1127

22 сентября 2017 в 14:07

«Мы слишком зависим от курса доллара»

О том, что ждет республику в 2018 году, какие области экономики ее поддерживают и могут ли подняться с колен алмазогранильные предприятия Якутии – в интервью с директором информационно-аналитического центра «Эксперт» НИИ региональной экономики Севера СВФУ Юрием Даниловым.

Кризис кризису рознь

– Предлагаю начать наш разговор с кризиса: как он сказался на России и нашей республике в частности?
– У нас в России глобальный кризис начался в 2008 году, самая острая фаза была в 2009-2010 годах. Этот кризис очень сильно затронул нашу республику – у компании АЛРОСА в связи с падением спроса на алмазы случился большой спад в объемах добычи. Но благодаря тому, что государство поддержало компанию, ей удалось не только сохранить объёмы добычи алмазов, но и выйти в мировые лидеры.

– Что вы имеете в виду, когда говорите о том, что государство поддержало компанию?
– Объясню: в 2009 году, когда спрос на алмазы упал на 90%, Минфин России купил на миллиард долларов алмазов у АЛРОСЫ. Так алмазная отрасль постепенно вышла из кризиса. В то время я предсказал, что благодаря кризису и государственной поддержке у АЛРОСА появился уникальный шанс выйти на лидирующую позицию на мировом алмазном рынке, обойдя компанию DeBeers. И это у нее получилось. Мы сейчас лидируем по физическому объему добычи алмазов. Но у DeBeers цены на алмазное сырье выше, соответственно, и стоимость реализованных алмазов несколько больше.

– Какие страны на данный момент являются нашими основными покупателями?
– В районе 50% алмазов АЛРОСЫ приобретает Бельгия. Кроме того, сейчас большие объемы покупают Объединенные Арабские Эмираты. Они покупают якутские алмазы и перепродают их потребителям. Сейчас в 90% случаев ограненных алмазов производится в Индии. Здесь надо понимать, что мы говорим не столько об огранке не территории этой страны, но и о том, что во многих странах мира работают индийские мастера. Много огранщиков из Индии в тех же в африканских странах и Канаде, где наряду с добычей алмазов создают свою гранильную отрасль, так называемую бенефикацию. Это же самое происходит в Якутии.

– Что сейчас происходит с гранильным производством в Якутии?
– Алмазное производство состоит из трех сегментов: добыча сырья, его огранка, производство и реализация ювелирных изделий с бриллиантами. Специалисты называют его «алмазопровод». Среди этих трех частей средняя часть, огранка, находится между двумя крупными, которые получают максимальную прибыль – добычей и реализацией изделий с бриллиантами. Рентабельность огранки алмазов составляет всего 5-10%. Сравните, при добыче рентабельность – 50%, у третьего сегмента раньше было и до 100%. Сейчас идет некоторое снижение доходности в верхней части алмазопровода, а огранка находится в кризисном состоянии. Особенно это сказывается на России и Якутии. В той же Индии для огранки алмазов не обязательно создавать большие компании, а зарплата огранщиков значительно ниже, поэтому там ситуация другая.

– Могут ли алмазо­гранильные компании Якутии подняться с колен в ближайшее время?
– Если государство и та же АЛРОСА их поддержит, да. У АЛРОСА сейчас есть гранильное производство, но это не является для компании профильным сектором. Наши гранильные предприятия постоянно просят налоговых послаблений и давальческого сырья. Кроме того, у них нет средств для покупки сырья, а ведь они тратят на это 90% своих денег. Так как предприятия кредитуются под высокие проценты, у них сейчас нет оборотных средств. Поэтому у нас в Якутии осталось 4-6 гранильных предприятий.

– А что государство по этому поводу думает?
– Дело в том, что у республики сейчас нет инвестиционных ресурсов для такой поддержки. И потом – предприятия, которые уже оказались в этой долговой яме, их уже сложно поднять. Возможно, нужно создавать новые предприятия, мелкие. В Индии, например, огранкой алмазов занимаются частные лица, небольшие компании.

Что нас ждет?

– Вернемся к кризису – какие цифры и тенденции можно отметить?
– Сейчас, кстати, мировая экономика находится на подъеме. По прогнозам, в 2017 году мировой валовый продукт вырастет на 3,4%. США ожидает подъем на 3%, ЕС – на 2,2% – это уже показатели с учетом данных августа, подсчитанные по 8 месяцам. Основными драйверами роста мировой экономики являются Индия и Китай – у них предполагает больший рост. Теперь о России. Мы можем сказать, что мы вышли из кризиса – в этом году ожидается рост экономики на 2%.

– За счет чего это происходит?
– У нас есть отрасли, которые растут. Например, сельское хозяйство – в этом году, думаю, будет рекордный урожай зерна. У нас экспорт сельскохозяйственной продукции уже превышает 10 миллиардов долларов – это в 2 раза больше, чем от продажи алмазов. Другой фактор – цена на нефть. За восемь месяцев она выросла почти на 15%. И еще мы продаем военную технику. Россия занимает вторую позицию по продаже оружия. Плюс реализация различного сырья. Очевидно, что добыча алмазов для России не играет такой значительной роли, как для Якутии.
Поскольку цена на нефть выросла, у нас начал укрепляться рубль. За восемь месяцев он вырос по отношению к доллару на 12,5%. Инфляция в стране снизилась – сейчас она составляет всего 3,2%. С одной стороны, это хороший показатель, с другой – опасный. При сильном рубле наши предприятия и товары становятся менее конкурентоспособными. Для Якутии то, что рубль укрепляется, тоже не есть хорошо.

– А что нас ждет в 2018 году?
– Я думаю, у нас в стране все заточено на президентские выборы 2018 года. Правительство стремится максимально стабилизировать экономику, сдержать инфляцию. Низкая инфляция достигнута за счет чрезмерного регулирования рынка и низкой покупательной способности населения, его чрезмерной закредитованности. 38 миллионов россиян должны по кредитам почти 11 триллионов рублей. С этим у нас есть и будет проблема.
У нас экспортоориентированная экономика, и мы зависим от курса доллара. Поскольку он ослаб, в рублях мы получаем меньше. Если в прошлом году по доходам у нас было 175, 1 миллиардов рублей, то в этом году планируется 170 миллиардов – это мы говорим о Якутии. Доллар упал почти на 10%, и, я думаю, возможно, эту планку в 170 миллиардов придется еще снизить.

– Есть ли риск неисполнения бюджета республики или его значительного снижения?
– Риск есть, и большой. АЛРОСА уже по полугодию снизила отчисления в бюджет, у них снизились доходы. Цены на алмазное сырье сохраняются, но даже если объемы добычи будут прежние, из-за ослабления доллара в рублях доходов будет меньше. Значит, будут меньше и отчисления в бюджет.

– Как на доходы компании АЛРОСА скажутся августовские события в Мирном?
– Закрытие шахты «Мир» приведет к снижению добычи процентов на 5%. С другой стороны, сейчас наверняка повысили планы другим подразделениям компании. Буквально на днях президент АЛРОСЫ был в Архангельске и заявил, что там компания добудет на 200 тысяч каратов алмазов больше. Самый большой по объемам добычи ГОК – Айхальский. Я предполагаю, что объемы реализации останутся на прежнем уровне. В АЛРОСЕ кризиса не будет: объем доходов снизится, но этого хватит на их расходы. Плюс, добавлю, сейчас компания ведет разработку Верхне-Мунского месторождения, это примерно в 200 км от города Удачного, где у АЛРОСЫ очень мощная фабрика, которая и будет перерабатывать добытое сырье. Наверное, в 2018 году компания уже начнет работать на новом месторождении и сохранит лидирующий в мире объем добычи.

– Сейчас руководство республики уделяет большое внимание развитию сельского хозяйства. Как думаете, может ли эта отрасль стать для республики локомотивом экономики?
– Нет. В этом году я заметил положительную тенденцию роста сельского хозяйства за счет частных крестьянско-фермерских предприятий. Они стали наполнять внутренний рынок. Если мы раньше завозили значительную часть продукции извне, то сейчас явно почувствовали, что цены на сельхозпродукцию, особенно на плодоовощную, снизились. Вероятно, сказывается поддержка государства. И, наверное, у фермеров сформировалась своя идеология.
Прямая поддержка сельскохозяйственных предприятий, на мой взгляд, – это не совсем правильно. Например, «Нерюнгринская птицефабрика» сейчас в кризисном состоянии, несмотря на поддержку. Слишком большая опека государства приводит к тому, что предприятия становятся не конкурентоспособными. Они привыкают и живут не по средствам, не думают о выживании. Республике стоит уделять больше внимания тем фермерам и крестьянам, которые показывают реальный рост продукции из года в год.

Туяра ПАВЛОВА

Поделиться