1188
21 апреля 2017 в 13:07
Как выживают региональные газеты? Как могут!
Форум, семь лет назад инициированный редакцией журнала «Журналист», изначально ориентирован, прежде всего, на региональную прессу. Лучший опыт краев, республик и областей, лучшие практики, наиболее успешные кейсы… Сюда приглашают тех, кто сумел не только выстоять вопреки всему, но и шагнуть вперед. Здесь есть, что послушать и намотать «на ус».
Впрочем, общий вывод от всех выступлений был таков: издания продаются лишь тогда, когда читатели находят в них что-то интересное. Это аксиома, от которой никуда не уйти.
Главный редактор газеты «Наше время» (Ростов-на-Дону) Вера Южанская рассказывала:
– Да, старая аудитория по вполне естественным причинам покидает нас, но мы пытаемся привлечь новых читателей. Одна из самых популярных акций последних лет – это выезды с шоу-программой в малые города и поселки области. Заранее отправляем туда журналистскую бригаду: раскапываем жизненные истории, находим земляков, которые уехали из этих мест, записываем их видеоприветы малой родине и т.д. Потом устраиваем праздник: туда приезжают наши журналисты с уже готовыми видеосюжетами, привозят подарки и т.д. Одновременно идет подписка на газету.
У маленькой районки «Октябрьские вести» (ХМАО-Югра) оказался совсем иной рецепт выживания.
– Ханты-Мансийский автономный округ отдаленный. Свежей тут считается газета, которая пришла на третий день. И все равно новости местные жители получают с пылу-жару, потому что мы зарегистрировали свой интернет-сайт и он нам приносит деньги: местная власть размещает на нем свои нормативные документы. А мы избавили от официоза свои печатные страницы, что очень нравится читателям, — рассказывала главный редактор Наталья Ермакова. — Благодаря тому, что мы «пошли в соцсети», не затухает популярная рубрика «Что мешает жить комфортно?», которую ведет глава района. В каждом печатном номере она отвечает на вопросы, которые поступают на сайт… А однажды мы задумались: о чем сегодня редко прочтешь в газете? И поняли: о тех, кто рядом. Так родились быстро ставшие суперпопулярными людские проекты – рассказы о соседях, знакомых, друзьях…
Воронежцев пригласили рассказать, как им удалось реанимировать систему распространения периодики, отстояв газетные киоски, которые муниципальные власти нещадно закрывали по всей стране. Оказалось, издатели и распространители печатной продукции там объединились, создав специальный комитет при областной Торгово-промышленной палате. В итоге, рассказывал гендиректор ИД «Свободная пресса» Юрий Таранцов, вышло новое распоряжение городской администрации, где была определена карта размещения киосков, и издан приказ, где впервые было регламентировано: 1 киоск – на 1500 жителей.
– Более того, наш губернатор поставил задачу развития прессы в области. В итоге в 2017 году тираж районных газет составил 151 тысячу экземпляров. Их розница выросла в 15 раз, но 80% тиража районок распространяется по подписке. Газетные киоски в 2015-2016 годах освободили от налога на землю. Эти суммы должны были быть направлены на реконструкцию сети киосков, — перечислял он.
И надо думать, это тем более важно, что здесь же, на форуме, прозвучали данные одного любопытного исследования: там, где больше газетных киосков на душу населения, люди чаще ходят на выборы. Мелочь, которая о многом заставляет задуматься…
…У каждого издания – свой рецепт выживания в этом «безумном, безумном, безумном» рыночном мире. Во многом он обусловлен пониманием ситуации региональными властями, а также спецификой газеты и особенностями аудитории, на которую она ориентирована. Безусловно, есть такие рецепты и у нашей газеты «Ил Тумэн», которая, несмотря на специфичность парламентского издания, из года в год сохраняет подписчиков и даже увеличивает их ряды.
И так же, как десятки других региональных изданий страны, мы просим тех, от кого это зависит: скорректируйте систему подписки! И тогда «кривая» наших тиражей сама устремится вверх и только вверх…
Елена ВОРОБЬЕВА, Якутск – Москва – Якутск