636
22 октября 2019 в 16:07
Сокращать или сохранить: нужен индивидуальный подход
Что кроется за выражением «эффективность сети социальной инфраструктуры»? В какой сфере и в каких объемах произойдет сокращение? Куда пойдут сэкономленные средства? Эти и другие вопросы прозвучали на круглом столе «Развитие и повышение эффективности сети социальной инфраструктуры в Якутии», который вел Алексей Соколов. Председатель правительства РС(Я) Владимир Солодов пригласил журналистов и общественность, чтобы в открытом диалоге обсудить те процессы и изменения, которые происходят в сети социальных учреждений. Рабочая группа, в состав которой вошли представители всех муниципальных образований, кураторы отраслей, народные депутаты, детально изучила сегодняшнее состояние сети социальных учреждений в 23 районах республики, кроме тех, что находится в арктической зоне. В общей сложности сделан анализ 2338 муниципальных учреждений.
Ни одна школа и ни одно учреждение здравоохранения в труднодоступных районах не будут закрыты
– Мы все знаем, что за последний год правительством проведена большая работа в начальной форме реализации программы оптимизации учреждений. Было принято так называемое 202 постановление правительства РС(Я). Затем после того, как соответствующая оценка была дана , мы понимаем, что те подходы, которые были заложены, они не сработали и были неверными. Поскольку фронтальное и единообразное изменение сети учреждений под единое лекало невозможно без учета особенностей и специфики нашей республики. И после этого в мае 2019 года была создана рабочая группа под моим руководством, куда вошли все главы муниципальных районов, вошли кураторы отраслей и представители законодательного собрания Ил Тумэн. Для того, чтобы в более детальном режиме рассмотреть как сейчас выглядит сеть учреждений, которые оказывают ключевые социальные услуги населению в области образования, культуры, спорта и выработать подходы к ее совершенствованию.
Для чего это надо? В первую очередь в соответствии с поручением и установкой, которую дал А.С.Николаев нам необходимо обеспечить достойный уровень этих услуг и тем самым дать возможность самореализации для каждого жителя республики вне зависимости от того, где он проживает – в г.Якутске или в небольшом удаленном селе. При этом мы сейчас констатируем, что качество услуг во многих случаях неприемлемо низкое. И то качество образования, здравоохранения и других социально значимых услуг, зачастую ставит наших граждан в изначально неконкурентное положение и лишает возможности для самореализации. А сегодня темпы жизни таковы, что надо действовать, чтобы развиваться дальше и удерживать население в сельской местности. Не всегда наши желания, наши решения приводят к тому результату, на который они направлены. Приведу простой пример. Когда мы провели мониторинг по выявлению уровня качества образования, то выяснилось что в ряде школ по таким базовым дисциплинам как математика, русский язык результаты ЕГЭ составляли 10-13 баллов из 100. А ЕГЭ – основной, объективный индикатор подготовленности выпускника школы к продолжению обучения. Это значит дети, выпускающиеся из этих школ фактически лишены возможности продолжать обучение и стать полноценными и полноправными членами нашего глобального и конкурентного общества. Конечно, для этого наша задача состоит в том, чтобы качество услуг соответствовало задачам времени. А для этого необходимо изменить организационный подход, а сама сеть должна претерпевать определенную трансформацию и должна быть переведена в соответствии с той задачей, которая стоит перед нами. Очень важно при этом запустить систему поддержки инициатив, которая также часто происходит в небольших населенных пунктах, когда инициативные учителя и директора школ осуществляют огромную работу, выходящую за рамки стандарта и занимаются развитием творческих, предпринимательских способностей детей, развитием традиционных ремесел.
Перед нами сейчас стоит большая задача по развитию материальной базы, по строительству школ. В рамках этой работы мы встречались с каждым районом и определили потребность в порядке 56 млрд рублей на строительство школ, больниц и других социальных объектов. У нас 52 аварийных школ, еще 9 сгоревших школ, т.е. 62 школы, которые надо построить. По каждому району проводили анализ, в целый ряд районов выезжали на место, встречались с населением и общественностью.
Рабочая группа, в состав которой вошли представители всех муниципальных образований, кураторы отраслей, народные депутаты, детально и предметно изучила сегодняшнее состояние сети социальных учреждений в 23 районах республики, кроме тех, что находятся в арктической зоне. К арктической зоне нужны особые подходы. В общей сложности сделан анализ в 23 районах 2338 муниципальных учреждений. По предварительным подсчетам, объем экономии за три года достигнет 2,3 млрд рублей, при этом дополнительные расходы составят 1,7 млрд рублей.
По здравоохранению будут созданы 4 новых ФАП и 2 врачебные амбулатории, в основном это будет преобразование, изменение типа учреждений. Будут изменения в количестве круглогодичных коек, ни один врач не будет сокращен, более того мы повышаем укомлектованность врачебными кадрами на 47 человек.
По учреждениям образования, культуры и спорта транформация затронет 384 учреждения, в основном это будет объединение детских садов со школами в образовательные комплексы в малонаселенных селах или объединение нескольких учреждений в одно юридическое лицо. Если населенные пункты находились очень близко друг другу, то старшеклассников переводили в соседнее учреждение, но это единичные ситуации. Мы исходили из желания родителей.
Идет большая работа по реорганизации государственных учреждений. Сокращено 59 учреждения тоже механизмом объединения и повышения эффективности функционирования. Продолжаем оптимизировать количество управленческого персонала руководителей. Предстоит большая работа в части сокращения госслужащих, в целом по стране нам доведено сокращение 30% госслужащих за следующие три года. Это серьезная работа проводится на уровне министерств и иных государственных органов власти.
Арктика – что их ждет?
– Арктика – это еще более особые районы в силу большого количества труднодоступности населенных пунктов и в силу того, что в арктических районах мы не вписываемся в федеральные нормативы и так называемый свехнормативный коечный фонд, который мы содержим за счет бюджета республики. Это то решение по переходу с нормативного финансирования на сметную, которое мы ждем по итогам заседания Государственного совета, проходившего в начале сентября во Владивостоке. В любом случае мы будем рассматривать каждый район индивидуально. К арктической зоне нужны особые подходы. В субботу я выезжаю в Верхоянский район, где мы посетим десятки населенных пунктов и на месте будем изучать ситуацию. Потом будем вырабатывать подходы, которые будут применяться и к другим арктическим районам.
Куда пойдут сэкономленные средства?
– Из мест идут очень тревожные сигналы, что люди уже получили уведомления, приказы за подписью министра. К примеру, в с.Чочу Вилюйского улуса врача не будет. Нет конкретных цифр и общей картины предстоящей реорганизации.
Владимир Солодов: Ходили слухи что под сокращение подпадают 7 тысяч человек, еше какие-то астрономические цифры, которые не соответствуют действительности. Достоянием общественности могут быть только факты, я предпочитаю сначала удостовериться в фактах. Мы не можем опубликовать цифры, в которых мы не уверены. Сейчас мы эту картину имеем, но она будет продолжать меняться. Почему? Большая часть учреждений относится к муниципальному уровню управления. И решение о численности тех или иных учреждений принимаем не мы и не министерства. Те самые пресловутые обсуждаемые модельные штатные расписания – это норматив по которому будет рассчитываться межбюджетный трансферт. То есть мы будем исходить от того, что школа должна иметь такое то количество при нормативе численности и определенного количества класс-комплектов столько то работников, директоров, завучей. А потом уже сам директор будет принимать решение исходя от норматива и построения учебного процесса.
– Не будет ли после этих реформ отток населения в центр? Будут ли трудоустроены люди, которые попали под сокращение?
Владимир Солодов: В системе образования у нас работает 50 тысяч человек, из них предполагается, что за три года будет сокращено 386 человек по всей системе образования, т.е. 0,65 процента. Им будет предложено переобучение и трудоустройство. На самом деле мы системно видим большое количество задач – это создание трудоустройства в сельской местности. В этом вопросе мы работаем с министерством предпринимательства и сельского хозяйства. Вместе с районом комитет по занятости республики проведет обучение и трудоустройство.
Наравне с уровнем образования необходимо поднимать уровень жизни населения
Феодосия Габышева, председатель постоянного комитета Ил Тумэн по науке, образованию, культуре и СМИ:
– Четыре комитета Ил Тумэн принимали самое активное участие в согласительной комиссии по данному вопросу. Мы провели несколько заседаний с участием народных депутатов, директоров, педагогов образовательных учреждений. Мы работали в активном диалоге с правительством, потому что должны быть учтены все мнения в таком остром и спорном вопросе. Наша республика с самого начала принимала участие в проведении ЕГЭ. В этом эксперименте сначала принимали участие только школы по отбору – это школы повышенного уровня. С 2010 года ЕГЭ уже был единым показателем повышения уровня знаний учащихся. При этом я хочу обратить внимание, что когда мы сравниваем с среднероссийскими показателями, то в первую очередь нужно учесть и другие факторы, например, бедность населения. Я хочу акцентировать на этом внимание, поскольку по бедности населения у нас показатели хуже чем общероссийские. Во вторых, я хочу сказать, что условия образовательных учреждений хуже чем в средней части России. Я в частности беру выпускников республики Татарстан, где только 40% учащихся переходит на старшую ступень образования. А у нас 85-95% учащихся переходят в 10-11 классы. В третьих, я хочу остановиться на инфраструктуру, а по обеспеченности кадрами и уровню благоустройства школ и садов у нас показатели худшие по Дальнему Востоку и в РФ. Мы конечно должны поднимать качество образования наших детишек, но наравне с требованиями по поднятию уровня образования необходимо параллельно поднимать уровень жизни населения и условия их проживания и учебы. Я имею большой опыт работы и в образовании, и в органах исполнительной власти и все нюансы и трудности знаю изнутри. Самое главное, для достижения поставленной задачи необходимо работать в тесном диалоге, чтобы не было перекосов, с учетом всех объективных и субъективных факторов.
В.И.Кириллина, заместитель председателя федерации профсоюзов:
– Профсоюзы одними из первых начали свою работу по данному вопросу. Мы в феврале месяце начали получать обращения от членов профсоюза с районов, откуда мы узнали о предстоящей оптимизации сети соцучреждений. Тут видать была допущена ошибка, поскольку столь болезненное для многих бюджетников решение не получило предварительного обсуждения у профсоюзной организации республики. И мы в феврале провели мониторинг и стали собирать информацию о том, где и какие сокращения планируются и в марте рассмотрели данный вопрос на своем заседании и свое обращение направили в Ил Тумэн и правительство. Мы благодарны Ил Тумэн и Феодосии Васильевне за ту огромную работу, которую они провели. С этого момента уже и правительство и министерства начали приглашать нас на свои обсуждения и работа пошла уже в конструктивном диалоге с властью. Когда вопросы касаются социально-трудовых отношений только равный диалог может вывести нас к справедливому для всех решению социальных проблем.
Не стоит бояться перемен
Н.В.Андреев, глава МО «Горный улус»: Горный улус является высокодотационным улусом. Поэтому конструктивное взаимодействие с правительством является для нас приоритетом. Исходя из того, что у нас очень ограниченные финансовые возможности, мы и до этого проводили оптимизацию сети социальных учреждений, в т.ч. работу по внедрению аутсорсинга. Было тоже очень много противоречий, но практика показала, что некоторые направления аутсорсинга достаточно эффективны. С учетом реалий сегодняшнего дня просто надо эту работу подкорректировать. Например, по питанию детей мы внесли свои предложения в правительство и они нас услышали. Надо честно признаться, что в результате этих мероприятий определенная часть штатов сокращается. Это в основном административно-управленческий, обслуживающий персонал. В нашем улусе произошло сокращение штатов по бухгалтерам, поскольку мы создали централизованную бухгалтерию. Сокращение коснулось и сторожей, вы знаете, что в сельской местности их держали в штате. Но сейчас требования поменялись, в период пребывания детей в дневное время в учреждениях их должны охранять специализированные охранные агенства. Такие меры по обеспечению безопасности детей продиктованы сегодняшними реалиями. А сторожа в ночное время охраняют имущество учреждения и они остались в штате. Пресловутое 202 постановление, которое мы изучили и применили в учреждениях культуры, как ни парадоксально, помогло нам увеличить штаты в сфере культуры. Чтобы соответствовать этому постановлению, нужно было предусмотреть дополнительные штаты.
Это говорит о том, что применение тех или иных постановлений в каждом улусе индивидуально, поскольку сети муниципальных учреждений в улусах разные. Если мы заблаговременно провели оптимизацию и нам нет необходимости сегодня сокращаться, наоборот с того момента население улуса увеличилось и понадобилось увеличение штатов в тех же учреждениях культуры. Поэтому сегодня необходимы ясные, четкие правила проводимой политики для того, чтобы все могли ориентироваться по ним и чтобы документы всем были понятны и обоснованны. Были у нас и такие моменты, когда нам предлагали снижение сельской врачебной амбулатории до уровня ФАП и каких то внятных обоснований не было. В ходе дискуссии мы на уровне В.В.Солодова свою позицию о необходимости сохранения амбулатории донесли и надеюсь мы в скором времени подпишем соглашение по данному вопросу. На сегодня количество муниципальных учреждений осталось на прежнем уровне, вопрос стоит об изменении их статуса. В селе Куруолэх два учреждения до 2022 года постепенно будут реорганизованы в школу-сад, но по согласованию с населением.
Наталья ПОПОВА
Подробнее читайте в свежем номере газеты по указанной ссылке:
Уважаемые читатели!
- Покупая электронную версию Издания, вы осознаете, что покупаете ее исключительно для личного (семейного) пользования. Перепродажа или любая другая передача купленного вами номера газеты третьим лицам запрещается и может преследоваться по закону.
- Обязанности продавца, в качестве которого выступает Издание, считаются выполненными с момента отправки Покупателю ссылка на скачивание купленного и оплаченного им номера газеты.
- Стоимость газеты в розницу 30 руб.
ВАЖНО! Иногда, по независящим от Издания причинам, спам-фильтры Покупателя перебрасывают письмо с заказанной вами ссылкой в папку «Спам». Поэтому если вы не получили от нас автоматически сгенерированного письма со ссылкой, для начала проверьте папку «Спам». Если его нет и там — обращайтесь в нашу редакцию.