1282

22 мая 2017 в 10:02

Цены, которые нас удивляют

Реальная экономика хороша конкретикой. А конкретика славна цифрами, а еще точнее, ценами. О том, что ждет якутян в сезоне весна-лето и в обозримом будущем, четко и ясно пояснила  на брифинге в понедельник председатель Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) Антонина Винокурова.

Компромисса не будет. Компромисса нет. 

Нынешняя весна «подарила» якутянам, что волею природы и географии вынуждены в предледоходный период перемещаться с левого на правый берег матушки Лены и обратно, бескомпромиссное противостояние между перевозчиками и Госкомцен Якутии. Тысяча или две тысячи рублей – разница для кармана потребителя огромна, впрочем, как, выяснилось  и для перевозчиков. Но не менее принципиальны тарифы весной нынешнего года и для Госкомцен Якутии. Правительство наше, как известно, вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку пассажиров суднами на воздушной подушке, поскольку живем на Крайнем Севере.

Установленным тарифом в тысячу рублей по расчетам Госкомцена покрываются все годовые затраты перевозчиков. Те стоят на своем – ремонт и без того недешевого судна обходится «в копеечку». И пошли-таки до конца, объявив забастовку в день проведения проверки одного судна с последующим вызовом  владельца на дачу объяснений.

Не надо быть математиком с высшим образованием, чтобы определить – компромиссный вариант находится на отметке 1500 рублей: и нашим, и вашим. Однако на данный повышающий коэффициент  в период разрушения ледового покрова  предприниматели не согласились. «В былые годы они повышали цены и до 3,5 тысяч», – с обидой в голосе на перевозчиков припомнила Антонина Борисовна.

Главное, чтобы не страдал пассажир. А он разный – одни готовы заплатить за срочность две тысячи, другие –  отложить на десяток дней дела на том берегу. На данный момент организована и вертолетная «переправа», и нижнебестяхское судно готово  возить за тысячу рублей, словом, переправа ни на день не была остановлена. А сейчас и до первого парома недалеко…

Продолжение противостояния следует ожидать поздней осенью, надо полагать.

 Энерготарифы! Быстрее равнение на среднероссийский уровень!

В конце прошлого года, как известно, был принят федеральный закон о выравнивании дальневосточных тарифов на электроэнергию со среднероссийским уровнем. До настоящего момента идет разработка подзаконных актов – механизмов снижения тарифов. Обещанного, как известно, ждут ровно три года – срок действия данного закона определен с 1 января с.г. до 31 декабря 2019 года.

Между тем, надо понимать, что выравнивание напрямую населения не коснется, поскольку действующие у нас тарифы и так в два раза ниже, чем для прочих потребителей. Но опять же не надо быть экономистом семи пядей во лбу, чтобы понять, насколько большой толчок это может дать развитию энергоемких производств. Только для молочного производства, к примеру, экономия может составить 15-20%.

Оттого в республике крайне заинтересованы, чтобы закон для пущей эффективности заработал как можно быстрее. Подготовлены два предложения – механизм выравнивания предлагается ввести не с 1 июля, а с 1 января текущего года с соответствующим перерасчетом потребителям электрической энергии. Также Якутия предлагает сделать перерасчет не только на электроэнергию, но и на сопутствующие, так сказать, тесно связанные  услуги – на все регулируемые тарифы коммунального комплекса: тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения. Как по секрету пояснили на брифинге, оба предложения рассмотрены и учтены. Осталось только принять.

 Недраконовская «коммуналка» с 1 июля опять «укусит»

Очередное изменение тарифов грядет 1 июля и плата каждой семьи, проживающей в Якутии, как обещается, не вырастет более чем на 8,5%. Средний индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по РС(Я) составит 6%. (см. инфографику)

В это трудно поверить, но придется:  столица Якутии входит в топ-10 городов с наиболее комфортными тарифами на ЖКУ. И все благодаря государственной поддержке. Так, размер платежа семьи из трех человек, проживающей в благоустроенной квартире на отметке 10426 рублей. Для сравнения в Сахалинской области – 12560 рублей, в Камчатском крае – 18785 рублей. В республике действуют льготные тарифы, которые существенно ниже экономически обоснованных тарифов и окупаемость коммунальных услуг за счет платежей населения в среднем по республике составляет 29,1%. Остальная часть возмещается ресурсоснабжающим предприятиям из республиканского бюджета, в 2016 году, к примеру, было выделено, 18,7 млрд. руб.

Если ж квартплата превышает 15% от всего семейного дохода, то возникает право на адресную субсидию.  Кроме того, правительством Якутии установлены дополнительные льготы при адресном субсидировании. Словом, хоть и жалуемся мы на «коммуналку», но язык цифр говорит об обратном, и вероятно, хоть как то утешит сообщение об очередном повышении тарифов с 1 июля.

Авиа- и речные перевозки станут социально значимее

Здесь хорошие новости. И прежде всего по социально значимым маршрутам, которых станет существенно больше. Критериями же дотирования авиа- и речных маршрутов является труднодоступность населенных пунктов, низкие доходы населения.

Так, если на авиаперевозки в прошлом году (охват 25 районов)  дотация из бюджета составила 281 млн. руб, то ныне уже 376 млн. руб. То есть увеличение практически на четверть. Если пассажиры оплачивали в прошлом году в среднем 33% от фактической стоимости проезда, то эта планка еще снизится. Количество таковых рейсов увеличится на 16,6%, но при этом опять же тарифы в среднем не останутся на прежнем уровне и увеличатся на 4,7%.

Речными перевозками будет охвачено 14 районов. И здесь дотация из бюджета увеличится почти вдвое – с прошлогодних 41 млн. руб до 81 млн руб в 2017 году.  Плюс существенно увеличится количество запланированных рейсов (402) от 2016 года (309).

В целом на порядка пяти маршрутах, включая такой востребованный, как Олекминск, ныне включенный в перечень социально-значимых направлений, произойдет снижение тарифов.

Кроме того, в нынешнюю навигацию будет использоваться новый подход в зависимости от скорости судов, что позволит снизить  тарифы на некоторых направлениях до39%, впрочем и рост кое-где составит от 2 до 15%.

Словом, летать и плавать внутри по республике в целом станет  выгоднее. И это радует.

Подготовила Александра БУРНАШЕВА

Поделиться