1010
10 ноября 2015 в 16:41
Вячеслав Штыров внёс ряд предложений для рекомендаций выездного «круглого стола» Совета Федерации в Нерюнгри
В ходе проведения 7 ноября 2015 года в Нерюнгри выездного «круглого стола» Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, на котором обсуждены меры по дальнейшему комплексному социально-экономическому развитию Южной Якутии, сенатор, полномочный представитель Совета Федерации в государственных органах по вопросам развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и Арктики Вячеслав Штыров внёс ряд предложений в проект рекомендаций.
Вячеслав Штыров указал на необходимость учёта предложений по изменению законодательной базы, которые озвучены участниками «круглого стола». Прежде всего, предложения о расширении механизма государственно-частного партнёрства новой формой муниципально-частного партнёрства. Также предложил учесть предложения председателя постоянного комитета Ил Тумэна Юрия Николаева о необходимости внедрения дополнительных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на территории регионов Дальнего Востока путём внесения изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для разработки и включения дополнительных статей, регулирующих порядок проведения закупок товаров, работ и услуг в условиях Крайнего Севера, отдалённых и труднодоступных районах. Кроме того, парламентарием предложено внести изменения в главу 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации в части упрощения требований к налогоплательщикам – участникам инвестиционных проектов, а также в воздушное законодательство Российской Федерации, направленные, в частности, на расширение и повышение эффективности использования лёгких воздушных судов для коммерческих перевозок пассажиров, почты и грузов и выполнения авиационных работ в целях обеспечения транспортной доступности населённых пунктов, находящихся в труднодоступных и отдалённых местностях.
Вячеслав Штыров отметил, что в период разработки проекта федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» не было новых инструментов, которые используются сейчас для развития регионов. «Мы получили новые инструменты, которые возможно применить для этого проекта. Когда он разрабатывался в 2007 году и утверждался постановлением Правительства Российской Федерации, никто не говорил о территориях опережающего развития, там были особые экономические зоны. Поэтому надо рассмотреть этот проект с точки зрения применения новых инструментов», – предложил сенатор. По мнению Вячеслава Штырова, есть два пути. Первый – как предложил на заседании генеральный директор Корпорации развития Южной Якутии Михаил Брук, сделать всю территорию Южной Якутии территорией опережающего развития (ТОР). Но, как сказал сенатор, тогда кроме плюсов могут быть и проблемы. «Например, представьте себе, на территории опережающего развития фактически все предприятия будут работать в абсолютном льготном налоговом режиме, у них будет абсолютная льготная разрешительная система. Как тогда будет жить город, в котором вместе с посёлками 100 тысяч населения? Какова будет его доходная база? И вообще, имеет ли смысл для природных ресурсов использовать режимы абсолютных налоговых льгот, когда предприятие не платит ни НДПИ, ни налог на прибыль, ничего. Этот вопрос не такой простой. Здесь надо взвесить все плюсы и минусы. Но такая модель может быть использована, – отметил он и добавил, что при применении данной модели необходимо ставить перед собой действительно большие цели, – реализовать все то, что заложено в программе развития Южной Якутии, не просто предприятие по добыче железной руды «Тимир» или коксующегося угля, а создание металлургического комплекса, не просто освоение Селигдарского месторождения апатитов, а создание предприятия по производству удобрений и так далее».
Второй путь – в проекте закона прописать различные механизмы по развитию территорий. «Например, в «Инаглинском» ГОКе уже, по сути дела, проект реализуется на принципах государственно-частного партнёрства: предприятие делает производственные мощности, а государство создает инфраструктуру. Они имеют взаимные обязательства. Вот один вариант – инвестиционный проект, реализуемый в рамках Минвостокразвития России». Кроме того, по мнению сенатора, «в Томмоте или в Нерюнгри на базе ремонтно-механического завода и иных можно создать ТОР, в который поместить разные производства». Можно ещё использовать третий вариант, например, при строительстве Канкунской ГЭС. «Иными словами, оставить проект закона, взять его за основу, но к каждой части проекта попробовать применить новые инструменты, которые появились сейчас. И по-прежнему продолжать координировать этот проект закона как единое целое», – сказал Вячеслав Штыров.
Также сенатор предложил обратить особенное внимание на развитие инфраструктуры. «При существующих тарифах на электроэнергию или на железнодорожные перевозки бесполезно вводить режим ТОР, потому что довезти тонну угля до ближайшего морского порта и там переработать будет стоить дороже, чем его добыть», – сказал Вячеслав Штыров и предположил двоякий подход к решению данного вопроса. Первый – законодательное решение по поводу регулирования тарифов на Дальнем Востоке. Второй – целенаправленное развитие инфраструктуры для того, чтобы при помощи технических мероприятий снизить тарифы. В этой связи сенатор предложил рекомендовать Правительству пересмотреть программу развития Дальнего Востока, сосредоточив усилия на инфраструктуре: энергетике, тотальной газификации в связи с приходом газопровода, железной и автомобильных дорогах и тарифной политике.
Ещё один пласт проблем – кадровое обеспечение. «Блок вопросов, которые касаются социальной политики: уровня оплаты труда, гарантий молодым специалистам, в конце концов, особенностей применения материнского капитала на Дальнем Востоке – они тоже требуют своего решения», – отметил он. «Решения о создании ТОРов, особых экономических зон, портов, хороши. Мы их поддерживаем, но никуда не уйти от создания общего, сводного, тотального закона о развитии Дальнего Востока, в котором бы все эти вопросы были урегулированы»,- подчеркнул Вячеслав Штыров.