903

11 ноября 2019 в 15:49

Традиционное рыболовство: вопросов больше, чем ответов

Рыбный промысел традиционно остается одним из основных отраслей в экономике арктических улусов. Один из основных принципов, провозглашенный в статье 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» – учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования. 1 ноября в Ил Тумэне обсудили вопросы устойчивости промыслов и рационального использования водных ресурсов, сохранения традиционного промысла северян .

– Постоянный комитет Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики провел рабочее совещание на тему: «Традиционное рыболовство: проблемы и пути выхода». Состоялся содержательный разговор, где представители общин и рыбопромысловых хозяйств не только рассказали о проблемах рыболовства, но и вносили конкретные предложения по регулированию этой отрасли в местах традиционного проживания коренных народов Севера.
Елена Голомарева рассказала, что 24 октября она приняла участие в «круглом столе» по совершенствованию законодательства, регулирующего рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, организованном Комитетом Государственной Думы РФ по делам национальностей. По итогам «круглого стола» Комитет Госдумы дал поручение профильным комитетам законодательных органов субъектов федерации разработать перечень предложений по данному вопросу и предоставить на рассмотрение. Она подчеркнула, что рыболовство в арктических районах в условиях Крайнего Севера во многом отличается от рыбного промысла на Сахалине или на Камчатке. Даже выступали по-разному и проблемы у регионов разные.
«Нам совершенно не подходят правила, применяемые, к примеру, в Хабаровском крае или на Камчатке. У них другой объем, другие условия, другие задачи. Мы выступили с инициативой в начале февраля 2020 года провести у нас в республике расширенное заседание с участием Правительства РФ и представителей Дальнего Востока. Поэтому нам надо подготовиться и выступить с конкретными предложениями с учетом ваших предложений. Нам очень важны мнения людей на местах, кто непосредственно занимается рыбным промыслом. Рабочая группа на основании этих предложений выработает свои предложения, исходя из местных условий и специфики ведения традиционного промысла».
По информации руководителя отдела организации и регулирования рыболовства Министерства природы республики Прокопия Кириллина, начиная с 2019 года проводится работа с заявителями, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, а также их общинами по распределению квот для традиционного рыболовства. Всего поступило 863 заявки от лиц КМНС и их общин (около 1000 человек). В перечне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации отсутствуют некоторые населенные пункты арктических районов республики. Например, в Аллаиховском районе право на вылов водных биоресурсов для традиционного рыболовства имеют все наслега, кроме жителей п. Чокурдах, в Булунском, Абыйском районах аналогичная ситуация. В связи с чем коренные малочисленные народы – жители данных наслегов не могут воспользоваться своими правами по добыче водных биоресурсов. Еще одна проблема – сегодня заявителями на вылов рыбы могут быть и лица, не являющиеся коренными жителями Севера. Поэтому необходимо ускорение утверждения перечня лиц, относящихся к КМНС. Это бы упростило процедуру выдачи лицензий. Работа в этом направлении идет, думаем в будущем году в два раза увеличить выдачу квот коренным народам Севера.
Вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев:
– Несмотря на достаточное законодательное обеспечение вопросов, касающихся деятельности, проживания, защиты прав коренных малочисленных народов Севера, проблемы остаются и не решаются должным образом. Об изменениях по законодательству и по перечню мы проведем отдельное совещание, потому что вопросов очень много. По новому закону мы опять вернулись к 2015 году и снова требутся квоты, тогда как Конституционный суд республики в 2015 году отменил эти квоты для коренных народов севера?
Во исполнение постановления Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2015 г. уполномоченный орган исполнительной власти (Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики) более не осуществлял сбор заявок и распределение водных биоресурсов представителям коренных малочисленных народов Севера и их общинам. С вступлением в силу приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 7 мая 2018 г. N 196, Министерством экологии, начиная с 2019 года, проводится работа с заявителями, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, а также их общинами по распределению квот для традиционного рыболовства. Всего поступило 863 заявки от лиц КМНС и их общин (около 1000 человек). Поэтому те рыбаки из числа КМНС , которые проживают в местах не вошедших в перечень мест традиционного проживания, не могут реализовать свои права на добычу водных ресурсов. Поэтому чтобы не ущемлять права наших граждан необходимо увеличить перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Выступления и предложения
Лидия Атласова, председатель общины КМНСЭ «Куту» Жиганского района:
– В последнее время возникает много спорных вопросов по рыболовству, где не учитываются интересы коренных народов Севера. Мы провели общее собрание, где члены нашей общины высказали свои предложения по внесению изменений в закон о Правилах рыболовства, которые мы запротоколировали и хотим вынести для обсуждения. Никто не может знать лучше нас те тонкости и правила, которые нужно учитывать в принятии тех или иных нормативов и правил. Наши предки передали нам традиции и правила рыболовства, продиктованные самой природой. Мы хотим сохранить эти традиции, и в свою очередь, передать свой опыт и навыки исконного традиционного хозяйствования своим детям и внукам.
Акты и штрафы пишутся рыбакам, в основном, по нарушению установленных нормативов орудий лова. Также нужно отметить о сроках и волоките процедуры получения разрешения на добычу водных ресурсов от 3 до 5 месяцев. Два раза в месяц нужно предоставить отчет, что считаю нецелесообразным для традиционного рыболовства. В связи с изменением климата изменилось и русло реки Лена, поэтому мы предлагаем установить сезонные периоды рыболовства, с учетом сезонных условий. Также мы предлагаем издать и утвердить Положение о традиционном рыболовстве на уровне районного Собрания «Суглан». На сегодняшний день мы, рыбаки, не знаем точную норму употребления рыбы жителями Арктики. Например, в этом году предусмотрено по квоте 12 тонн на улов сига, что нереально, так как в наших реках сиг водится в определенном количестве. Квота на налим выделена на 20 тонн, тогда когда у нас налим почти не употребляют.
При проведении проверки, инспектора Рыбнадзора не предоставляют удостоверение и не имеют формы одежды. Мы рыбачим для своей семьи и сами можем распределять свою добычу, например, отправить детям-студентам в город, сделать обмен на продукты питания. На севере для многих рыболовство – единственный источник пропитания. Надо разрешить вывоз рыбы за пределы района в целях обеспечения членов семьи, проживающих в других населенных пунктах республики. В зимнее время постоянно проверяют работники ГАИ и полиция в Вилюйском и Горном районах, изымают рыбу и при этом протоколы не составляются. По правилам одна сеть – на одного человека недостаточна во время путины, надо, чтобы учитывали состав семьи, что прописано в членском билете. Зачастую инспектора не признают членскую книжку родовой общины, что противоречит уставу РО национального эвенкийского района. Росрыболовство в заявке требует включение в список только представителей КМНС, что является разделением лиц по национальной принадлежности. В Жиганском районе проживают люди разных национальностей, которые тоже являются старожилами, имеются и смешанные браки. Они проживают рядом с нами в тех же условиях и тоже занимаются традиционным промыслом. В связи с чем мы предлагаем на уровне муниципалитета разработать Положение о традиционном рыболовстве с учетом наших предложений, с учетом географических и климатических условий районов, и передать для утверждения Правительству РС(Я).

Татьяна Сивцева, глава родовой общины из Верхнеколымского района:
– Проблема рыболовства сегодня стоит остро, хорошо, что у нас есть правовая база, не во всех регионах она есть. Я благодарна, что нас включили в состав комиссии. Проблем в колымской группе районов много. Все эти проблемы должны решаться на уровне федерального законодательства. Наша община, благодаря нашей правовой базе и поддержке всех структур, закрепила свои охотугодья на 10745 тысяч га земли, и 24 рыбучастков по озерам. Благодаря грантовым проектам, Госкомитету Арктики, мы укрепили свою базу. Традиционное рыболовство – это наша пища, наше здоровье, наша жизнь. Но, к большому сожалению, нет финансовой поддержки. Раньше за килограмм выловленной рыбы была поддержка государства. Северяне своим самоотверженным трудом и в холод, и в зной кормят всю республику. Кто-то считает, что рыба сегодня дорогая, а как она может быть дешевой, если сегодня стоимость бензина, техники, снасти, доставки рыбы из такой дали очень дорогая. На самолете, если привезти, надо заплатить 250 рублей за кг груза, а зимник открывается только в декабре – январе. Поэтому термин «традиционное рыболовство» для коренных народов Севера должно войти отдельной строкой от общего рыболовства именно для малочисленных народов севера. Тогда и возможность для самозанятости и самообеспечения у населения появится, о чем сегодня говорил президент РФ. Дайте рыбаку удочку, а не рыбу! Для этого мы должны помочь людям, хотя бы семью свою накормить. Не как бизнес, который помогает сегодня кому-то ногти красить, а тут рыбаку бы как-то помочь семью накормить. Поэтому сегодня должен быть совершенно другой подход к малочисленным народам Севера по традиционному рыболовству. Я благодарна Министерству охраны природы, новому управлению, что наконец-то возвратились к тому, чтобы у нас была квота. Я весь список в 196 человек, плюс их детей, семей, малообеспеченных людей включала для выделения квоты, все это было приостановлено и теперь вновь восстановили. Всем проверяющим структурам, начиная от федерального агенства по рыболовству и охоте хотелось бы, чтобы они все знали федеральные, региональные законодательства , защищающие нас – малочисленные народы Севера. Многие федеральные структуры совершенно не знают, как живут и выживают коренные народы Севера, не знают места их традиционного проживания. У нас в Нижней Колыме разрешают рыбачить только на правом берегу реки, а почему и левая сторона закрыта для нас? У меня 24 озера, а федеральное агенство говорит, что у вас нет чира. Как это так? Вы изучайте эти озера, почему наука отошла от изучения наших рек и озер, по зарыблению водоемов? Я 10 лет ставлю этот вопрос. Почему-то при этом запустили красную рыбу в наши реки без нашего ведома, которая всю рыбу съела по Колыме. Почему нельзя ставить мини цеха на наших участках? Почему не можем открыть, хотя бы один пассажирский рейс по Колыме, чтобы мы могли хотя бы между собой общаться и перевозить свою продукцию к морю? В Зырянке скоро рыба пойдет, а вывезти мы не можем, у нас нет техники. А предприниматели, которые имеют КАМАЗ-ы за копейку выкупят у наших рыбаков и втридорога продадут вам в городе. Нам наша республика хорошо помогает, но нам надо по-новому работу организовывать и научиться жить по законам новых рыночных реалий.

Уполномоченный по правам коренных народов севера Лена Иванова зачитала письмо Дмитрия Бегунова из Нижней Колымы:
– Сейчас оформление и регистрация кочевых родовых общин идет через Министерство юстиции республики. Но почему-то наши законы позволяют зарегистрироваться людям, совсем не относящимся к коренным народам Севера. К примеру, директор юкагирской кочевой родовой общины «Чобул» Чугунов живет в г.Якутске и никто не знает, какой он национальности, члены общины почти все славянской национальности. Но они не кочуют как другие общины, а занимаются сбором мамонтовых бивней, охотой на диких оленей и рыбалкой на территории юкагирского суктула. Они могут использовать паспорта местных парней за разовую оплату, угощать алкогольными напитками и все. После оформления общины они могут работать в других местах. Предлагаю оформить документы общин через Ассоциацию КМНС районов и проверять достоверность деятельности таких общин.
Тундровые озера легкоранимые. Наши предки очень берегли озера и рыбу, ловили только для собственного потребления, говорили, что надо оставлять еще детям и внукам. Сейчас эти озера выставляют для промышленного рыболовства на торги, а выигрывают, как правило , богатые коммерсанты. А кто имеет деньги и имеет доступ ко всему, и квоту первыми оформят, а местные рыбаки зачастую не имеют возможности даже выехать для оформления документов в Якутск. После промышленного улова до зубов оснащенных коммерсантов на этом озере рыба фактически исчезает как вид. Есть печальный опыт: в советские времена рыбзаводы, чтобы выполнить план полностью опустошили богатые чирами озера. Участвовать на конкурсах нам очень сложно, я живу и рыбачу на своем участке вот уже 24 года. Но в любой момент кто-нибудь со стороны может придти и сказать «Я выиграл конкурс» и отодвинуть меня с нажитых мест предков. Чтобы не допустить печальный опыт других регионов, Сахалина, например, мы предлагаем передать полномочия по выделению квот муниципалитетам районов, потому что на местах все друг друга знают и они не допустят несправедливости. Я очень верю в торжество закона, и что наш Ил Тумэн защитит свой народ.

Максим Слепцов, представитель Абыйского района:
– Я вырос в Абыйском улусе и с молоком матери усвоил все премудрости рыбалки. Омуль выходит с моря через Индигирку и растекается многочисленными протоками. Она идет на нерест именно на Индигирку, но в этом году омуля было очень мало. На Индигирке рыболовных мест очень мало, там где ловится, добираться туда сложно, бензин стоит очень дорого в тех местах. Поэтому люди вынуждены покупать конденсат, а техника на конденсате, сами понимаете, быстро выходит из строя. А в отдаленных наслегах только 20% населения, бюджетные работники, имеют стабильный доход, а 80% населения безработные. Им надо как-то прокормить семью, а все близлежащие рыбные места заняты предпринимателями, общинами, а ездить далеко у простого населения нет возможности. Поэтому у меня предложение, чтобы поддержать местное население, необходимо циркулем провести на 20-30 км территории наслегов и обозначить их местом для любительского рыболовства. А предприниматели, которые оснащены моторками, техникой и средствами, пусть выезжают подальше от наслега. Это будет справедливо по отношению к малообеспеченному населению, коих в наших краях большинство, и которые фактически выживают в отдаленных селах. Нынче мало чира в озерах, надо бы проверить и исследовать, анализировать эту ситуацию, почему у нас опустели озера и рыбы становится все меньше. Мы сегодня уже должны думать о будущем, о наших детях. Питаться нефтью и золотом вряд ли будем, а потерять традиционный промысел мы не имеем права, нам этого не простят наши предки.
Вице-спикер Ил Тумэна Виктор Губа­рев, подводя итоги, сообщил, что в ближайшее время в парламенте необходимо будет организовать отдельное мероприятие по перечню рыболовецких участков и распределению квот на вылов по заявительному характеру. Также он подчеркнул, что в течение следующей недели будет подготовлена дорожная карта по исполнению озвученных предложений. И что ни одно предложение участников совещания не останется без внимания.

Наталья ПОПОВА


Подробнее читайте в свежем номере газеты по указанной ссылке:

Парламентская газета № 44 (2089) от 8 ноября 2019 года

Уважаемые читатели!

  1. Покупая электронную версию Издания, вы осознаете, что покупаете ее исключительно для личного (семейного) пользования. Перепродажа или любая другая передача купленного вами номера газеты третьим лицам запрещается и может преследоваться по закону.
  2. Обязанности продавца, в качестве которого выступает Издание, считаются выполненными с момента отправки Покупателю ссылка на скачивание купленного и оплаченного им номера газеты.
  3. Стоимость газеты в розницу 30 руб.

ВАЖНО! Иногда, по независящим от Издания причинам, спам-фильтры Покупателя перебрасывают письмо с заказанной вами ссылкой в папку «Спам». Поэтому если вы не получили от нас автоматически сгенерированного письма со ссылкой, для начала проверьте папку «Спам». Если его нет и там — обращайтесь в нашу редакцию.

Поделиться