735
29 ноября 2019 в 09:00
О результатах контрольного мероприятия
Счетной палатой Республики Саха (Якутия) завершено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на содержание социальных учреждений республики в рамках реализации государственных программ РС(Я) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» и «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы»», проведенное во исполнение поручения Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 21.11.2018 №58-VI. Отчет по результатам контрольного мероприятия утвержден Постановлением Коллегии СП РС(Я) от 21.10.2019 №21-1.
Предметом контрольного мероприятия являлся процесс предоставления и использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов и центров социального обслуживания республики в рамках государственных программ РС(Я) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» и «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы».
Проверяемый период деятельности: 2016-2018 годы, текущий период 2019 года.
В соответствии с пунктом 24 статьи 8 Федерального закона 442-ФЗ и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.04.2014 №258н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания» дома-интернаты (пансионат) для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и центры социального обслуживания являются организациями, осуществляющие стационарное социальное обслуживание.
На момент проведения контрольного мероприятия в республике действуют:
– 15 домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
– 5 психоневрологических интернатов;
– 1 ГБУ РС(Я) «Республиканский комплексный центр социального обслуживания», созданное в 2018 году в результате реорганизации 4 районных центров социально-бытового обслуживания и комплексного центра соцобслуживания г. Якутска.
В рамках контрольного мероприятия проведены проверки в следующих учреждениях:
– Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия);
– ГБУ РС(Я) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов им. В.И. Кононова» (далее – Капитоновский ДИПИ);
ГБУ РС(Я) «Жиганский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – Жиганский МДИПИ);
ГБУ РС(Я) «Якутский психоневрологический интернат» (далее – Якутский психоневрологический интернат);
ГБУ РС(Я) «Республиканский комплексный центр социального обслуживания» (далее – Республиканский КЦСО).
А также в ходе контрольного мероприятия направлены запросы 17-ти социальным учреждениям.
По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
Финансирование государственных учреждений, оказывающих социальное обслуживание населения, предусмотрено мероприятием подпрограммы «Развитие социального обслуживания населения» (в 2016 году в рамках подпрограммы «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан») государственных программ РС(Я) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 – 2019 годы» (до 2018 года) и «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы» (с 2018 года) в виде предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий и субсидий на иные цели (целевые субсидии), что соответствует целям и задачам подпрограмм.
Указанным мероприятием предусмотрены бюджетные ассигнования на содержание всех социальных учреждений, подведомственных Минтруду РС(Я), независимо от типа и обслуживаемой категории лиц.
Ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств государственного бюджета РС(Я) ежегодно увеличивается, так в 2019 году по сравнению с 2016 годом финансирование увеличено на 42,6%. Предусмотренный объем средств на содержание социальных учреждений составляет от 20,7% до 24,8% в общем объеме ресурсного обеспечения Госпрограммы.
Домам-интернатам и центрам социального обслуживания финансирование осуществляется путем предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзаданий, а также иных субсидий, не связанных с выполнением госзаданий (целевые субсидии).
Виды государственных услуг, доведенных до социальных учреждений при утверждении государственных заданий, соответствуют общероссийскому базовому перечню государственных и муниципальных услуг по виду деятельности «Социальная защита населения».
С 2016 года в республике действует Порядок формирования государственного задания на оказание госуслуг в отношении государственных учреждений Республики и финансового обеспечения выполнения госзадания, утвержденный постановлением Правительства РС(Я) 13.10.2015 №370. Следует отметить, что указанным Порядком №370 не установлен срок заключения Соглашений о предоставлении субсидии на госзадание, что создает риски несвоевременного исполнения учреждениями своих расходных обязательств в начале отчетного года (выплата заработной платы, уплата налогов, перечисление поставщикам и подрядчикам за выполненные работы (поставку товаров) и т.д.). Так, на 2017 год 15 Соглашений о предоставлении субсидии на госзадание заключены 30 января и в начале февраля 2017 года, на 2018 год – со всеми учреждениями Соглашения о предоставлении субсидии на госзадание заключены в феврале 2018 года.
Проверкой правильности формирования Минтрудом РС(Я) государственных заданий на оказание государственных услуг в отношении подведомственных учреждений установлены следующие нарушения Порядка №370:
государственные задания на 2016 год подведомственным учреждениям утверждены с нарушением установленного срока на 20 рабочих дней;
не предоставляется информация по государственным заданиям подведомственных учреждений в Федеральное казначейство;
не обеспечено требование пунктов 11, 12 Порядка №370, согласно которому объем финансового обеспечения выполнения госзадания рассчитывается на основании количества госуслуг (работ);
объем финансового обеспечения выполнения государственного задания не уменьшен на объем доходов от платной деятельности исходя из объема государственной услуги, за оказание которой предусмотрено взимание платы. В результате необоснованное завышение объема субсидий на выполнение госзаданий при заключении Соглашений о предоставлении субсидий на выполнение госзаданий составило на общую сумму 447 378 тыс. рублей, в том числе: на 2016 год – 340 289 тыс. рублей, на 2019 год – 107 089 тыс. рублей;
отчет о фактическом исполнении госзаданий учреждениями социального обслуживания населения за 2016 год представлен в Минфин РС(Я) 17.10.2017 или через 7,5 месяцев после истечения срока представления – до 1 марта. Кроме этого указанные отчеты за 2016-2018 годы представлены в произвольной форме, не соответствующей установленной Порядком №370.
Всего за 2016-2018 годы домам-интернатам и центрам социального обслуживания предоставлены субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на общую сумму 4 725 173,3 тыс. рублей или 43,56% от общей суммы на реализацию мероприятия «Содержание подведомственных социальных учреждений», предусмотренной сводной бюджетной росписью. Кассовое освоение поступившей субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзаданий составило 4 624 741,9 тыс. рублей или 97,9% предусмотренных бюджетных ассигнований.
Основную долю субсидии на выполнение госзаданий составляют расходы на фонд оплаты труда работников учреждений: в 2016 году на оплату труда направлено 64,2% от общего объема субсидий на госзадание, в 2017 году – 68,1%, в 2018 году – 79,1%.
Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженностей показал, что задолженности социальных учреждений текущего характера, без образования сумм просроченной задолженности. По состоянию на 1.01.2019 объем дебиторской задолженности составил 12 610,6 тыс. рублей, что по сравнению с предыдущим годом выше на 571,6 тыс. рублей или на 9,5%. Основное увеличение допускается по расходам на коммунальные услуги и по приобретению материальных запасов.
Объем кредиторской задолженности по состоянию на 1.01.2019 составил 4 075 тыс. рублей или ниже уровня предыдущего года на 5 131 тыс. рублей (снижение на 70,9%).
Балансовая стоимость основных средств социальных учреждений за проверяемый период увеличилась на 58,3% и по состоянию на 01.01.2019 года составила 1 585 907,5 тыс. рублей, остаточная стоимость составила 1 033 177,4 тыс. рублей. Уровень износа зданий менее 50% имеют 10 из 21 учреждения, построенных в 2000-ые годы. Наибольший уровень износа (100%) установлен по жилым деревянным корпусам №1 в Томмотском психневрологическом диспансере, общежитиям в Вилюйском психоневрологическом интернате, в филиалах Республиканского КЦСО.
Проверкой расходования полученных средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзаданий социальными учреждениями установлены следующие нарушения и недостатки:
Жиганским МДИПИ в нарушение ст.94 Федерального закона №44-ФЗ и условий заключенных госконтрактов не исполнены обязанности по перечислению оплаты за поставку полученных товаров, выполненных работ на общую сумму 141,3 тыс. рублей, которая на момент проведения контрольного мероприятия не погашена;
в нарушение закона об управлении госсобственностью Республики Саха (Якутия) без предоставления согласия Минимущества РС(Я) Капитоновским ДИПИ сданы в аренду помещение (торговый киоск) и земельный участок под вышку ПАО «Мобильные телесистемы»;
в нарушение ст.9 Закона О бухгалтерском учете объект «Металлическое ограждение» стоимостью 2 122, 4 тыс. рублей не отражен в бухгалтерском учете Капитоновского ДИПИ;
в Капитоновском ДИПИ установлена недостача продуктов питания по 7-ми заключенным контрактам на общую сумму 2 391,05 тыс. рублей, при этом по счетам бухгалтерского учета Учреждения указанные продукты питания оприходованы в полном объеме. Таким образом, в нарушение условий п.2.3.2. Соглашения о предоставлении субсидии на выполнение госзадания не обеспечено использование субсидии в целях оказания государственных услуг, что является нецелевым использованием средств субсидии. По данному факту установленной недостачи материалы направлены в СУ Следственного комитета РФ по РС(Я) письмом от 13.09.2019.
Кроме этого, следует отметить на обеспечение социальных учреждений питанием, медикаментами и мягким инвентарем. Так, при закупке продуктов питания не учитываются остатки на начало года, приобретаются продукты питания и медикаменты, не включенные в Постановление РС(Я) №218 «О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета РС(Я)», при закупке мягкого инвентаря также не придерживаются плановых объемов, рассчитанных в соответствии с указанным Постановлением №218.
Таким образом, в результате вышеуказанного Учреждениями создаются риски неэффективного использования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания, выраженное в приобретении продуктов питания, медикаментов и мягкого инвентаря, не предусмотренных при планировании бюджетных ассигнований на общую сумму 51 191,3 тыс. рублей.
По некоторым наименованиям продуктов питания наблюдается закупка в меньших объемах, чем установлено Постановлением №218, так, всего за проверяемый период закуплено в меньших объемах. Основная недопоставка наблюдается по молочной и кисломолочной продукции (молоко, творог, сметана, сыры), яйцо, свежим фруктам.
Некоторые лекарства, перечисленные в Постановлении №218, фактически не приобретаются. Вместе с тем, приобретаются медикаменты, не входящие в перечень Постановления №218: амоксиклав, антигриппин, арбидол, АЦЦ лонг, диазолин, мезим форте и т.д., что может свидетельствовать о необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в Постановление №218.
В проверенных учреждениях за проверяемый период наблюдается высокий уровень укомплектованности штатных единиц, так по проверенным учреждениям количество внешних совместителей ежегодно снижается.
За проверяемый период установленные показатели средней заработной платы работников социальных учрждений достигнуты, при этом следует отметить, что проверкой Жиганского МДИПИ установлено не достижение установленного плана по должности врачей за 2018 год, так, при установленном показателе 117,6 тыс. рублей, фактически средний размер зарплаты составил 108,1 тыс. рублей.
Проверкой правильности начисления и выплаты заработной платы работникам Учреждений установлены следующие нарушения и недостатки:
в нарушение приказа Минтруда РС(Я) от 05.12.2014 №951-ОД в Жиганском МДИПИ и Якутском психоневрологическом диспансере штатными расписаниями необоснованно предусмотрены должности заместителей директора, фактически начисленная и выплаченная заработная плата которых составила 3 495 тыс. рублей;
в нарушение Положений об оплате труда в Жиганском МДИПИ и Капитоновском ДИПИ должности заместителя главного бухгалтера в 2016 и 2017 годах отнесены к группе руководителей, в результате необоснованно начислено и выплачено на общую сумму 1 480,7 тыс. рублей;
в нарушение условий заключенных Соглашений о предоставлении субсидии на госзадание Капитоновским ДИПИ директору, заместителям директора и главному бухгалтеру выплачены надбавки, непредусмотренные Положением об оплате труда и штатным расписанием, в результате допущено нецелевое использование средств субсидии на общую сумму 81,2 тыс. рублей;
в нарушение Положения об оплате труда штатными расписаниями Республиканского КЦСО на 2018 и 2019 годы для руководителей назначен персональный коэффициент в связи с напряженными, опасными и особо тяжелыми условиями труда, в результате чего допущен перерасход фонда оплаты труда в размере 156,7 тыс. рублей.
На основании заключенных Соглашений на иные цели Минтрудом РС(Я) предоставлены целевые субсидии подведомственным учреждениям на общую сумму 101 866,0 тыс. рублей. Наибольшая доля целевых субсидий направляется на:
– укрепление материально-технической базы и поэтапное обновление компьютерного парка социальной отрасли – 32,2% от общего объема целевых субсидий;
– выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности – 29,3% от общей суммы целевых субсидий;
– формирование доступной среды в сфере социальной защиты и социального обслуживания – 16,9%.
За 2016-2017 годы наблюдается неполное использование подведомственными учреждениями предоставленных целевых субсидий, в 2018 году полученные средства освоены в полном объеме.
Проверкой расходования средств субсидий на иные цели в Жиганском ДИПИ установлены следующие нарушения:
в нарушение ст.94 Федерального закона №44-ФЗ подрядчиком ООО «Эверест» не соблюдены сроки выполнения работ по замене и установке приборов освещения (светодиодные лампы) на сумму 145 тыс. рублей. При этом заказчиком не направлено требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 12.3 заключенного контракта;
на момент проведения контрольного мероприятия приобретенные противопожарные двери в количестве 3 единиц на сумму 70 тыс. рублей фактически не установлены в помещениях Жиганского МДИПИ, что является нарушением условий п.2.3. заключенного соглашения от 23.05.2018 №03-012-119 в части обеспечения эффективного и результативного использования средств целевой субсидии.
Проверкой соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг подведомственными учреждениями Минтруда РС(Я) установлены следующие нарушения Федерального закона №44-ФЗ:
– Капитоновским ДИПИ в нарушение статьи 17 планы закупок в 2017 и 2018 году размещены в единой информационной системе c опозданием установленных сроков;
– в нарушение ст.38 в Жиганском МДИПИ обязанности специалиста по закупкам выполняло наемное физическое лицо на основании договора гражданско-правового характера, а в Капитоновском ДИПИ вообще не назначено такое лицо;
в нарушение статьи 95 в Капитоновском ДИПИ изменены существенные условия 7 государственных контрактов в части установления графика поставки товаров на общую сумму 2 391,1 тыс. рублей;
в Республиканском КЦСО в нарушение п.4 статьи 93 при проведении закупок превышен лимит годового объема закупок товаров, работ, услуг, которые заказчик вправе осуществить на сумму до 100 тыс. рублей на общую сумму 4 276,2 тыс. рублей.
Анализом показателей, отраженных в Отчетах о выполнении госзаданий установлено, что учреждениями не в полном объеме исполнены обязательства по выполнению государственного задания на оказание государственных услуг. Так, за 2016 год из 26-ти подведомственных учреждений не выполнили плановые показатели государственных заданий 16 учреждений или 61,5%, за 2017 год показатели государственных заданий 9 учреждениями выполнены в неполном объеме, за 2018 год показатели государственных заданий не выполнены 6 учреждениями.
Коллегией Счетной палаты Республики Саха (Якутия) (постановление от «21» октября 2019г. №21-1) рассмотрен и утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия и направлены информационные письма Государственному Собранию (Ил Тумэн) РС(Я), Правительству РС(Я), Министерству финансов РС(Я), обращение в Прокуратуру РС(Я) и представления всем объектам контрольного мероприятия об устранении выявленных нарушений и недостатков.
На момент проведения контрольного мероприятия в республике действуют:
– 15 домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
– 5 психоневрологических интернатов;
– 1 ГБУ РС(Я) «Республиканский комплексный центр социального обслуживания», созданное в 2018 году в результате реорганизации 4 районных центров социально-бытового обслуживания и комплексного центра соцобслуживания г. Якутска.
Е.Е. Марков,
Председатель Счетной палаты РС(Я)