1130

04 сентября 2015 в 19:42

«Сила Сибири»: год спустя

Год назад, 1 сентября, в Якутске состоялась церемония стыковки первого звена газопровода «Сила Сибири».

Наша газета тогда писала:
«Насколько важен проект прокладки трубы, по которой газ потечет из России в Китай, доказывает то, что на его запуске присутствовали Президент РФ Владимир Путин и заместитель Председателя Госсовета Китая Чжан Гаоли.
Встреча лидеров такого уровня и такой политической значимости на якутской земле проводится впервые. В нынешней международной ситуации контакты двух держав имеют беспрецедентное значение».
«Ил Тумэн», №35 от 5 сентября 2014 г.

Газпром разбил в кратчайшие сроки в окрестностях Якутска лагерь, напоминающий инопланетную станцию, которая ненадолго приземлилась в местности Ус Хатын. Такое количество журналистов из ведущих российских и китайских средств массовой информации Якутск принимал впервые. Все мы, кому довелось присутствовать на этой церемонии, понимали, что участвуем в знаковом событии – на день Ус Хатын привлек внимание всего мира.
Позади кризисный год
С того времени прошел год (и какой трудный год!), и ситуация изменилась кардинальным образом из-за падения цен на нефть. Контрактом было предусмотрено, что цена на газ будет привязана к цене на нефть. Если в сентябре прошлого года сделку подвергли критике из-за низкой цены – около 350 долларов за 1000 кубометров, то за год цены на энергоносители упали вдвое.
При нынешней цене на нефть Газпром, наверное, не смог бы получать прибыль, предположил российский аналитик Ильдар Давлетшин в интервью газете Financial Times. Сейчас, по словам Давлетшина, цена на газ может упасть до 175 долларов, и это, определенно, был бы убыточный для Газпрома уровень.
«Возможно, что ситуация изменится, что санкции будут ужесточены или что мы начнем дополнительные проекты», – сказал руководитель финансового отдела Газпрома Александр Иванников, добавив: «Я не могу исключить, что в будущем возникнет ситуация, когда нам потребуется помощь правительства».
Как сообщило издание Business Insider, в конце июля китайское руководство отказалось дать добро строительству второго газопровода, по которому из Западной Сибири должны были бы транспортироваться до 30 миллиардов кубометров газа.
Альянс Россия – Китай
Накануне своего визита в КНР в интервью информационным агентствам ТАСС и «Синьхуа» Путин охарактеризовал энергетическое партнерство с Пекином как «прорывное» и первым делом напомнил о подписанном в мае 2014 года в ходе его предыдущего визита контракте на ежегодную поставку в Китай 38 миллиардов кубометров природного газа по восточному маршруту (проект «Сила Сибири»).
Кстати, ранее Путин потребовал до начала сентября разработать «всеобъемлющий план действий» по развитию инфраструктуры для поставок газа, в том числе по газопроводу «Сила Сибири». Кремлю нельзя ни в коем случае допустить, чтобы проект «Сила Сибири» обернулся провалом.
Холодная финансовая война
Сейчас, когда валютные войны между Китаем и США перешли в открытую стадию, когда цены на нефть продолжают свое падение, когда военное противостояние между НАТО и Россией достигло пика, сравнимого лишь с карибским кризисом, энергетический альянс между Россией и Китаем будет играть ключевую роль в мировой экономической политике. И не допустить его создания – стратегическая задача не только Штатов, но и всей мировой финансовой закулисы, считает профессор МГИМО В. Катасонов.
El Universal (Мексика) назвал это холодной финансовой войной: «Соединенные Штаты Америки и западные союзники противостоят России и ее друзьям на востоке, в частности, Китаю. В этой войне никто не использует ракетного оружия. Главное оружие – финансовые ресурсы, инвестиции, ценные бумаги, акции, капитал. Доллар и евро против рубля и юаня.
Вашингтон договорился со своими партнерами из Саудовской Аравии обрушить цены на нефть с помощью демпинга. Падение цен на нефть в два раза резко ухудшило экономическую ситуацию в нефтедобывающих странах, в том числе в Мексике.
Финансовый кризис, спровоцировавший ухудшение экономической ситуации в Соединенных Штатах, вынудил Белый дом пойти на принятие беспрецедентных шагов для оживления экономики. С одной стороны, Федеральная резервная система снизила базовые ставки, поощряя тем самым покупку долларов вместо вложений в ценные бумаги. С другой стороны – за последние несколько лет США ввели в обращение более трех триллионов долларов, закрепив национальную валюту в качестве мировой. Мы являемся свидетелями искусственного повышения курса доллара и его превращения в удобный инструмент для хранения сбережений».
Издание Yeni Safak (Турция) отмечает ответные шаги: «В последнее время Россия и Китай сосредоточиваются на финансовом взаимодействии. Центральные банки двух стран заключили соглашение о валютных свопах с целью оживить торговлю в национальных валютах. Сразу же после этого, в минувшем ноябре, крупнейший российский банк Сбербанк начал производить аккредитацию компаний в юанях. По данным банка, российские фирмы тепло приняли контракты на основе юаней, новая цель — контракты в рублях.
Самый показательный пример в этом смысле — российский энергетический гигант Газпром. Компания мечтает максимально избавиться от доллара в торговле. В этой связи продолжаются переговоры об использовании юаней и/или рублей при выполнении энергетических контрактов, заключенных с Китаем».
Как считает немецкий финансовый эксперт Йорг Романн: «Это один из элементов большой игры Китая, но и для России это логичный шаг, что за российский газ КНР сможет расплачиваться юанями». Об этом обе стороны сообщили еще в июне. Таким образом, Китай может добиться того, что его валюта станет альтернативой доллару. В свою очередь, Москва, страдающая от западных санкций, получит нового партнера и альтернативную валюту, которую в случае необходимости сможет переводить в доллары.
МВФ как минимум на год отложил включение юаня в список резервных валют, а ведь Китай всерьез претендовал на это. Сейчас, отражая падение котировок своих компаний, Китай распродает гособлигации США, крупнейшим держателем которых является. Американцы предприняли серьезные усилия, чтобы убедить своих союзников не участвовать в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank AIIB), во главе которого стоят китайцы и который создавался как альтернатива Всемирному банку. Автор «Валютных войн», серии книг, основанных на теории заговора, Сун Хунбин уверен, что США будут до последнего биться с юанем. И эта битва «не на жизнь, а на смерть» может завершиться глобальным мировым кризисом, от которого пострадает вся мировая экономика. Не зря же за схваткой гигантов в холодной финансовой войне пристально и с тревогой наблюдают страны третьего мира.
Подарок для Путина?
Изменения в высшем руководстве китайских энергетических гигантов тормозят переговоры с Россией, о чем говорит старший научный сотрудник Московского центра Карнеги Александр Габуев: «Новые руководители не хотят утверждать рискованные сделки. А сделки с Россией являются рискованными из-за санкций, обесценивания рубля и постоянных изменений в налоговом режиме».
Хотя для Китая важно поддерживать хорошие политические отношения с Россией, председатель Си Цзиньпин не станет жертвовать экономикой ради политики, сказал Габуев.
Как сообщило государственное информационное агентство ТАСС со ссылкой на российского посла в Китае Андрея Денисова, новое соглашение в случае его подписания во время визита Путина станет «своего рода подарком». В противном случае стороны продолжат переговоры, добавил он.
В контексте
Именно в эти дни в Китае будет решаться судьба газопровода «Сила Сибири», по которому якутский газ должен пойти в АТР (понятно, что всех деталей российско -китайских переговоров мы не узнаем).
Конечно, запуск «Силы Сибири» имеет огромное значение для экономики нашей республики, но стоит еще хорошо понимать, какая стратегическая роль отводится этому проекту в момент глобальных перемен в мировой экономике и политике.

Поделиться