1388
06 мая 2015 в 11:19
Представители Южной Якутии о проблемах кочевых родовых общин КМНС в связи с промышленным освоением
О проблемах кочевых родовых общин на парламентских слушаниях на тему «Правовое регулирование вопросов взаимодействия промышленных компаний-недропользователей и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в местах их компактного проживания», состоявшихся в Госсобрании (Ил Тумэн) Якутии 28 апреля 2015 года, выступили председатель правления Союза общин Республики Саха (Якутия), глава родовой общины «Бугат» Нерюнгринского района Александр Григорьев и Джулустан Сидоров из Алданского района.
В последнее время проводится интенсивное промышленное освоение территории Южной Якутии. Так, по информации первого вице-премьера Правительства республики Павла Маринычева, в Нерюнгринском районе недропользователи работают в 31 участке недр, в Алданском районе – в 21. Между тем, по данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), на 1 января 2015 года больше всего общин также зарегистрировано в Южной Якутии: в Алданском районе – 23 общины, Нерюнгринском районе – 27 общин. Представители коренных малочисленных народов, выступившие на парламентских слушаниях, отметили, что они понимают, что промышленное освоение имеет стратегическое значение для страны, но при этом подчеркнули, что недропользователи должны понимать, что они ведут свою деятельность на землях, в которых проживают несколько поколений коренных жителей. Они говорят о сотрудничестве, уважительном отношении, взаимодействии с коренными малочисленными народами Севера на всех этапах промышленной деятельности – от начала проектирования до его завершения.
«Создаётся впечатление, что на наших родовых угодьях любой может распоряжаться нашими землями, мы даже не знаем, кто там работает. Наши оленьи пастбища и охотничьи угодья истощены, меняется маршрут выпаса оленей. Мы, коренные жители, не можем вести, как сто лет назад, традиционный образ жизни. В сёлах Кутана, Угоян, Хатыстыр Алданского района, где компактно проживают эвенки, 70-80% населения являются безработными. Основные подряды выигрывают представители других регионов из Сибири, Дальнего Востока, потом сами не работают и по минимальной расценке привлекают местное население. Мы работали на вырубке просеки для высоковольтной линии «Алдан – Олёкма», но с нами не расплатились, второй год ждём оплаты», – сказал Джулустан Сидоров из Алданского района.
«Мы, эвенки Южной Якутии всегда были за интересы России, но справедлив ли с нами, представителями коренных малочисленных народов закон «О недрах»?» – спросил глава родовой общины «Бугат» Нерюнгринского района Александр Григорьев.
Он отметил, что представители коренных малочисленных народов не знают, какие компании ведут изыскательские и другие работы, хотя «по закону» должны быть извещены заранее. «Иногда действия по защите исконной среды обитания и традиционной природопользования расцениваются промышленными компаниями как антигосударственный подход. Хотя мы лишь просим партнёрских отношений, бережного отношения к природе, справедливого возмещения ущерба», – сказал он.
Александр Григорьев внёс ряд предложений для улучшения ситуации. Для устойчивого развития и предотвращения (смягчения) негативных последствий интенсивного недропользования он предложил разработать долгосрочную программу экономического развития района, в котором в обязательном порядке должны учитываться права коренных малочисленных народов Севера. При этом, по его мнению, сама программа должна пройти экологическую и этнологическую экспертизы.
«Конкурсы и аукционы на право пользования участками недр в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов должны включать в их условия, как и условия лицензий, компенсационные обязательства по отношению к данным народам. При этом указанные условия должны исходить от малочисленных народов и их объединений или согласовываться с ними и муниципальными органами, функционирующими в границах осваиваемых территорий», – сказал он.
Пока отсутствуют законы, регулирующие взаимодействие КМНС и недропользователей на территориях традиционного природопользования и промышленности, Александр Григорьев предложил ввести соблюдение обязательных договорных отношений в виде социально-экономических соглашений между муниципальными образованиями, владельцами родовых угодий, а также недропользователями и промышленными предприятиями.
«На основе результатов экологических и этнологических экспертиз и принятых обязательств, отраженных в лицензиях, недропользователи призваны конкретизировать свои обязательства по отношению к ним», – сказал он. При этом указал на необходимость поощрения практики принятия компаниями внутренних актов (например, социальных кодексов, правил поведения) «с включением норм, определяющих их отношение к коренным малочисленным народам с позиций уважения культуры и образа жизни данных народов, материального, финансового и иного содействия им в устойчивом развитии, а также выработку указанными компаниями природоохранных мер».