582

07 марта 2019 в 15:17

Придавая железу форму

В селе Майя Мегино-Кангаласского улуса в обычном с виду гараже, примечательном тем, что оттуда частенько слышится ритмичный звон от наковальни, ютится мастерская известного якутского кузнеца Егора Романова – одного из тех энтузиастов кузнечного дела Якутии, которые возродили исконную технологию выплавки сырорудного железа, использовавшуюся мастерами прошлого еще в XVII-XVIII веках. С демонстрацией в точности воспроизведенного метода, называющегося сыродутным методом прямого восстановления железа, который требует значительной сноровки и огромного объема физической работы, кузнецы побывали и в Москве, и в центре российского кузнечества Златоусте, поделились секретами мастерства и с казахстанскими ремесленниками.

– Когда вы начали заниматься кузнечным делом? Что именно натолкнуло?
– Отец в молодости был слесарем, он всю жизнь проработал, занимаясь сельхозтехникой. Как говорит моя мама, я всегда наблюдал за ним, за его работой, и уже в возрасте 2 с половиной лет научился забивать гвозди и распиливать маленькие деревянные доски. Когда еще учился в детском саду, однажды нам показали сказку «Илья Муромец», под впечатлением от которого все дети начали лепить из пластилина богатырей. А я почему-то сделал для себя наковальню и молоток, орудуя которыми, как настоящий кузнец, изготавливал сабли. Но серьезно заниматься кузнечным делом, плавить железо и работать с наковальней я начал в 2000-2001 годах, когда вернулся обратно в родное село после студенчества. В молодости мне это было очень интересно, и я постепенно втянулся, сделав это впоследствии своим ремеслом на всю жизнь. Заняться чем-то другим, пойти в новом для себя направлении будет уже сложно, так как годы, как мне кажется, уже начали брать свое.

– Участвуете ли вы в каких-нибудь конкурсах, выставках для кузнецов?
– Да, раньше по возможности старался участвовать. В последнее время в основном принимаю участие в различных фестивалях – показываю мастер-классы по ручной ковке. С 2007 года, объединив усилия вместе с известным кузнецом Александром Даниловым, мы загорелись идеей возрождения древней якутской технологии выплавки железа. Пару раз ездили представлять якутское кузнечное дело с показательными плавками в Москву, где выставлялись на ВДНХ, также были в городе Златоуст, известном в России своим кузнечеством, в прошлом и позапрошлом году нас приглашали в Казахстан – и в этом году нам также вручили приглашение казахстанцы.

– Насколько выгодно в финансовом плане заниматься кузнечеством?
– Смотря каким мерилом мерять, конечно, что-то вроде «Крузака» вряд ли сможешь себе позволить, но и с голоду точно не умрешь. Пока на хлеб хватает.

– Есть ли какой-нибудь эталон, к которому вы стремитесь, мастер, на которого вы равняетесь?
– Когда только начинал, конечно, были. Сейчас я больше слежу за иностранцами – иногда в голове не укладывается то, каким образом они сделали ту или иную работу. Конечно, условия у них совсем другие, оборудование высокого уровня. Мы же делаем по старинке точно так же, как это делали в 19 веке, только с одной единственной разницей, что сейчас используем газ для огня.

– Чем вы сейчас в основном занимаетесь?
– Изготовкой и продажей ножей, за счет чего и живу. Стараемся поставить производство якутских ножей на поток, создать что-то наподобие серийного производства. Должно быть большое количество ножей, а цена – доступной для простых жителей села. Например, в Якутию из-за границы прибывают шведские ножи «Mora Sweden», цена которых сейчас примерно варьируется на уровне 1,5 тысячи рублей. На самом деле мы стремимся к этому, чтобы наши ножи стоили так же. Но пока не получается, пока что наши ножи в среднем стоят 5-6 тысяч рублей, потому что количества мало, а стоимость расходников высока.

– Как много времени вы тратите на создание ножей?
– Раньше, когда еще работал один, успевал делать 1 нож в день. Летом, работая вдвоем, за месяц доводили производство до 80 ножей. Сейчас у меня есть ученик, подмастерье, который уже делает первые успехи, он сильно мне помогает. Также работаю вместе с напарником Дьулустаном Марковым. Делаем иногда на заказ самодельные котлы длительного горения. Помимо этого, мы стараемся уделять внимание реконструкции каких-нибудь древних предметов быта. Если есть интересная работа, что-то монументальное, которое мы можем осилить, то по возможности беремся за нее.

Поделиться