752

29 марта 2019 в 13:00

Да не оскудеет сцена якутская…

Замечательный пост опубликовал в своих соцсетях Глава Якутии Айсен Николаев, поздравив служителей Мельпомены и Терпсихоры, обозначив вехи развития нашего театрального искусства, которое имеет славные исторические традиции и огромный творческий потенциал.

 

«Поздравляю всех с Международным днем театра!
В этот вечер пришел в театр – на церемонию подведения итогов юбилейного, Х республиканского театрального фестиваля «Желанный берег». В нем традиционно принимают участие все профессиональные театры республики, а  их у нас одиннадцать. Помимо этого, в Якутии работают пятьдесят три народных театра. Думаю, мы не только самый большой, но и один из самых театральных регионов России. В числе абсолютных рекордсменов по количеству премьер за прошлый год наряду с Саха театром – Нерюнгринский и Мирнинский театры, по шесть премьер у них состоялось в прошлом сезоне.


Объявляя о старте Года театра в России, наш Президент Владимир Путин отметил, что в нашей стране театр был создан лишь в середине XVIII века, то есть два тысячелетия и три века спустя создания мирового театра. И, тем не менее, за относительно короткий по историческим меркам срок российский театр смог, безо всякого преувеличения, стать ведущим в мире. В России принято долго запрягать, но быстро ехать, пошутил по этому поводу Президент.
Думаю, эти слова в полной мере можно отнести и к бурному развитию якутского театрального искусства, чья история еще стремительнее:
В 1820-х в Якутске появляются первые постановки на русском языке, в 1907 – первый спектакль на якутском, в 1920 году указом якутского ревкома создаются русская и якутская труппы Народного театра, в 1936 году в якутском драмтеатре появляются первые профессиональные артисты, а  ровно через 50 лет – в 1986 году –  спектакль Андрея Саввича Борисова «Желанный голубой берег мой», давший название сегодняшнему фестивалю, получает высшую награду СССР – Государственную премию.


Совсем скоро, в апреле состоится главная Российская национальная премия «Золотая маска», обладателями которой якутяне уже неоднократно становились, и в этом году, объявленном в России Годом театра, мы с нетерпением ждем, как критики и зрители воспримут спектакль Саха театра «Мой друг Гамлет» режиссера Сергея Потапова.
Тот успех якутского кино, о котором сейчас действительно говорят на кинофестивалях мира, сам феномен успешного существования якутского кино был бы невозможен без той профессиональной базы, которую создали для развития нашего кино наши якутские театры.
В этот день я был рад вручить одному из старшейших актеров – из первой плеяды якутских «щепкинцев», актеру Театра юного зрителя, долгое время проработавшему в Нюрбинском театре –  Петру Евсеевичу Андрееву,  звание Народного артиста Республики Саха (Якутия)».

smacap_Bright

4EGOBеК – это звучит странно

По крайней мере, афиша с названием спектакля Нюрбинского передвижного театра не сразу отсылает к homo sapiens, заставляя визуально помучиться. Между тем, пластическая интерпретация по мотивам поэмы Горького «Человек», сама по себе заявка на неклассическую постановку одной из сильных вещей советского поэта и писателя Максима Горького.

Ему же, озвученное устами Сатина из другой вечнозеленой пьесы «На дне», принадлежит крылатое выражение «Человек – это звучит гордо!». Впрочем, эти слова звучат диссонансом на фоне долгой мрачной борьбы каждого за место под солнцем, чем пропитано творчество писателя, с произведениями которого мы знакомы еще со школьной программы.
В общем, Горький это изначально не весело и по-настоящему горько. Да и на спектакли Нюрбинского театра, бессменным руководителем которого является Юрий Макаров, что называется, надо приходить подготовленным. «Выдержать» один час с хвостиком терзаний главного героя в образе высокого молодого человека, на деле оказалась довольно любопытно.

Вот он устал, шатается и стонет; испуганное сердце ищет Веры и громко просит нежных ласк Любви.
И Слабостью рожденные три птицы — Уныние, Отчаянье, Тоска, — три черные, уродливые птицы, —
зловеще реют над его душою и все поют ему угрюмо песнь о том, что он — ничтожная букашка,
что ограничено его Сознанье, бессильна Мысль, смешна святая Гордость…

Человек рождается, чтобы как следует помучиться, и в борьбе с пороками постоянно двигаться вверх, к светлому и чистому, что делает нас людьми. Таков лейтмотив этой, бесспорно, интересной и смелой философской работы. Понятной всем и выразительно переданной посредством движений практически обнаженных тел, скупой бюджетной сценографии (пять занавесок, стремянка, ванна, шланг-лампочка…), а также мощного психоделического музыкального оформления.
Постановку осуществила молодежь: режиссер Маргарита Васильева и художник Туйаара Львова. Хореографию поставил отличник молодежной политики РС(Я) Михаил Семенов, как сообщается на официальной афише. Не сказать, что в воскресный день Сахатеатр был переполнен, но та публика, что выдержала действо, вознаградила труппу и создателей долгими аплодисментами.
А вот жюри республиканского конкурса «Желанный берег» выделило художника спектакля Туйаару Львову, отметив специальным призом «Надежда».

smacap_Bright

Справка

Искусство оформления спектакля – всегда результат сложного визуального и сюжетного осмысления произведения. «Метафизика театра» – это совместная выставка музея и театральных художников.
Первый зал открывается портретами известных режиссеров, артистов, композиторов Якутии в исполнении Петра Романова, Афанасия Собакина, Артура Васильева и др. Органично дополняют живописные произведения скульптурные работы Прокопия Добрынина, Ирины Багинян, Евгении Винокуровой, Валерия Сабкалова. Якутскую сценографию представляет второй зал экспозиции, где выставлены эскизы декораций известных театральных художников – Георгия Туралысова, Владимира Иванова и Геннадия Сотникова. Вызывают живой интерес у зрителей театральные костюмы современных сценографов – Николая Петрова, Лены Гоголевой, Екатерины Шапошниковой, Саргыланы Ивановой и др.
В организации  выставки приняли участие Государственный Академический Русский театр имени А.С. Пушкина, Саха Академический театр имени П.А. Ойунского,  Государственный театр оперы и балета имени Д.К. Сивцева – Суорун Омоллоона, Государственный театр юного зрителя РС(Я), Театр Олонхо РС(Я), Союз Театральных деятелей РС(Я).

Выставка работает для всех посетителей по 15 апреля 2019 г. в Выставочном зале музея по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 12. Справки по тел.: 33-52-79.

 

Премии X фестиваля «Желанный берег»

Обладателями номинаций «Лучший спектакль» стали «Мой друг Гамлет» Саха академического театра им. П.А. Ойунского; «Корсар» Государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева – Суоруна Омоллоона и «Портреты якутских женщин» Театра Олонхо.

«Лучшим детским спектаклем» названа постановка «Приключения Алисы» Государственного академического Русского драматического театра им. А.С. Пушкина. Обладателем номинации «Лучшая женская роль» стала Венера Федотова за роль Медоры в балете «Корсар» (Государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева – Суоруна Омоллоона), «Лучшая мужская роль» – Павел Колесов за роль Ала Булкуна в спектакле «Ала Булкун» (Театр Олонхо), «Лучшая женская роль второго плана» – Екатерина Зорина за роль Маши в спектакле «Чайка» (Государственный академический Русский драматический театр им. А.С. Пушкина), «Лучшая мужская роль второго плана» – Степан Федоренко за роль Дилекторского, Гусара, Доктора в спектакле «Очи черные» (Государственный академический Русский драматический театр им. А.С. Пушкина).
В номинации «Лучшая режиссерская работа» победил Сергей Потапов за постановку спектакля «Мой друг Гамлет» (Саха академический театр им. П.А. Ойунского). В номинации «Лучшая работа художника» награждена Прасковья Павлова (спектакль «Покуда жива любовь», Театр юного зрителя).
Специального приза «Надежда» удостоилась художник Нюрбинского государственного передвижного драматического театра Туйара Львова. Специальная премия жюри присуждена Павлу Семенову за постановку «Киристэпиэл», Театр эстрады.

Александра БУРНАШЕВА

Поделиться