938

21 августа 2015 в 12:37

Счетная палата проверила

Коллегией Счетной палаты Республики Саха (Якутия) 16 июля т.г. рассмотрены итоги проверки законности расходования средств бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственной программы «Энергоэффективная экономика на 2012-2017 годы и на период до 2020 года».

Объектами проверки выступили 15 субъектов, в том числе 5 органов исполнительной власти республики: Министерство экономики, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, Министерство здравоохранения, Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров, Госкомитет по инновационной политике и науке; Государственное бюджетное учреждение «Региональное агентство энергоресурсосбережения» и 9 муниципальных образований: «Алданский район», «Город Алдан», «Ленский район», «Город Ленск», «Мирнинский район», «Нерюнгринский район», «Город Нерюнгри», «Усть-Янский район», «Поселок Депутатский».

Проведенный Счетной палатой анализ государственной программы, принятой в реализацию требований федерального и республиканского законов об энергосбережении, показал, что в целом в программе соблюдены базовые требования. Вместе с тем, проверка показала, что проверяемая государственная программа содержит оценку ожидаемого результата от реализации только в натуральном выражении в нарушение требования федерального закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по стоимостному выражению ожидаемых результатов.

По данным Министерства экономики РС(Я), фактическое исполнение (кассовый расход) за 2012-2014 годы составило 6 514,5 млн рублей, или 79,8% плановых значений, в том числе за счет федерального бюджета – 313,3 млн рублей, или 107%, государственного бюджета республики – 1 588,5 млн рублей, или 97,5%, бюджетов муниципальных образований – 320,5 млн рублей, или 101,4%, внебюджетных источников – 4 292,2 млн рублей, или 72,5%. Основная доля средств государственного бюджета РС(Я) направлена через соисполнителя – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) в объеме 1 545,6 млн рублей, или порядка 95%.

В целях реализации мероприятий программы Правительством РС(Я) приняты 6 постановлений, регулирующих порядок предоставления субсидий на реализацию мероприятий государственной программы. Анализ и оценка показали их неполное соответствие требованиям федерального законодательства. Проверка соблюдения требований нормативных правовых актов республики по предоставлению и использованию бюджетных средств показала несоблюдение отдельными органами исполнительной власти – соисполнителями государственной программы, муниципальными образованиями – установленных порядков субсидирования и мероприятий государственной программы.
Министерством здравоохранения РС(Я) и Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) несвоевременно оформлены энергетические паспорта, а Министерством здравоохранения еще и неполно проведено энергетическое обследование по подведомственным учреждениям в нарушение распоряжения Правительства РС(Я).

Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) нарушаются сроки внесения предложений о распределении субсидий и сроки подписания с муниципальными образованиями соглашений на получение субсидий. В 2014 году нарушен порядок определения размера субсидии на выплату расходов по мероприятиям энергосбережения в жилищном фонде, в том числе необоснованно предоставлена субсидия МО «Усть-Янский улус (район)» в размере 8 921,1 тыс. рублей. Наличие необоснованных расчетов при определении размеров субсидий на софинансирование муниципальных программ по энергосбережению и для обеспечения обоснованности расходов государственного бюджета требует проведения качественных проверок и анализа органами исполнительной власти, ответственными за формирование расходов бюджета на выделение субсидий, и уполномоченного органа по регулированию тарифов.

При проверке законного использования бюджетных средств в министерствах, ведомствах и муниципальных образованиях установлены нарушения, недостатки и риски на сумму 65 519,4 тыс. рублей, в том числе: нарушение принципа целевого характера бюджетных расходов на сумму 24 600,9 тыс. рублей, нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств на сумму 13 999,7 тыс. рублей, нарушения порядка предоставления субсидий на сумму 9 653,6 тыс. рублей, риски нецелевого использования средств государственного бюджета муниципальными образованиями на сумму 5 486,0 тыс. рублей, необеспечение возврата неиспользованных остатков средств субсидий и сумм экономии, возникшей по торгам, на сумму 1 164,5 тыс. рублей, нарушение норм гражданского законодательства на сумму 5 801,5 тыс. рублей и прочие нарушения, недостатки на сумму 8 813,2 тыс. рублей.

Основные нарушения порядка предоставления и расходования субсидий, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, а также нарушения бюджетного и гражданского законодательства допущены муниципальными образованиями – получателями субсидий.

Так, факты нецелевого использования средств установлены в МО «Поселок Депутатский» на сумму 13 210,3 тыс. рублей, в том числе направлено не на мероприятия, утвержденные годовым планом, 2033,2 тыс. рублей, перечислено в отсутствие подтверждающих документов – 3 731,9 тыс. рублей, необоснованно принято к оплате по энергосервисному контракту – 7 445,2 тыс. рублей; ГО «Город Якутск» – на сумму 1 377,9 тыс. рублей, в том числе в нарушение условий заключенного договора израсходовано 188,3 тыс. рублей, по завышенной стоимости установлено приборов учета на 739,6 тыс. рублей, необоснованно перечислено за неустановленные приборы учета 450,0 тыс. рублей, при этом сумма 450,0 тыс. рублей в ходе контрольного мероприятия возвращена в доход государственного бюджета; МО «Город Нерюнгри» – на сумму 1 117,1 тыс. рублей, в том числе повторно перечислено за выполненные работы 345,5 тыс. рублей, необоснованно оплачена установка индивидуальных приборов учета на сумму 771,6 тыс. рублей, в ходе контрольного мероприятия вся сумма в полном объеме возвращена в доход госбюджета; Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) в МО «Мирнинский район» направлены на мероприятия не предусмотренные перечнем 8 508,3 тыс. рублей; МО «Город Алдан» необоснованно перечислено 232,5 тыс. рублей, в том числе за пломбировку приборов учета 96,5 тыс. рублей, на мероприятия, не входящие в утвержденный перечень, 136,0 тыс. рублей; МО «Илимнирский наслег» повторно перечислено за выполненные работы 34,8 тыс. рублей.

Нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств допущен Госкомитетом по инновационной политике и науке на сумму 300,0 тыс. рублей в связи с выполнением научно-исследовательской работы, не используемой пользователем, МО «Город Нерюнгри» на сумму 4 345,9 тыс. рублей за счет проведения идентичных видов работ по утеплению цокольных перекрытий многоквартирных домов, МО «Поселок Депутатский» на сумму 9 353,8 тыс. рублей за счет оплаты необоснованных и завышенных работ.

Риски нецелевого использования бюджетных средств установлены в МО «Поселок Хандыга», СП «Вилючанский наслег», МО «Сунтарский улус», МО «Поселок Солнечный», СП «Жарханский наслег», которыми представлены документы, не подтверждающие целевое использование, на сумму 3 636,3 тыс. рублей; МО «Поселок Хандыга» необоснованно приобретены индивидуальные приборы учета на сумму 629,6 тыс. рублей; ГО «Город Якутск» перечислено подрядным организациям без предоставления подтверждающих документов 1 220,1 тыс. рублей.

Не обеспечен возврат в доход бюджета не использованных остатков субсидий, сумм экономии, возникшей в результате торгов, на сумму 1 164,5 тыс. рублей, в том числе Министерством здравоохранения РС(Я) и его подведомственными учреждениями – на сумму 942,0 тыс. рублей, МО «Город Ленск» в сумме 222,5 тыс. рублей.

МО «Поселок Депутатский» допущено нарушение статьи 527 Гражданского кодекса РФ, что привело к оплате работ, выполненных подрядной организацией до заключения муниципального контракта, на сумму 5 801,5 тыс. рублей, что является признаком недобросовестности конкуренции, установленной ФЗ «О защите конкуренции». Также ими допущено нарушение статей 9, 19.1 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части изменения существенных условий муниципальных контрактов, в части неопубликования на официальном сайте в сети Интернет обоснования начальной (максимальной) цены муниципальных контрактов.

МО «Поселок Депутатский» за счет средств государственного бюджета РС(Я) принята к оплате экономия по энергосервисному контракту в сумме 42 396,2 тыс. рублей без учета доли экономии, полученной в результате реализации энергоэффективных мероприятий за счет средств государственного бюджета по муниципальным контрактам и средств исполнителя контракта.

В ходе выездных проверок осмотрены 104 объекта в 11 муниципальных образованиях. Результаты анализа уровня оснащенности общедомовыми приборами учета показывают существенное увеличение уровня оснащенности приборами учета к 2014 году по сравнению с годом начала реализации программы, вместе с тем, данные об уровне постановки на коммерческий учет приборов (78,8% общедомовых приборов учета тепловой энергии, 83% по электроэнергии, 65,6% по холодному водоснабжению, 64,6% по горячему водоснабжению – от общего количества установленных общедомовых приборов учета в МКД) свидетельствует о том, что общедомовые приборы учета фактически не эксплуатируются в полном объеме, учет производимых, передаваемых, потребляемых энергоресурсов производится без применения приборов учета используемых энергоресурсов, что не соответствует требованиям федерального закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и не способствует энергосбережению и повышению энергетической эффективности в республике, не отвечает поставленным задачам государственной программы, а также не обеспечивает эффективность использования средств государственного бюджета.

Наличие столь значительного количества нарушений бюджетного, гражданского законодательства и законодательства о государственных закупках еще раз подтверждает необходимость повышения ответственности глав муниципальных образований – получателей субсидий и усиления внутреннего финансового контроля со стороны ответственных исполнителей государственной программы.

Оценка организации управления и контроля за исполнением государственной программы показала, что общую координацию действий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляют Министерство экономики РС(Я) и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я). В итоговых документах контрольного мероприятия отмечено, что в основном ответственным исполнителем в процессе разработки и реализации государственной программы утвержденный Порядок соблюден, при этом в нарушение требований Порядка отсутствуют сведения об осуществлении управления программой ответственным исполнителем, механизм управления программой и не определены ответственные за подготовку и предоставление оперативной (годовой) отчетности и информационных данных, сроки их представления.

Проверкой отмечено, что оценка эффективности за 2012-2013 годы реализации ответственным исполнителем в годовых отчетах о ходе реализации стратегического плана не проводилась, отмечены недостатки и несоответствия при формировании отчетности о ходе реализации и оценке эффективности ответственным исполнителем.

При реализации полномочий по проверке результатов оценки эффективности государственной программы и разработке сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Министерством экономики РС(Я) допущено искажение данных о фактическом кассовом исполнении государственной программы на 67%, доклады за 2012-2014 годы не содержат сведения об основных результатах реализации мероприятий государственной программы; доклады за 2012-2013 годы содержат сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов, не характеризующих достижение цели и задачи программы.

Счетной палатой обращено особое внимание, что в докладах Министерства экономики РС(Я) исполнение представлено только в виде кассового расхода соисполнителей программы за отчетный период, что не отражает реальный факт выполнения мероприятий государственной программы.

Все вышеуказанные недостатки и недоработки в управлении программой и отсутствие оценки ожидаемого результата от реализации в стоимостном выражении свидетельствуют о необходимости внесения поправок в государственную программу.

Е. ЛУКИНА, аудитор Счетной палаты РС(Я)

Поделиться