869

16 ноября 2018 в 14:16

Суд до консенсуса доведет

На этой неделе одна за другой прошли две пресс-конференции, в той или иной степени касавшиеся резонансной августовской аварии, повлекшей за собой загрязнение рек Ирелях, Малая Ботуобуя и Вилюй, но диаметрально разнившиеся в достаточно важных вопросах. Заместитель генерального директора АК «АЛРОСА» Алексей Дьячковский выразил ранее возмутившее общественность мнение, что пострадавшим районам необходимо профинансировать строительство водоочистных сооружений за счет дивидендных выплат компании. Прямо противоположно этому высказался министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии Сахамин Афанасьев, подчеркнув, что республика будет настаивать на полном возмещении принесенного ущерба экосистемам рек.

Дивиденды раздора
8 районов республики, входящих в состав «алмазной провинции», являются владельцами 8% акций «АЛРОСА», за счет чего ежегодно получают дивидендные выплаты в местные бюджеты. В 2018 году размер выплат каждому району составит по 823 млн рублей. Алексей Дьячковский отметил, что благодаря этим дополнительным средствам доходная часть бюджетов представителей «алмазной провинции» значительно выше остальных районов республики, что, по его мнению, является хорошей финансовой возможностью для решения первоочередной задачи по обеспечению населения чистой питьевой водой. По его словам, данная проблема – отсутствия чистой питьевой воды – характерна для всей республики вне зависимости от деятельности на территории Якутии промышленных предприятий.
«За 10 лет компания целевым образом направила около 7 млрд рублей на строительство водоочистных сооружений, но, к сожалению, многие из этих объектов не работают. В моем понимании, обеспечение населения чистой водой – в первую очередь полномочие муниципальных образований. Они не до конца понимают значение этого вопроса, либо каким-то образом так получалось, что содержание этих объектов было недофинансировано», – сказал бывший заместитель председателя правительства Якутии Алексей Дьячковский, отметив, что главы муниципальных образований должны точно определять приоритеты и направлять средства на действительно важные направления.
В свою очередь министр экологии республики Сахамин Афанасьев высказался на тему того, что необходимо четко разделять понятия плановых платежей, административных штрафов и возмещения ущерба природным объектам. «Любой недропользователь должен обеспечивать экологическую, промышленную, пожарную, техническую, санитарную безопасность своих объектов. Та авария, которая случилась в августе, не имеет никакого отношения к тем правоотношениям, которые установлены по ранее заключенному соглашению. Раз компания взяла на себя обязательства финансировать какие-то направления за счет дивидендов или других источников, то эти обязательства должны выполняться», – в том числе отметил он.

Вопрос ущерба
Сахамин Афанасьев в ходе пресс-конференции по вопросам экологической безопасности подчеркнул, что ущерб, нанесенный водным объектам, должен быть в полном объеме компенсирован и направлен в местные бюджеты по требованию законодательства Российской Федерации, в частности Водного кодекса и Федерального закона «Об охране окружающей среды». По предварительным расчетам ущерб по реке Ирелях составляет 11,1 млн рублей, по реке Малая Ботуобуя – 4 млрд рублей, по реке Вилюй – 22,7 млрд рублей. Расчет на данный момент проходит согласование в центральном аппарате Росприроднадзора. Сумма ущерба будет оспариваться компанией «АЛРОСА» в судебном порядке.
Алексей Дьячковский в начале своего выступления акцентировал внимание собравшихся на том, что компания «АЛРОСА» является бюджетообразующей компанией для Якутии, и это безусловная правда. По его словам, при общем объеме доходов госбюджета в размере 208,5 млрд рублей в 2018 году компания выплатит в пользу республики 49,5 млрд рублей в качестве налогов, 27,2 млрд рублей дивидендов и 3,1 млрд рублей – по отдельным договорам с республикой и в частности с Нюрбинским и Оленекским районами. Также он напомнил про пресловутую «дыру» в бюджете, возникшую в первом полугодии 2018 года в размере 15 млрд рублей и во многом закрытую благодаря компании «АЛРОСА», которая согласилась выплатить дивиденды раньше срока за полгода вперед и оплатила более 13 млрд рублей – эти средства пошли на решение насущных проблем по заработной плате и других вопросов.
«Многие на общественных слушаниях говорили, что компания должна сохранить дивиденды, которые выплачиваются каждому району, и дополнительно предусмотреть затраты на возмещение ущерба по реке Вилюй. Мы говорим, что это невозможно. Невозможно не потому, что мы этого хотим или не хотим – это просто невозможно математически», – добавил Алексей Дьячковский, предприняв попытку популярно объяснить на примере 10 рублей, что любое увеличение затрат ведет к снижению прибыли компании, что также влечет за собой снижение уровня выплачиваемых налогов и дивидендов, которое может в будущем в целом негативно отразиться на доходах республиканского бюджета.
«Без компании республика не выживет. Республика и компания – это одно целое», – в качестве итога отметил Алексей Дьячковский.
При этом «АЛРОСА» на сегодня находится в достаточно сложных условиях вследствие аварии на трубке «Мир», после которой существенно снизились объемы добычи алмазов. Главный инженер Мирнинского ГОК Ньургун Захаров отметил, что запуск Верхне-Мунского месторождения не до конца покрывает образовавшийся дефицит, но заключил, что потери могут быть восполнены за счет выхода на проектную мощность рудника «Удачный» и запуска в работу трубки «Юбилейная», но это произойдет точно не в ближайшие годы. Также Алексей Дьячковский рассказал о рисках, угрожающих компании, в числе которых значительно более дешевые искусственные алмазы, которые в самых пессимистических сценариях могут полностью заместить на рынке свои природные аналоги, и растущее молодое поколение-миллениалов, слабо проявляющее интерес к покупке бриллиантов в качестве ювелирных украшений.
«Мы, конечно, понимаем, что компания – самый крупный налогоплательщик в бюджет республики, но факт загрязнения зафиксирован и с этим ничего не поделаешь, поэтому ущерб должен быть возмещен. Сегодня подсчет ущерба экологическому состоянию водных объектов сделан, при этом ущерб подсчитан не только республиканским министерством, но и федеральными структурами. Сумма ущерба будет взыскана с компании через суд и будет направлена районам, которые пострадали от загрязнения водных объектов, в первую очередь на решение вопроса по обеспечению населения чистой питьевой водой», – ранее выразил свою твердую позицию по этому вопросу глава Якутии Айсен Николаев.

Суд рассудит
Заместитель генерального директора АК «АЛРОСА» Алексей Дьячковский отметил, что если суд признает компанию виновной и определит сумму ущерба, то компания эту сумму выплатит. На вопрос о причинах оспаривания постановлений административных штрафов Росприроднадзора и Минэкологии он, не вдаваясь в подробности, ответил, что для этого существуют определенные юридические основания. Дьячковский подчеркнул, что авария произошла не в результате действия или бездействия работников компании, в качестве основной причины назвав аномально сильные дожди – 17 августа за один только день выпало 82,1 мм осадков, что на 60% выше месячной нормы. Это привело к сокрушительной нагрузке на водосбросный канал Иреляхского гидроузла и последующему разрушению цепочки дамб.
«В соответствии с требованиями Уголовного кодекса РФ, федерального закона по охране окружающей среды, Кодекса административных правонарушений компания и должностные лица привлечены к административной ответственности. К такой же ответственности они привлечены по линии Ростехнадзора и Росприроднадзора», – сказал Сахамин Афанасьев. По его словам, «АЛРОСА» ведет очень агрессивную юридическую защиту, но ни общество, ни природоохранные органы с позицией компании соглашаться не будут. Как сказал министр, форс-мажорные обстоятельства, на которые указывает сторона защиты, не означают снятия ответственности компании за экологическую безопасность всего лицензионного участка.
Опорным пунктом обвинения может стать нарушение, связанное с перемещением промывочного аппарата – драги, ради чего была необходимость перекрытия руслоотводного канала с последующим снижением пропускной способности реки, что возможно и стало решающей причиной аварии. «Наши технические службы считают, что в принципе разрешение у них было и что обращение Минэкологии было избыточным административным действием», – отметил по этому вопросу Алексей Дьячковский.

Поделиться