912

02 августа 2019 в 19:21

С Нижнего Бестяха по рельсам в путь!

В субботу, 27 июля, переполненный людьми вокзал Нижнего Бестяха в торжественной обстановке встречал своих пассажиров, которым досталась почетная миссия первыми шагнуть из вагонов поезда на праздничный перрон станции. Так было ознаменовано долгожданное завершение строительства Амуро-Якутской магистрали, практически связавшей железнодорожной сетью Якутск со всей страной. Этот исторический день на протяжении нескольких десятилетий предваряла тяжелая работа строителей железной дороги, благодаря усилиям которых до центральной части Якутии добрались пассажирские поезда.

Первый пассажирский
Торжественная встреча первого пассажирского поезда на железнодорожной платформе началась под оглушительные гудки бодрого «ветерана» 1954 года выпуска – легендарного грузового паровоза серии Л номер 36-53, который на данный момент эксплуатируется на Круго-Байкальской железной дороге, а до этого на протяжении 55 лет трудился на Восточно-Сибирской железной дороге.
Затем, под звуки фанфар, на перрон медленно въехал сам «виновник» события – первый пассажирский состав, который на станцию привел локомотив компании «Железные дороги Якутии» под управлением машиниста Юрия Пыльцына и помощника машиниста Андрея Москвитина. Почетными пассажирами стали ветераны строительства БАМа и АЯМа, сотрудники компании «Железные дороги Якутии», представители общественности, журналисты, руководители муниципальных образований, внесших вклад в строительство железнодорожной линии «Беркакит – Томмот – Нижний Бестях». Среди почетных пассажиров особое место заняли ветеран строительства, комиссар отряда «Якутский комсомолец» Гавриил Адамов со своим внуком Владиславом.
На перроне поезд встретили глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев, государственный советник республики Вячеслав Штыров, депутат Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации Галина Данчикова, генеральный директор компании «ЖДЯ» Василий Шимохин, члены правительства республики, народные депутаты Ил Тумэн, представители общественности, ветераны железнодорожного транспорта, бойцы отряда «Якутский комсомолец», произведшие в 1985 году укладку «серебряного звена» этой железнодорожной магистрали, а также бойцы Студенческого строительного отряда Дальневосточного университета путей сообщения.
После торжественной встречи на привокзальной площади вокзала в честь запуска первого пассажирского поезда на станцию Нижний Бестях были проведены торжественная программа и концерт, продлившийся до вечера.

Вспоминая прошлое и намечая планы
«Сегодня поистине исторический день, который наша республика ждала более 30 лет. 27 июля началось регулярное пассажирское движение поездов до центральной Якутии. Это событие, которое трудно переоценить. В истории Якутии до сих пор помнят тех, кто прилетел первым пассажирским самолетом, прибыл первым речным теплоходом, а с сегодняшнего дня будут и те, кто прибыл первым пассажирским поездом на станцию Нижний Бестях», – поздравил собравшихся глава Якутии Айсен Николаев, подчеркнув, что участок железной дороги от Томмота до Нижнего Бестяха протяженностью 439 км, где проложены 65 мостов, является одним из самых сложных инженерных сооружений в России за последние десятилетия. Ил Дархан выразил благодарность второму президенту Якутии Вячеславу Штырову и всем тем, кто принимал участие в строительстве железной дороги, начавшейся со строительства БАМа.
Николаев отметил, что открытие пассажирского движения с Нижнего Бестяха открывает для республики огромные перспективы как в удобстве сообщения, так и в транспортной логистике. Он выразил уверенность, что запуск первого поезда станет еще одним стимулом для строительства моста через Лену в районе города Якутска. По его словам, железная дорога еще не закончена – она будет продолжена по Якутии к северо-востоку России до Магадана. В тот же день был установлен памятный верстовой столб от Нижнего Бестяха до Магадана.
«Открытие пассажирского движения на железной дороге означает, что она полностью готова и все работы выполнены. Теперь она может служить как для решения народнохозяйственных задач, так и для нужд каждого человека, потому что обеспечивает возможностью передвигаться по просторам республики и всей нашей великой России», – сказал государственный советник республики Вячеслав Штыров, в годы президентства принимавший непосредственное участие в принятии решений по строительству железнодорожной линии.
Он рассказал о том, что история этой стройки началась задолго до начала прокладки железной дороги до Центральной Якутии, когда в 1985 году вышло постановление правительства СССР о строительстве железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск. По его словам, импульсом послужил Малый БАМ, когда железная дорога пришла в Беркакит, и руководство республики, в лице первого секретаря Якутского обкома партии Гаврила Чиряева и Юрия Прокопьева, поставило вопрос о необходимости продолжения железной дороги. Штыров отметил, что на уровне союзного правительства колоссальную поддержку оказал проекту Николай Рыжков.
«Когда наступили тяжелые 90-е годы, надо прямо сказать, дорога оказалась бесхозной и никому ненужной. Тогда руководство республики вынуждено было взять все заботы о ней на себя. В тех обстоятельствах невозможно было строить быстрыми темпами: стояла задача сохранить трудовые коллективы и сберечь то, что уже сделано. И эта задача была выполнена. В ее решении принимал участие первый президент Республики Саха (Якутия) Якутии Михаил Николаев, зампред Иван Черов, министр Владимир Членов», – поделился воспоминаниями Штыров. Он отметил, что этого удалось добиться благодаря поддержке президента РФ Владимира Путина и зампреда правительства РФ Владимира Яковлева.
Вячеслав Штыров подчеркнул, что нельзя останавливаться на достигнутом, отметив, что экономические, геополитические, стратегические интересы России требуют продолжения дороги на северо-восток страны. Он выразил уверенность, что в скором времени начнется строительство магистрали в сторону Магадана, Ленска и далее.
Депутат Госдумы РФ Галина Данчикова воздала честь строителям железной дороги, отметив, что подобная стройка требует больших усилий, упорства и отваги, так как работа проходила в сложных географических условиях, через вечную мерзлоту, болота и реки. «Время докажет, что регулярные пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте в Якутии будут востребованы. Пусковой комплекс Беркакит – Томмот – Нижний Бестях, который благодаря усилиям всех участников грандиозного строительства сдается в постоянную эксплуатацию, это действительно долгожданное событие для якутян», – подчеркнула она.
«Тысячи и тысячи километров, тысячелетняя тайга, вечная мерзлота покорены. Рельсы пришли в центр Якутии, сбылась эта мечта. Теперь мы передаем эстафету молодым ребятам. Потому что это не тупик, это не конец – рельсы еще пойдут вперед. Будущие вехи также будут отмечаться трудовыми успехами», – сказал в своем выступлении Герой социалистического труда, ветеран БАМа Иван Варшавский.
В завершение генеральному директору «ЖДЯ» Василию Шимохину был торжественно передан акт о технической готовности пускового комплекса «Томмот – Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот – Якутск железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск». Также состоялось вручение государственных и ведомственных наград участникам стройки.

Значение для экономики региона
Как заявил Айсен Николаев, после введения в эксплуатацию железнодорожного участка ожидается снижение стоимости транспортировки ряда грузов в Центральную Якутию практически на 25-30%.
Он отметил, что в компании «Железные дороги Якутии» основной состав коллектива составляют местные жители. «Помощник машиниста Москвитин, который привел первый пассажирский поезд, – выпускник Нижне-Бестяхского колледжа, специально построенного для подготовки работников железных дорог Якутии. Это говорит о том, что программа уже успешно реализуется», – сказал он.
Отвечая на вопросы журналистов, Айсен Николаев также выразил уверенность в том, что с появлением регулярного пассажирского железнодорожного сообщения увеличится количество организованных групп туристов с Дальнего Востока и Восточной Сибири, учитывая то, что тарифы достаточно демократичны при наличии социальных скидок, действующих по всей системе «РЖД». «В любом случае, появление пассажирского сообщения через железную дорогу – это один из плюсов для развития как выездного, так и въездного туризма», – прокомментировал Ил Дархан.

Дьулус БОРОЧКОВ
наш спец.корр.

Поделиться