528

07 декабря 2019 в 10:57

Исходя из приоритетного значения

25 ноября 2019 года в парламенте Якутии состоялся «круглый стол» на тему «Об актуальных вопросах пенсионного обеспечения населения арктических районов и мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера», на котором участниками были приняты рекомендации.

Среди народов, проживающих в Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, социальной защиты, сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания.
Постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики провел «Круглый стол» на тему «Об актуальных вопросах пенсионного обеспечения населения арктических районов и мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера».
В «круглом столе» приняли участие народные депутаты (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), представители органов государственной власти РС(Я), уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера РС(Я), главы и специалисты, депутаты представительных органов муниципальных образований, представители общественных организаций РС(Я), эксперты.
В соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 лет и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии, являются нетрудоспособными гражданами, которые имеют право на социальную пенсию по старости. Увеличение возраста с 01.01.2019 не коснулось данной категории граждан, но Федеральным законом № 350-ФЗ от 03.10.2018 внесено изменение в части выплаты пенсии. С 01.01.2019 года пенсия не выплачивается в период работы и (или) иной деятельности, так как самим законом они отнесены к нетрудоспособным гражданам.
Для оформления пенсии необходимо предоставить документы, доказывающие проживание в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р. Однако сегодня не все населенные пункты Якутии внесены в федеральный перечень и жители трех муниципалитетов лишены права на определенные привилегии, которые предусмотрены федеральным законодательством в отношении КМНС.
Участники «круглого стола» отмечают исключительную важность обсуждаемых вопросов, т.к. некоторые оленеводы и рыбаки по независящим от них обстоятельствам не получают гарантированные законом социальные пенсии и доплаты.
К примеру, анализ назначения пенсии оленеводам Жиганского района показывает, что из года в год количество назначенных пенсий сокращается. За работу в качестве оленевода назначается досрочная пенсия мужчинам в 50 лет при стаже 25 лет, и женщинам в 45 лет при стаже 20 лет. По базе данных Пенсионного Фонда в Жиганском районе в настоящее время получают пенсию 36 оленевода, в том числе 3 чумработницы. Если по состоянию на 01.01.2015 года в районе было 45 получателей пенсии оленеводов, то на сегодняшний день число получателей составляет всего 36 человек. Основной причиной является: сокращение поголовья оленей; низкий уровень заработной платы оленевода, что также отражается на размер будущей пенсии. Если анализировать фактический размер пенсии работающего пенсионера-оленевода, то размер пенсии составляет с 15700 рублей до 19700 рубля. В настоящее время из 36 пенсионеров оленеводов продолжают свою работу только 7 пенсионеров в оленеводстве, это в основном мужчины в возрасте до 54 лет.
Для неработающих пенсионеров, живущих на селе и имеющих 30 лет стажа в сельском хозяйстве, с 1 января 2019 года вводится надбавка в размере 25 процентов к фиксированной выплате страховой пенсии, размер которой составит 1333 руб.55 коп.
По данным ПФ в Жиганском районе численность пенсионеров, проработавших в сельском хозяйстве составляет 164 человека. Назначена доплата за сельский стаж только 19 сельчанам, в том числе 15 оленеводам. Из 39 неработающих пенсионеров-оленеводов доплата за сельский стаж установлена только 15 оленеводам, 24 оленеводам не хватает требуемого стажа – 30 лет. Из-за тяжелого труда и быта, развала совхозов и организованных государственных предприятий оленеводы по независящим от них обстоятельствам приостановили трудовую деятельность, тем самым надбавка за сельский стаж не назначена. Сегодня одной из приоритетных направлений комплексного развития Арктики – закрепление людей на севере, борьба с бедностью. И доплата к пенсии для сельских жителей вполне может послужить одним из рычагов для достижения указанных целей. После начавшегося в 90-х годах процесса приватизации, ликвидации государственных предприятий, появления коммерческих структур, процесс получения справок усложнился, так как документы зачастую оказывались утраченными.
Участники «круглого стола» также затронули проблемы по рыбодобывающим хозяйствам, так как работа сезонная работодатели считают не нужным уплату страховых взносов. При этом есть люди, которые трудятся круглый год, но сдают рыбу один раз в месяц и при этом как бы относятся к категории неработающих. Выяснилось, что в случае попустительства хозяйствующих субъектов и местных администраций, рыбаки и охотники могут рассчитывать в будущем только на социальную пенсию.
Следует напомнить, что право досрочного выхода на социальную пенсию коренные малочисленные народы Севера получили в связи с тем, что показатели продолжительности их жизни были и остаются ниже среднероссийских показателей, а также потому, что они жили и продолжают жить в отдаленных и труднодоступных районах с экстремальными климатическими условиями. А трудовая деятельность этих народов в традиционных и практически единственно возможных для них областях хозяйствования существенно и постоянно затрудняется сокращением находящихся в их распоряжении и являющихся источником их существования природных ресурсов. В этой связи правовое регулирование, предусматривающее дополнительные меры в реализации предоставленных им социальных и экономических прав, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, достойном пенсионном обеспечении является одной из задач в сфере государственной национальной политики РФ.
Исходя из приоритетного значения вопросов пенсионного обеспечения, социальной и экономической защиты населения арктических районов и мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, участники «круглого стола» рекомендуют:
– о необходимости контроля со стороны муниципальных образований, налоговых органов за хозяйствующими субъектами и предпринимателями по обязательной уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для формирования пенсионных прав рыбаков и охотников-промысловиков. Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
– с учетом исключительно сложных климатических условий и транспортной недоступности, малонаселенности, ростом безработицы отдаленных районов РС(Я), не способствующих развитию бизнеса изучить механизмы предоставления налоговых преференций и льгот предпринимателям, хозяйствующим субъектам, создающим рабочие места в арктических улусах и выплачивающим пенсионные и страховые взносы своим работникам при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции.
– создание условий для самоорганизации и самообеспечения общин, представителей коренного населения путем предоставления субвенций и налоговых льгот.
– усилить работу на местах по восстановлению трудового стажа оленеводов, рыбаков, охотников. Из-за тяжелого труда и быта, ликвидации совхозов и организованных государственных предприятий оленеводы по независящим от них обстоятельствам приостановили трудовую деятельность, тем самым надбавка за сельский стаж многим пенсионерам не назначена.
– с учетом предложений участников «круглого стола» провести работу по назначении и увеличении надбавки для пенсионеров (оленеводов, рыбаков,охотников-промысловиков), имеющих 25 лет стажа в сельском хозяйстве в размере 30% к фиксированной выплате страховой пенсии.
– с учетом особенностей работы в оленеводстве в экстремальных условиях Севера и минимальным размером пенсий, сокращением продолжительности жизни установить доплату за сельский стаж и работающим пенсионерам-оленеводам в размере 30% к фиксированной выплате. (С 1 января 2019 года выплата социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера осуществляется только неработающим пенсионерам независимо от даты назначения пенсии).
– провести срочную работу по расширению перечня работников сельского хозяйства, которым положена доплата к пенсии. В список не вошли рыбаки и охотники-промысловики, которые приравнены по сфере деятельности к работникам сельского хозяйства, но в перечень не попали.
– провести работу по обновлению и расширению перечня районов проживания коренных малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, поскольку он формировался в 90-х годах, и жители трех муниципальных образований РС(Я) в него не попали.

Подготовила
Наталья ПОПОВА


Просим учесть наши предложения

За прошедшие годы руководством республики проводится планомерная работа по государственной поддержке социально-экономического развития хозяйств коренных малочисленных народов Севера. Проанализировав современное социально-экономическое положение общин КМНС и обменявшись опытом и практикой работы других хозяйствующих субъектов, обращаемся к Правительству РС(Я), исполнительным государственным структурам с призывом учесть в своей работе следующие рекомендации Союза общин РС(Я).
1. Все оленеводческие, охотничьи, рыболовецкие хозяйства КМНС независимо от формы собственности имеют статус «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Это означает, что основным видом деятельности организации является производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Для того, чтобы получить этот статус, доля выручки от реализации продукции сельского хозяйства, должна составлять 75%, что в Крайнем Севере практически невыполним.
На Севере наши хозяйства не могут соответствовать требованиям МСХ РФ к статусу сельхозпроизводителя, а это становится нарушением условий соглашения с МСХ. Статус сельхозпроизводителя подходит для центральных и южных регионов России, которые имеют прибыль от реализации сельхозпродукции. У нас на Севере климатические, инфраструктурные и экономические условия не позволяют иметь прибыль от производства сельхозпродукции.
Сельхозпродукцией считается та продукция, в которую человек вложил свой труд: посеял, посадил, вырастил. Например, это картофель, капуста и продукция домашнего скотоводства. Продукция наших хозяйств, если подойти принципиально к видам хозяйственной деятельности – сбор дикоросов, вылов дикой рыбы, охота на диких животных – всё это относится к возобновляемым природным ресурсам, подпадающие под юрисдикцию Министерства экологии и природоохраны и Федерального агентства по рыболовству. Эти федеральные структуры выдают квоту и разрешения на добычу, контролируют весь маршрут продукции до лавки магазина. И не понятно, на каком этапе возобновляемые природные ресурсы становятся продукцией сельского хозяйства?
В связи с этим очень сложно и непонятно, что является сельскохозяйственной продукцией, нет четкого разъяснения в действующем законодательстве.
Рекомендуем министерству сельского хозяйства и налоговым органам РФ согласовать и дать разъяснение для создания безопасных благоприятных условий со стороны законодательства и надзорных органов для развития сельского хозяйства Севера, разрешить применять единый сельскохозяйственный налог без учета 75 % от реализованной продукции.
Дать толкование термина «сельскохозяйственная продукция», создать понятный механизм развития отраслей коренных народов Севера, соответствующий федеральным законам и требованиям.
Необходимо сделать запрос в Конституционный суд РФ, внести изменения в Закон РС(Я) «О развитии сельского хозяйства».
2. Виды деятельности. Общины коренных малочисленных народов Севера ограничены 13 видами традиционной хозяйственной деятельности, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Тем самым загнаны в ограничительные законодательные рамки. Все юридические лица работают согласно уставным целям и видам деятельности, указанным в уставе организации. Таким образом, общины КМНС не имеют права заниматься другими видами деятельности, на примере эко-туризмом, этно-туризмом, предпринимательской деятельностью.
Рекомендуем расширить перечень видов хозяйственной деятельности или убрать ограничения деятельности общин КМНС, утвержденных Правительством РФ.
Мы считаем это экономическим ущемлением хозяйствующих субъек­тов КМНС.
3. Налоги и страховые взносы. Сегодня хозяйствующие субъекты КМНС в том числе общины КМНС, выплачивают наравне со всеми коммерческими организациями налоги и страховые взносы: НДФЛ 13%, страховые и пенсионные отчисления 30%, налоговый режим ЕСХН или УСН 6%, банковские комиссии 2%, в итоге получается 45-47%. И это практически возможность дальнейшего развития традиционных отраслей и организаций КМНС на крайнем Севере.
Рекомендации:
Правительству РС(Я) рекомендуем разработать совместно с Федеральными органами в изменения в налоговое законодательство и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность общин КМНС:
Объявить «Территориями свободного экономического развития» все места компактного проживания КМНС, также для хозяйств которые занимаются традиционными видами хозяйствования, с соответствующим льготным налогообложением или полным освобождением от налогов и страховых взносов для хозяйств КМНС.
Документ – Закон Республики Саха (Якутия).
4. Экономическое право Общин КМНС. Общины КМНС приравнены к некоммерческим организациям. Сложное финансовое положение традиционных хозяйств, проявляется в нехватке оборотных средств, в отсутствии права получить кредитные ресурсы.
А права получить кредитные ресурсы это возможность развития и реализации рабочих планов и целей хозяйства.
Предлагаю правительству Республики совместно федеральными органами власти:
– включить общины КМНС в число субъектов малого и среднего бизнеса, на которые распространяются государственная поддержка в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поддержки по линии министерство сельского хозяйства Крестьянских и Фермерских хозяйств.
Расширить перечень видов хозяйственной деятельности общин КМНС РФ, утвержденных Правительством РФ, находящихся на территориях традиционного природопользования и традиционно используемых коренными народами.
Общины КМНС это хозяйствующие субъекты, которые ведут хозяйственную деятельность: оленеводство, рыболовство, охотпромысел и другие. Эти хозяйства являются этнообразующими для коренного народа Севера, общины КМНС имеют штат работников с закрепленными охотучастками и рыбоучастками, с развитыми хозяйственными базами и т.д. Тем не менее, со стороны ЗАКОНА ФЗ все наши общины приравнены к некоммерческим организациям по песням и пляскам. Занимаясь только культурой, бесплатными квотами для пропитания, без права на экономическое развитие, это путь к тупику.
Существующими в настоящее время нормами и механизмами, в том числе по налогообложению, предусмотренными законами для общин КМНС, мы обречены существовать «на шее» у государства, быть зависимыми от его решения, жить с протянутой рукой в ожидании субсидии…, но это не путь к развитию. Мы не должны забывать, что мы коренные жители и живем на своей исконной земле и должны иметь такие же права и возможности, как другие субъекты права.
Общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – это основа сохранения этноса.

Джулустан СИДОРОВ,
Председатель союза общин КМНС РС(Я)


 

Поделиться