621

02 августа 2019 в 12:56

«Инвестиции должны быть эффективными»

В эти дни в республике полным ходом идут консультации представителей всех уровней власти, связанные с предстоящим совершенствованием сети государственных и муниципальных учреждений социальной сферы. Отменив пресловутое постановление № 202, руководство республики пытается найти сбалансированные решения, которые учитывали бы не только требования более эффективного расходования бюджетных средств, но и потребности муниципалитетов.

Специально созданной для этого проектной группе, куда помимо членов правительства вошли народные депутаты Ил Тумэн, предстоит найти их оптимальную модель. О том, как идет работа, мы попросили рассказать члена группы, председателя постоянного комитета Ил Тумэн по строительству, ЖКХ и энергетике Якова Ефимова.
– Это действительно очень непростой процесс, потому что в индивидуальном порядке рассматривается не только каждый улус, но фактически каждый населенный пункт. В минувшую среду мы заслушали глав Таттинского, Вилюйского и Ленского районов. До этого -– Томпонский, Верхневилюйский, Сунтарский, Нерюнгринский и Усть-Алданский улусы.
По уже сложившейся практике до совещаний, которые проводит председатель правительства РС(Я) Владимир Солодов и куда приглашаются главы районов, а также представители всех ключевых министерств, свои предложения по упорядочению сети учреждений улусы отрабатывают с каждым профильным министерством. При этом рассматривается не просто улус в целом, не просто населенный пункт, а каждая больница, школа, клуб, библиотека и т.д. Надо сказать, столь скрупулезный стиль работы задает сам Владимир Викторович, который досконально разбирается со всеми спорными моментами, стараясь разрешить все возникающие разногласия.
При этом, чтобы понять, насколько эффективно функционирует то или иное учреждение, во внимание берется буквально все. Если это, к примеру, детский сад, то количество детей в группах, метраж, затраты на одного ребенка и т.д. Если речь о школе, то рассматриваются результаты ЕГЭ и т.д. В итоге к совещанию у премьера удается получить более целостную картину. Хотя без разногласий не обходится. До окончательных решений еще далеко – сейчас идет обсуждение, что и как придется менять.

– Яков Ананьевич, не получится ли так, что какие-то поселки останутся без клубов, школ, больниц и т.д.?
– Конечно, этого не случится. Есть федеральные требования, которые обязательны для всех. Что касается тех же учреждений здравоохранения, то президент страны высказался по этому поводу предельно четко: если в населенном пункте живет 100 человек, там должен быть ФАП. Так что нормативы существуют, и придерживаться их должны во всех регионах.
Другое дело – неэффективное расходование средств. Это когда, например, школа в населенном пункте есть, а учеников у нее практически нет: учатся 50 детей, причем, в старших классах по одному ребенку или вообще 11-го класса нет. Поэтому рассматриваются все варианты ее более целесообразного использования, включая и такой -– сделать из нее девятилетку.
Но в то же время всем понятно: если ликвидировать старшие классы и переводить детей в другую школу, то там надо создавать для них интернат, соответствующие условия и т.д. А это – новые расходы. Поэтому я и говорю, сейчас изучаются буквально все варианты.

– Насколько болезненным для районов могут оказаться эти решения в плане сокращения кадров?
– Конечно, без сокращения штатной численности не обойтись, особенно, при объединении юридических лиц, когда, например, школы объединяются с садиками. Было два директора – останется один. Однако, как выяснилось, некоторые улусы уже и сами пришли к пониманию, что это надо делать и давно такие программы ведут. Например, в Таттинском районе аналогичная работа по упорядочению расходов по образовательным учреждениям началась еще в 2014 году. На прошлом совещании мы заслушали Сунтарский улус, где такую работу закончили очень быстро, потому что предварительно улус предельно четко отработал вопросы со всеми профильными министерствами, так что разногласий практически не возникло. При этом параллельно рассматриваются перспективы переобучения и последующего трудоустройства высвобождаемых сотрудников.
Безусловно, на местах боятся резких перемен. Люди привыкли: детский сад – отдельно, школа -– отдельно. Все мы – приверженцы устоявшихся обычаев и привычек, но бывают ситуации, когда с точки зрения экономики без перемен не обойтись. Опять же, если говорить о слиянии школ и детсадов, то оно будет не повсеместным. Но у многих глав муниципальных образований иной взгляд. Так что пока и это на стадии обсуждения.

– Учитывается ли специфика районов?
– Конечно. И отдаленность, и труднодоступность. Буквально каждый населенный пункт изучается с точки зрения его транспортной инфраструктуры: где он находится, есть ли автодорога, федеральная она или местного значения. Берутся во внимание демографические показатели района и каждого поселка, причем, в динамике: растут они или наоборот снижаются…
При этом, я должен сказать, что в процессе обсуждения речь идет не только о сокращении-урезании, но и о строительстве новых объектов – более необходимых тому или иному району. Ведь цель упорядочения действующей структуры как раз в том и состоит, чтобы пересмотреть механизм инвестиций, сделав их максимально эффективными, и перенаправить на более актуальные потребности районов.

Елена ВОРОБЬЕВА

Поделиться