899
24 ноября 2017 в 13:43
Бюджет сверстан в первом чтении
Параметры и возможности республиканского бюджета – это, разумеется, был один важнейших вопросов тридцать второго (очередного) пленарного заседания Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я). Законопроект «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» по итогам пленарного заседания был принят в первом чтении.
Основные параметры
Министр финансов Якутии Валерий Жондоров, выделяя основные параметры бюджета, назвал следующие цифры: в 2018 году доходы республиканского бюджета ожидаются на уровне 169 млрд 773 млн рублей, расходы – 171 млрд 300 млн рублей, дефицит – 1 млрд 527 млн рублей. На 2019 год доходы прогнозируются в сумме 156 млрд 638 млн рублей, расходы – 158 млрд 481 млн рублей, дефицит – 1 млрд 843 млн рублей. В 2020 году доходы составят 166 млрд 680 млн рублей, расходы – 168 млрд 129 млн рублей, дефицит – 1 млрд 449 млн рублей.
Взгляд на следующий год
На 2018 год прогноз по собственным доходам бюджета с учетом дотаций должен составить 162 млрд 903 млн рублей с ростом по отношению к показателям 2017 года на 2 млрд 893 млн рублей. По налоговым доходам планируется рост в 2,5% – на 2,5 млрд рублей, составив в итоге 102 млрд 526 млн рублей. Прогноз по неналоговым доходам: 16 млрд 432 млн рублей со снижением к плановым показателям 2017 года на 6 млрд 76 млн рублей или на 27%. Основной объем неналоговых поступлений должен поступить в виде дивидендов в объеме 11 млрд 61 млн рублей. Поступления из безвозмездных источников прогнозируются в районе 50 млрд 815 млн рублей, из которых дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 43 млрд 945 млн рублей.
О доходах подробнее
Наибольший вес в доходах от налогов на прибыль предприятий занимают поступления от группы «Алроса». Общий объем доходов с налога на прибыль по прогнозу на 2018 год рассчитан в сумме 41 млрд 390 млн рублей, на 2019 год – 40 млрд 11 млн рублей, на 2020 год – 38 млрд 194 млн рублей. «Три группы крупных налогоплательщиков – «Алроса», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» – обеспечивают около 70% от общей суммы поступлений налога на прибыль».
Налог на доходы физических лиц на 2018 год, подлежащий зачислению в государственный бюджет, прогнозируется в сумме 23 млрд 770 млн рублей с ростом к 2017 году на 2 млрд 240 млн рублей, что составляет 10%. Расчетная сумма налога определена исходя из прогнозируемых темпов роста фонда оплаты труда работников и оценки поступлений налогов в 2017 году. Фонд оплаты труда составит 276 млрд рублей, что на 15,9 млрд рублей больше, чем в 2017 году, таким образом рост – практически на 6%.
Прогноз поступлений от налога на имущество организаций на 2018 год сформирован в сумме 13 млрд 589 млн рублей с увеличением по сравнению с показателями 2017 года на 6,3%. В 2019 году сумма составит 14 млрд 375 млн рублей, в 2020 году – 14 млрд 767 млн рублей.
Поступления налога на добычу полезных ископаемых за 2018 год прогнозируются в районе 19 млрд 560 млн рублей: по алмазам – 17,1 млрд рублей, по золоту – 1,9 млрд рублей, по углю – 414 млн рублей.
Неналоговые доходы в 2018 году ожидаются в объеме 16 млрд 432 млн рублей, из которых 11 млрд 61 млн рублей планируются на поступления дивидендов по акциям, принадлежащим республике, в основном от компании «Алроса».
Безвозмездные поступления на 2018 год планируются в сумме 50 млрд 815 млн рублей, из которых из федерального бюджета поступят 50 млрд 53 млн рублей. Также в соответствии с проектом федерального бюджета для республики предусмотрено распределение субсидий на сумму 2 млрд 827 млн рублей в 2018 году, в 2019 году – 1 млрд 861 млн рублей, на 2020 год – 1 млрд 273 млн рублей. В 2018 году ожидаются субвенции в сумме 3 млрд 162 млн рублей, на 2019 год – 3 млрд 297 млн рублей, на 2020 год – 3 млрд 336 млн рублей.
Что в графе расходов?
Первоочередные социально значимые расходы определены – это в том числе резерв на повышение зарплаты бюджетникам, учитывающий достижение целевых показателей средней заработной платы в соответствии с «майскими указами» президента Российской Федерации. Учтено повышение заработной платы прочих категорий работников бюджетной сферы на 4% с 1 января 2018 года. Доведение минимальной заработной оплаты с 1 июля 2018 года до прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в республике. На эти цели предусмотрен резерв в объеме в 8,9 млрд рублей.
Государственный бюджет – это комплекс из 23 государственных программ, направленных на достижение 7 стратегических целей и непрограммной части.
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда сформирован на уровне 4 млрд 113 млн рублей в 2018 году, на 2019 год – 4 млрд 256 млн рублей, на 2020 год – 4 млрд 299 млн рублей. Помимо текущего капитального ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения, также учтены субсидии на возмещение затрат, связанных с расширением дорожной деятельности в отдельных северных арктических районах. Предусмотрено дальнейшее оснащение системами автоматического контроля и выявления нарушений правил дорожного движения.
Объем инвестиционной программы без учета дорожного фонда на 2018 год определен в размере 8 млрд 910 млн рублей, на 2019 год – 4 млрд 618 млн рублей, на 2020 год – 4 млрд 653 млн рублей. Приоритетами программы являются обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителями, а также многодетных семей, на что в 2018 году будет выделена сумма в объеме 1 млрд 249 млн рублей. На строительство объектов образования в рамках реализации инвестиционных проектов на 2018 год – 1 млрд 646 млн рублей. На строительство приоритетных объектов здравоохранения, таких как Якутский республиканский онкоцентр на 210 коек, в 2018 году будет выделено 1 млрд 178 млн рублей. Продолжение строительства новых школ взамен аварийных и в целях ликвидации 2 смены на 2018 год – 741 млн рублей, в том числе за счет федеральных средств в объеме 203 млн рублей.
Деньги любят счет
Народный депутат Владимир Федоров спросил об источниках увеличения зарплаты бюджетников. Валерий Жондоров пояснил: средства нашли за счет сокращения инвестиционной программы. «Если в этом году она составляла 17,5 млрд рублей, то на следующий год – 8,9 млрд рублей при том же уровне доходов госбюджета», – отметил министр финансов республики. При этом добавил, что основные программы не претерпели больших изменений.
Поинтересовался Владимир Федоров также оптимизацией затрат и увеличением доходов бюджета. «В этом году в марте у нас была принята программа оптимизации. Работа над рассмотрением дальнейших механизмов повышения эффективности бюджетных расходов ведется», – ответил министр.
Виктор Губарев пожелал уточнить данные по здравоохранению, в госпрограмме которого, по словам депутата, были уменьшены объемы финансирования. «Уменьшение по сравнению с 2017 годом действительно пока есть, оно на сумму пока не распределенных федеральным бюджетом субвенций. Они будут распределены», – сказал Валерий Жондоров.
Вопрос о компенсации расходов на проезд детей с онкологическими заболеваниями подняла Алена Атласова. «Министерство здравоохранения понимает приоритеты, и при распределении средств, я думаю, этому будет уделено внимание», – ответил министр.
Гульсум Бейсембаева спросила о средствах для повышения зарплат работников образования и культуры. Валерий Жондоров ответил: с октября было повышение в целом для этой целевой категории на 2,9 млрд рублей, но, по его словам, Министерство образования и Министерство культуры еще не завершили необходимые расчеты. «Средства предусмотрены, и будут доведены с учетом повышения с октября месяца», – обещал он.
С учетом поправок
Петр Аммосов предложил совместно с органами исполнительной власти разработать механизм контроля эффективности предоставляемых льгот на потребление энергоресурсов на ведение предпринимательства.
Виктор Губарев призвал обратить пристальное внимание на проблемы арктических и северных районов, обеспечить транспортную обеспеченность Арктики, увеличить финансирование модернизации традиционных отраслей севера. Также депутат поднял вопрос о строительстве социально-значимых объектов в арктической зоне республики и охотугодьях родовых общин. Он предложил создать межведомственную комиссию по вопросам арктических и северных районов.
Евгения Михайлова говорила о необходимости дополнительных средств для нуждающихся многодетных семей. Она заметила: этим людям нужна особая поддержка и внимание со стороны государства.
По мнению Владимира Федорова при формирования бюджета следовало не сокращать инвестиционную программу, а изыскать дополнительные источники путем оптимизации расходов и увеличения доходов. С учетом прозвучавших замечаний бюджет был принят в первом чтении.
Дьулус БОРОЧКОВ