1244
10 марта 2017 в 11:45
Движение добрых дел: о плюсах и минусах
Инициированное в 2000 году движение добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке» оказалось, пожалуй, одним из наиболее успешных социальных экспериментов, которые предпринимались в России в последнее время. И не только потому, что с помощью этой народной инициативы за 16 лет удалось построить 1016 объектов в разных районах Якутии. Главное, что оно оказалось действительно массовым.
О том, что удалось и что не удалось, о плюсах и минусах проекта, шел разговор во время правительственного часа в парламенте Якутии, который в минувший понедельник провел его постоянный комитет по строительству и ЖКХ.
Как сообщила министр архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Вера Кузакова, сегодня в рамках движения добрых дел в районах строятся, в основном, детские сады до 50 мест, малокомплектные школы до 60 мест, объекты культуры и спорта, а также многоквартирные дома для молодых специалистов. Благодаря этой программе, которая идет на условиях софинансирования (средства в виде субсидии выделяет госбюджет, муниципальные бюджеты, а также благотворители и т.д.) удается убить сразу несколько «зайцев». Во-первых, строить объекты, которые не попадают в инвестиционную программу. А во-вторых, возводить их в самых глухих наслегах, деревнях и поселках, что позволяет эти населенные пункты сохранить.
Самое же главное, движение добрых дел смогло эффективно встроиться в государственный механизм обеспечения якутян объектами социальной инфраструктуры. «Благодаря тому, что в 2015-2016 годах при распределении средств из бюджета приоритет отдавался строительству детских садов и жилья в сельской местности, это позволило ввести в эксплуатацию 15 детских садов на 650 мест, 4 малокомплектных школы, 91 жилой дом», — сообщила Вера Кузакова.
Впрочем, за 16 лет обнаружились как плюсы, так и минусы программы. И если к первым можно отнести то, что благодаря ей удалось ликвидировать очередь в детские сады, а также выстроить клубы и спортзалы даже в маленьких населенных пунктах, то к минусам — то, что эти объекты иногда грешат нарушениями.
– Школы порой не отвечают требованиям СанПиН, что в дальнейшем затрудняет получение лицензии на их деятельность, и муниципалитетам приходится тратить дополнительные средства, чтобы все привести в соответствие, — рассказывала Вера Кузакова. Среди других проблем она назвала наличие у одного объекта сразу нескольких подрядчиков, из-за чего не с кого бывает спросить за качество. Нередко уже готовый объект невозможно подключить к инженерным сетям.
Вообще, низкое качество таких объектов, судя по всему, это головная боль ее ведомства, которое выступает госзаказчиком. «Строительный контроль муниципальными заказчиками ведется плохо», — сказала она. В связи с этим предложен ряд мер, которые, как полагают в Министерстве архитектуры и строительства РС(Я), должны изменить сложившийся порядок вещей. Среди них – использование лишь типовых проектов (или повторного применения), положительное заключение госэкспертизы на проект и инженерные изыскания для возведения многоквартирного жилья, обязательный строительный контроль со стороны муниципального заказчика, а также создание на местах общественных советов, которые должны мониторить такие стройки.
Это тем более важно, что по информации начальника отдела по реализации задач движения «Моя Якутия в ХХI веке» Ивана Емельянова, практически каждую неделю в республике сдается то новая школа, то клуб, то спортзал, построенные в рамках движения.
– Якутия первой из регионов инициировала этот проект, и он оказался успешным. В октябре 2016 года на форуме в Сочи при подведении итогов конкурса «Социально-экономическое развитие субъектов РФ» он был назван одной из лучших региональных практик, — сказал он. – Есть правовые нормативы, разработано много повторно применяемых проектов школ и прочего, что позволяет муниципалитетам экономить на проектной документации. Это важно, потому что желание сельчан строить социальные объекты стало нормой жизни. С 2014 года мы начали возводить благоустроенные дома для молодых специалистов. Большинство выполняется по новым технологиям, с использованием быстровозводимых конструкций…
В ходе анализа результатов всенародной стройки предложения внес и парламент республики, который, к слову, держит ее на контроле постоянно. В частности, депутат Юрий Николаев, заметив, что строительство в труднодоступных арктических и северных районах выходит намного дороже, чем в других районах, предложил расходы на транспортные перевозки исключить из стоимости объекта, рассмотрев возможность выделения субсидий.
В то же время глава Хангаласского улуса Гаврил Алексеев сказал: неплохо принять долгосрочный нормативный акт, который бы регламентировал проведение аукциона на полную стоимость объекта. А также пораньше обнародовать перечень объектов. Это позволит муниципалитетам не терять времени.
– Благодаря движению добрых дел республике в основном удалось решить проблему строительства социальных объектов на селе. В то же время спрос на них по-прежнему есть, а значит, проект надо продолжать. Да, отрицательные моменты видны, но их вполне можно устранить и это надо делать, — сказал, подводя итоги, первый вице-спикер Анатолий Добрянцев.
Елена ЕЛЕНИНА
Справка
С 2000 года в республике в рамках движения добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке» было построено 1016 объектов: 91 детский сад, 42 школы, 238 объектов культуры и 180 – спорта, а также 95 многоквартирных жилых домов для молодых специалистов, уехавших работать в районы. За 16 лет на эти цели из госбюджета республики было выделено 2 млрд 194 млн рублей. Такую же сумму предусмотрели муниципальные образования.