941
11 декабря 2015 в 14:38
Очередь в детсад: 2016 год все ближе…
Исчезнут ли очереди в детские сады к 2016 году? Все ли сироты, имеющие право на жилье от государства, получают его?
Масса вопросов были затронуты во время парламентских слушаний, инициированных постоянным комитетом Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций, где обсуждалась реализация госпрограммы «Развитие образования РС(Я) на 2012-2017 г.г.».
Эта программа, напомнила председатель постоянного комитета Антонина Григорьева, была принята в республике в 2011 году, и охватывает практически всю сферу обучения и воспитания детей. При этом, судя по всему, в самом ведомстве ее исполнением довольны. «Из 35 целевых индикаторов плановые значения были достигнуты по 33. Не удалось выполнить плановые показатели по трем позициям: ликвидации очередности в детсады, обеспечению жильем сирот и сокращению доли аварийных зданий», — сообщила министр образования республики Феодосия Габышева.
Всего на программу было выделено в 2014 году более 36 млрд рублей, из которых 34701 млн — из бюджета республики, 1 млрд — федеральные средства. При этом по сравнению с 2013 годом финансирование выросло на 19%. В основном этот финансовый прирост, объяснила министр, пошел на модернизацию дошкольного образования, а также на общее образование, что связано с переходом на федеральные стандарты обучения детей.
ыросла и зарплата педагогов — фонд оплаты их труда увеличился с 19 млрд 600 млн рублей в 2013 году до 26 млрд в 2014 году. В итоге, средняя зарплата педагогов общеобразовательных школ, по данным ведомства, составляет 51882 руб., у их коллег в детских садах — 44454 руб.
– Приоритет 2014 года — дошкольное образование. На него было предусмотрено 8 млрд рублей, что в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году. На сегодня создано 5443 места в детсадах, в том числе негосударственных, — рассказывала министр.
Тем не менее, план все-таки выполнить не удалось: охват детей 3-7 лет составил всего 82,9% (предполагалось 88%). Неудачу в ведомстве объясняют неоправдавшимися надеждами на займ Всемирного банка реконструкции и развития, который должен был стать основным финансовым источником инвестпроекта «Инновационное развитие дошкольного образования РС(Я)». Тем не менее, заверила министр, строительство детсадов продолжится, причем, самыми разными способами, включая государственно-частное партнерство, республиканскую программу добрых дел и т.д.
Еще один индикатор, достичь которого в полном объеме не удалось, — это обеспечение жильем сирот. «Если в 2013 году мы должны были обеспечить жильем 250 человек и уложились в график, то в 2014 году список претендующих на такие квартиры резко увеличился до 884 человек. Несмотря на дополнительное выделение средств, очередь все еще велика», — признала министр.
Львиная доля средств программы 24млрд 600 млн руб (68,4%) в 2014 году пришлась на общее образование. В рамках этого было выстроено 12 новых школ, а 29 отремонтировано. Как отмечают в ведомстве, 78,5% ребят сегодня учатся в условиях, отвечающих современным требованиям. Причем, более 44% — по программам федерального образовательного стандарта.
Как сообщила министр, в Год Арктики, который был объявлен в 2014-м, особое внимание (и финансовую поддержку) старались уделять именно северным улусам. В частности, запланировано выделение средств на строительство школ в Чокурдахе, Кюсюре, Хонуу, Черском, на проектирование и возведение школы-детсада в Походске и т.д.
– Кроме того, 20 школ арктических районов подготовились к получению статуса «агрошкола». С 2015 года они реализуют дополнительные образовательные программы по коневодству, рыболовству, оленеводству и т.д., — рассказала Феодосия Габышева.
Между тем, в скором времени, в сфере образования России должна случиться мини-революция — ликвидация второй учебной смены, на чем настаивает федеральный центр. Для Якутии это особенно актуально: здесь после обеда учится 27 тысяч детей (20% школьников), что больше общероссийских показателей. «Что сегодня делается для того, чтобы перевести всех детей в одну смену?» — поинтересовалась у министра народный депутат Алена Атласова.
Она ответила, что работа с Минэкономики РФ и Минстроем России идет, но условия федеральной программы жесткие и не очень приемлемые для Якутии: требуется построить школы не менее, чем на 900 мест. «Руководство республики настаивает, что в наших условиях оптимальны школы с наполнением от 500 мест, и то только в крупных городах. Сейчас этот вопрос обсуждается», — пояснила министр.
Вице-спикер парламента Виктор Губарев поинтересовался судьбой вечерних школ: «Советский опыт организации таких учебных заведений, где ребята получали и профессию, и образование, был лучшим. А сегодня из многих ПТУ вечерние школы убрали — где хочешь, там и учись. Получается, вечернее образование упразднили?» Оказалось, что вечерние школы в Якутии все-таки есть – их 16. Однако сегодня их судьба во многом зависит от расторопности муниципальных образований. «Они создаются как отдельные юрлица или при СОШ. Такую форму обучения может внедрить любая школа. Поэтому многое зависит от МО, того, насколько правильно там все организовано», — пояснила она.
Вопросов по программе прозвучало множество, но в целом ее реализацией парламентарии остались удовлетворены. Среди приоритетных задач, которые были поставлены министерству, – ликвидация очереди в детсады в 2016 году, создание координационного центра для развития единого детского движения «Дьулуур», внедрение современных технологий для развития государственных и официальных языков в республике и т.д.
Кто заплатит школьной техничке?
Впрочем, «гвоздем» парламентских слушаний была не столько программа образования, сколько один вопрос – кто должен платить обслуживающему персоналу школ.
А все дело в том, что в октябре этого года правительство Якутии издало постановление, которым исключило из субвенции зарплаты школьных техничек, дворников и т.д., фактически переложив эту обязанность на муниципальные образования. В муниципалитетах нововведение восприняли, мягко говорят, без энтузиазма. Более того! Там считают, что документ противоречит федеральным законам.
Заместитель главы Мирнинского района по экономике и финансам Георгий Башарин объяснил, почему:
– Мы изучили этот вопрос, как с точки зрения федерального законодательства, так и опыта других субъектов РФ. В федеральном законе «Об образовании в РФ» прямо сказано о том, что эти средства должны включаться в субвенцию, причем, финансирование их — это компетенция субъектов РФ и она не может передаваться в муниципальные образования. Значит, предложенное разделение противоречит федеральным законам, влечет необоснованные расходы муниципальных бюджетов и т.д.
Попутно он сообщил, что аналогичные попытки уже предпринимались в ряде регионов — в Приморье, Хакассии, и везде Верховные суды заставили их отменить.
Судя по всему, точно так же настроены многие из руководителей районных отделов образования. Г.Башарина поддержали начальник управления образования Намского улуса Олег Протопопов, директор Саха политехнического лицея Надежда Тимофеева.
Впрочем, судя по всему, детально разобраться в ситуации намерены и парламентарии, заинтересовавшиеся этой историей. Депутат Юрий Николаев, по предложению которого этот вопрос был рассмотрен особо, считает, что Министерство образования республики совместно с Минтрудом РС(Я) сначала должны разработать четкие критерии, какие работники школ относятся к педагогическому процессу, а какие нет. «Тогда, возможно, многие вопросы отпадут сами собой», — сказал он.
Держать ситуацию на контроле пообещала и Антонина Григорьева, сообщившая, что она получила уже более 40 заявлений-просьб о восстановлении субвенции в прежнем виде.
Справка
За последние годы в республике было введено 400 детских дошкольных учреждений. Благодаря этому очередь в детсады сократилась с 40 тысяч детей до 7 лет в 2013 году до 35 тысяч в 2014-м.