826

17 июня 2019 в 11:49

Сохраним население в Арктике – сбережем и ее саму

Арктика всегда будет требовать колоссальных вложений, но без этого ее не сохранить. Во что в первую очередь должны идти инвестиции в этот регион, и какие ее проблемы давно пора решать? Об этом мы говорили с вице-спикером Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Виктором Губаревым.

– 14 июня в Якутске состоится очень важное событие для всех северян. Свое выездное заседание здесь проведет Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ с участием членов Комитета верхней палаты парламента России по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Речь будет идти о законодательных аспектах реализации Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. И мы благодарны коллегам из Совета Федерации не только за то, что дискуссионной площадкой был выбран именно Якутск, но и за то, что проблемы социально-экономического развития республики уже не раз заслушивались в стенах верхней палаты российского парламента.
Необходимость столь обстоятельного обсуждения проблем Арктики зрела давно. За 20 лет было принято немало важных документов в этой сфере: создана определенная правовая база, идет планирование и т.д. Вопрос в другом: как это реализуется на деле?
В последние годы Арктика, вроде бы, вниманием не обделена. Еще в 1996 году был создан Арктический совет, куда вошли Россия, США, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия. Россия в этом международном форуме занимает приоритетное место, активно отстаивая свои интересы. Позже государства-участницы Совета приняли соответствующую декларацию о вопросах, связанных с правовым регулированием в Арктической зоне.
В то же время в нашей стране в 2008 году был принят важнейший документ – «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В 2013-м – «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Реализуется государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». То есть система целеполагания и планирования создана и действует.
Однако сегодня на первый план выходят уже другие, не менее важные задачи. Это, прежде всего, обеспечение безопасности страны, укрепление ее северного рубежа и то повышенное внимание к малонаселенным районам Арктики извне, которое мы наблюдаем в последнее время. Не секрет, что ряд государств склонны рассматривать Арктику и Антарктику, как ничейную территорию. И это при том, что согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, которую поддерживает Россия, приарктическим государствам принадлежит 200-мильная экономическая зона.
В июле 2019 года должна быть утверждена уже новая Стратегия по развитию Арктической зоны РФ. Это тем более важно, что недавно Указом президента РФ к Арктической зоне были отнесены еще 8 улусов республики. Теперь их у нас 13.

– Виктор Николаевич, в каком состоянии находится инфраструктура Арктики сегодня и насколько она отвечает задачам, которые сегодня возлагаются на этот форпост России?
– К сожалению, ситуация не радует. По сравнению с советской порой население в Арктических районах сократилось почти в два раза. Показатели уровня жизни там ниже, чем в среднем по республике. Инфраструктура, которая позволяла обеспечивать Арктические районы всем необходимым – от топлива до продуктов – разрушена.
В советское время на северо-востоке страны, в Якутии, существовал крупный транспортный узел. Только в авиаотрасли работало свыше полутора тысяч человек. В небо поднималось более 100 самолетов и вертолетов. Практически вся республика была обеспечена вертолетными площадками и взлетно-посадочными полосами. Сегодня все это или потеряно, или требует большого ремонта.
Вот почему мы с огромной надеждой ожидали принятия в 2015 году Закона «Об особых условиях ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона», в рамках которого предполагалось создание особых экономических зон, в том числе по развитию традиционных отраслей хозяйствования: оленеводства, рыбо- и охотпромыслов, а также возрождения малой авиации, что очень актуально для Крайнего Севера и т.д. Однако его отложили. Был принят Закон о территориях опережающего развития, из которых ни одна в Арктике пока так и не создана.
В то же время мы пока так и не смогли добиться, чтобы был принят федеральный закон о северном завозе, архиважный для жителей Крайнего Севера. Сегодня республика ежегодно вынуждена тратить около 40 млрд рублей, чтобы завезти «на севера» всего около 2 млн тонн груза. Чтобы сопоставить цифры, могу сказать следующее: до 1990-ых годов, когда навигация в Арктике была обеспечена в полной мере, в каждый северный порт заходило до 30 судов морского класса, доставляя все необходимое.
Между тем, с каждым годом становится все более ясно: Севморпуть надо возрождать. Стоит задача построить несколько современных ледоколов, которые в состоянии перевезти более 80 млн тонн груза. Мы ожидаем возрождения Тиксинского и Зеленомысского морских портов. Но для того, чтобы Севморпуть заработал с полной отдачей, к этому нужно быть готовыми со всей необходимой инфраструктурой, навигацией, обеспечением ледовой разведки, штурманской проводки и т.д. А у нас, тем временем, по-прежнему особого внимания требуют северные реки, где необходимо вести постоянные дноуглубительные работы, однако необходимой техники не хватает. Напомню, еще пять лет назад в Ил Тумэн была создана депутатская комиссия, расследовавшая причины неудовлетворительной навигации 2014 года, однако многое не исправлено до сих пор.
Так что, хотя пока на федеральном уровне законопроект о Севморпути не принимается, радует уже то, что локально вопросы северного завоза решаться будут. Так, на организацию Жатайской судоверфи уже выделено в этом году 4,5 млрд рублей. Ожидается, что через 3-4 года она будет выпускать ежегодно более 10 судов класса «река-море».

– Какие еще федеральные законопроекты по Арктике, в том числе подготовленные парламентом Якутии, ожидают принятия?
– Для нас очень важны вопросы, связанные с развитием традиционных отраслей хозяйствования. Мы подготовили законопроект о господдержке народов, ведущих кочевой образ жизни. Он был внесен в Госдуму еще 5 лет назад, но так и не принят до сих пор.
Почти два года лежит без движения законопроект о любительском рыболовстве, уже рассмотренный в двух чтениях, крайне важный, чтобы снять лишние бюрократические барьеры. Мы считаем: пора ликвидировать препоны, ограничивающие промышленное рыболовство на Севере, и дать возможность участвовать в конкурсах не только людям с большими деньгами, получая лучшие участки, но и родовым, кочевым общинам, тем, кто из поколения в поколения занимается этим промыслом.
В то же время мы с большим недоумением восприняли законопроект, который пока официально не представлен, хотя и опубликован для общественного обсуждения – «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ». Настораживает не только то, что в нем значительно сужены многие права и обязанности субъектов РФ, территориально относящихся к Арктике, но и то, что он предусматривает создание параллельных структур. Сегодня все вопросы, связанные с землей, природными ресурсами, регулирует Конституция РФ. А что будет решать госкомиссия?
Кроме того, в нем много непонятных моментов, например, запланирован упрощенный въезд в Арктическую зону. Но как это сочетается с обеспечением безопасности границ страны? Цель законопроекта – привлечение в Арктическую зону бизнеса, хотя на самом деле, если мы хотим и дальше осваивать Арктику, а значит, укреплять северные границы России, речь должна идти о повышении уровня жизни местного населения.
Принимая участие в выездном заседании Совета Федерации, мы готовы четко высказаться по всем этим вопросам и надеемся, что руководство страны, Совета Федерации, Государственной Думы РФ прислушаются к нашим предложениям. Поддержать нынешнюю редакцию закона мы не готовы.

– Какие практические подвижки, на ваш взгляд, сегодня необходимы, чтобы развитие Арктики получило новый импульс?
– За последнее время в ее развитие было вложено 22 млрд рублей. Эта сумма должна быть увеличена в 3-4 раза, чтобы в этих районах можно было создать такие условия, в которых людям хотелось бы жить, приезжать и оставаться. А для этого строительство в Арктике должно идти быстро. Все транспортные издержки, влияющие на цены, должно взять на себя государство. Пора снижать тарифы на внутриреспубликанские авиаперевозки, вводя субсидированные билеты. Ежегодно свыше 1 млрд рублей республика тратит на обеспечение перевозок по зимникам, но финансироваться эти работы должны из федерального бюджета.
Пора, наконец, принять закон по этнологической экспертизе, чтобы недропользователи, которые извлекают огромную прибыль, платили бы природную ренту, компенсируя ущерб экологии.
Но самое главное, населению Арктики нужно дать достойную жизнь и ясные перспективы: работу, хорошую зарплату, четкий коэффициент. Между тем, замечу, ныне действующий Закон «О социальных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» практически не работает. Значит, пора вносить коррективы.
Арктику можно сохранить, лишь сохраняя тех, кто там живет, ее население. Именно на это, в конечном счете, и должны быть направлены все усилия государства.

Елена ВОРОБЬЕВА

Поделиться