецкого унтер-офицера. Вот такие героические подвиги совершали наши воины-­якутяне на фронтах Великой Отечественной.
Небольшую информацию о Дмитрии Григорьевиче Кириллине мы нашли в статье Марины Титовой, главного зоотехника «Агрофирмы Немюгю», которая вышла в книге «Память огненных лет», выпущенной «Алмазами Анабара» к 65-летию Великой Победы.
Родился отважный пулеметчик в 1905 году в I Малтанском наслеге на участке Тасычча Западно-Кангаласского улуса. С молодости работал в колхозе. На фронт его призвали в июне 1942 года. В Челябинске Дмитрия обучили стрельбе из станкового пулемета и направили в составе пулеметной роты на Центральный фронт. Воевал он под Старой Руссой.
В 1943 году после тяжелого ранения Дмитрий Григорьевич стал инвалидом 1-й группы. С одной ногой, на костылях он вернулся домой. В Немюгю отучился в школе ликбеза, работал в наслеге. Вступил в партию, работал председателем Совета. Война и ранение сказались на здоровье Дмитрия Григорьевича – в 1950 году он ушел из жизни. Сегодня его четыре дочери, их дети и внуки помнят и чтят своего знаменитого отца, деда и прадеда.

Герой Сталинградской битвы

Легендарный артиллерист-чурапчинец, старший сержант Гавриил Дмитриевич Протодьяконов прошел славный боевой путь от Сталинграда до Берлина. Он был призван на фронт 11 сентября 1941 года, командовал расчетом орудия в 172-м артиллерийском полку в знаменитой 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала А.И. Родимцева.
При защите Сталинграда, на подступах к легендарной высоте Мамаев Курган, оставшись один на один с врагом, Гавриил Протодьяконов лично уничтожил прямой наводкой 9 пулеметных точек, 4 блиндажа, 2 противотанковые пушки противника и вступил в единоборство с вражескими танками.
По расчетам командиров он должен был погибнуть в течение первых тридцати минут боя после наступления танков противника. Но Гавриил Протодьяконов продолжал в одиночку подбивать немецкие танки. Солдатская смекалка помогла ему не только выжить, но и открыть новую тактику боя. Отважный артиллерист вышел на нейтральную полосу и со своей 45 мм пушкой окопался между траншеями наших и противника. Враги не могли его достать, их снаряды пролетали мимо. После боя Протодьяконова вызвал к себе в блиндаж маршал Чуйков.
Вот что писал об этом сам Василий Иванович Чуйков, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, в своей книге «От Сталинграда до Берлина»: «Я не могу забыть артиллерийского снайпера-бронебойщика Протодьяконова, с которым беседовал в блиндаже, куда он явился по моему вызову. По национальности он якут, рослый и сильный физически. Он один остался из всего расчета со своей 45 мм пушкой между нашими траншеями и траншеями противника, в лощине на северном скате Мамаева кургана. Он так хорошо маскировался, что танкисты противника узнавали об этой пушке ровно тогда, когда уже горели или были подбиты.
Один раз его все же заметили и засекли по выстрелу и, конечно, открыли по нему массированный артиллерийский огонь. Оптический прицел пушки был разбит осколком снаряда, но пушка уцелела, а расчет пушки в единственном числе остался невредим. И тогда Протодьяконов начал прицеливаться в танки противника, наблюдая за ними через ствол орудия. И как только в отверстии ствола появлялся танк, он быстро заряжал орудие и бил прямой наводкой.
С Протодьяконовым я снова встретился 9 мая 1972 г. в Сталинграде на Мамаевом кургане. Конечно, он изменился так же, как и я, за эти 30 лет. Но мы узнали друг друга».
После Сталинграда Г.Д. Протодьяконов отличился в ожесточенном бою за деревню Голая Долина. Открыв огонь из своей 45 мм пушки, он подбил три «Тигра», отразил две атаки вражеской пехоты. В 1943 г. Протодьяконов стал старшим сержантом, командиром 76 мм орудия. За годы войны он был пять раз ранен, два раза контужен. Но всякий раз, излечившись от ран, мастер артиллерийского огня возвращался в свою часть. В 1945 г. воевал на улицах Берлина. Из своей пушки на улицах Потсдамштрассе очистил путь наступающей пехоте – разбил два противотанковых орудия и один станковый пулемет противника.
За мужество и храбрость, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, Гавриил Дмитриевич был награждён тремя медалями «За отвагу», медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны I степени. После войны Гавриил Дмитриевич вернулся в родной Чурапчинский район, стал отцом девятерых детей. Работал учителем, был отличником народного образования ЯАССР.
Подвиг якутского артиллериста навсегда увековечен на диораме Сталинградского сражения в Волгоградском музее. В 1998 году Г.Д. Протодьяконову (посмертно) решением Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ирина РОМАНОВА

Поделиться