715

11 ноября 2019 в 16:02

Госзакупки как мера поддержки

Для поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Якутии намерены серьезно нарастить объем закупок у этих предприятий. Такая информация прозвучала во время круглого стола, который на этой неделе инициировал в Ил Тумэн его постоянный комитет по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры.

Порог становится выше
Тема повышения доступности закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства, действительно, сейчас актуальна, как никогда. Это один из наиболее мощных рычагов в процессе стимулирования экономического потенциала страны.
Как заметил руководитель постоянного комитета Ил Тумэн, курирующего вопросы предпринимательства, Игорь Григорьев, система государственных закупок может решать различные задачи – от поддержки экспорта до поощрения производителей. Однако, как оказалось, используется она сегодня не столь эффективно, как предполагалось. «Мы столкнулись с ситуацией, когда многие местные предприниматели просто не в состоянии конкурировать с большими структурами. Поэтому хотелось бы, чтобы на местное производство выделялось 10-20% от общих сумм госзакупок, проводимых в Якутии», — сказал он.
По данным Минфина республики, в целях поддержки субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО в Якутии был реализован ряд мер. В их числе, введение минимальных пороговых показателей по закупкам. В 2017 году они были заявлены на уровне 25%, в 2019-м – уже 40%. В итоге, как сказала заместитель министра финансов РС(Я) Алена Неустроева, это позволило добиться положительного роста объема таких закупок. К примеру, если в 2012 году их доля составляла лишь 5,7%, то к 2019–у она выросла до 40,4 %. При этом в среднем число участников закупок в одной процедуре увеличилось с 1,6 в 2012 году до 2,8 в 2019-м.
То, что постепенно объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства растет, подтвердил и замминистра предпринимательства, торговли и туризма Максим Прокопьев. Он сообщил, что прирост объема закупок у субъектов среднего и малого предпринимательства за первое полугодие 2019 года по сравнении с прошлым годом составил 7%. «В 2018 году наше министерство выдало 281 положительных заключений по планируемым закупкам. За первые шесть месяцев 2019 года – 130 положительных заключений», — добавил он.
Чтобы закупки для субъектов малого среднего предпринимательства республики стали более доступными, в августе этого года Центр закупок РС (Я) запустил подсистему «WEB-Маркет закупок» — региональную информационную площадку, которая включает витрину местных производителей, которая может быть полезна для заказчиков различных видов товаров, работ и услуг. Как сообщил замминистра, это единое информационное пространство предназначено для того, чтобы более оперативно сводить поставщиков услуг и заказчиков.

Законы пора корректировать
И все-таки, несмотря на все новации, проблем в этой сфере на сегодня накопилось немало, и все они требуют скорейшего решения.
Это признала и заместитель министра финансов Якутии Алена Неустроева. И речь не только о том, что субъекты РФ на данный момент потеряли право самостоятельно регулировать планирование закупок в своих регионах. Дело в том, что в федеральный Закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последние годы было внесено столько поправок, что пользоваться им сейчас стало очень сложно.
Не менее серьезным сдерживающим фактором, по мнению председателя комитета по развитию системы закупок Торгово-промышленной палаты РС(Я) Сарданы Павловой, является и то, что на сегодня бюджетные, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия лишены права предоставлять преференции субъектам малого и среднего предпринимательства. Оно предоставлено только тем заказчикам, которые упомянуты в ч.2.ст.1 федерального Закона №223. «В итоге получается так, что, к примеру, Медцентр Якутска может предоставлять преференции, а Республиканская больница №1-НЦМ – нет, хотя лекарств закупает на миллионы рублей», — привела она конкретный пример. Такое положение, по ее мнению, приводит к нарушению норм о конкуренции
Не менее важны и организационные моменты.
– Как известно, ключевую роль в процессе закупок играет контрактный управляющий. В ходе проведенного опроса, более 80% респондентов отметили, что в их учреждении закупочную деятельность ведет специалист, который контрактным управляющим не является, эти функции возложены на него дополнительно. Специалистов по закупкам нет в штатном расписании большинства организаций. Эту работу ведут бухгалтера, экономисты, юристы в свободное от основной деятельности время. Такой подход неэффективен, — заметила она, добавив, что пора на республиканском уровне законодательно отрегулировать этот вопрос.

Особая тема
Особый момент дискуссии – поддержка малого предпринимательства в Арктике. И здесь, если говорить о закупках, проблем тоже немало. Другими словами, если государство хочет, чтобы предпринимательство на Крайнем Севере развивалось, оно должно оказывать ему реальную поддержку. В том числе и посредством госзакупа.
– Сегодня на северах практически не осталось госмагазинов – только частные. Привез частник товар – значит, люди что-то могут купить, нет – значит нет, — говорила народный депутат Елена Голомарева. — В советское время, как известно, государство брало на себя транспортные расходы по доставке грузов, поэтому все, что завозилось в арктические районы, стоило примерно столько же, сколько в центре республики. Эту практику необходимо возобновить и сейчас. Речь о том, чтобы шла господдержка транспортным перевозкам хотя бы при доставке продуктов на Крайний Север, которые осуществляют субъекты малого и среднего предпринимательства.
Также, по мнению предпринимателей, нужно понимать и учитывать специфику Арктики при введении тех и иных норм, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства.
– Например, для того, чтобы участвовать в поставках лекарств, требуют оптовые лицензии. Те аптечные предприятия, у кого обычная лицензия, к закупкам не допускаются. Если учесть, что на Крайнем Севере, как правило, функционируют небольшие аптеки, получается, мы вымываем из Арктики тех людей, которые там сейчас реально работают, вместо того, чтобы им помочь, – сказала Сардана Павлова.

Нужен анализ
Судя по всему, ситуация в этой сфере требует весьма детального «разбора полетов». Такое предложение озвучил и вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев, предложив сделать подробный анализ, проанализировав выполнение федеральных и региональных программ. «Замечания, которые сегодня были высказаны, повторяются не первый раз. С этим надо разбираться», — считает он.
При этом особо он акцентировал внимание на качестве предоставляемых услуг.
– Не секрет, что конкурсы у нас зачастую выигрывают предприятия, которые не имеют достаточных возможностей для выполнения тех или иных работ. Сколько было недостатков при выполнении первой программы по переселению из аварийного жилья! Люди получают ордера на новые квартиры и не могут там жить. Это говорит о том, что не на должном уровне идет контроль за качеством услуг поставщиков, — сказал он, добавив, что заказчики, участвующие в конкурсах для Арктики, должны иметь возможность выбирать поставщиков услуг.
В итоге участники совещания приняли пакет рекомендаций, как парламенту Якутии, так и правительству республики.

Елена ЕЛЕНИНА


Подробнее читайте в свежем номере газеты по указанной ссылке:

Парламентская газета № 44 (2089) от 8 ноября 2019 года

Уважаемые читатели!

  1. Покупая электронную версию Издания, вы осознаете, что покупаете ее исключительно для личного (семейного) пользования. Перепродажа или любая другая передача купленного вами номера газеты третьим лицам запрещается и может преследоваться по закону.
  2. Обязанности продавца, в качестве которого выступает Издание, считаются выполненными с момента отправки Покупателю ссылка на скачивание купленного и оплаченного им номера газеты.
  3. Стоимость газеты в розницу 30 руб.

ВАЖНО! Иногда, по независящим от Издания причинам, спам-фильтры Покупателя перебрасывают письмо с заказанной вами ссылкой в папку «Спам». Поэтому если вы не получили от нас автоматически сгенерированного письма со ссылкой, для начала проверьте папку «Спам». Если его нет и там — обращайтесь в нашу редакцию.

Поделиться