1022

25 января 2019 в 15:17

О масштабных планах и исторических параллелях

Иван Горохов – представитель поколения советской молодежи. Честно прошел все ступени роста своим упорством и волей к победе во всем. Его жизненное кредо – дорогу осилит идущий и фундаментальность во всем были заложены жизненным опытом. Он рано остался сиротой, как многие сельские мальчишки тех лет вырос в интернате, в жизни во всем полагался только на себя. Он преодолевал трудности и упорно шел к своей цели, что закалило его характер как лидера еще в юношеские годы. В 1963 году впервые в истории Верхоянского района ему за отличную учебу после седьмого класса вручили путевку в пионерский лагерь «Артек», куда на проезд ему собирали всем селом. На международной спартакиаде Всесоюзного лагеря, куда съехались дети всех социалистических и дружественных стран, Ваня Горохов из далекого Верхоянья бегая и прыгая в буквальном смысле босиком (кед у сироты не было) выиграл четыре золотые медали! Он стал первым в истории спорта Якутии победителем международных детских соревнований. Нелегкая судьба рано повзрослевшего парня, спорт и трудолюбие сформировали в нем прочный стержень, что в дальнейшем определило мощь его личности. Иван Горохов,  еще будучи старшеклассником, стал легендой якутского спорта, с легкостью побил республиканские рекорды по легкой атлетике, добавлял в своем весе несколько килограмм и побеждал именитых борцов того времени. Не раз становился чемпионом республики. Были бы в те времени Игры Дыгына, он бы точно никому не оставил шансов, вспоминают его друзья.

В советское время была неплохая система подготовки руководящих кадров. Молодого специалиста отправляли на работу в отдаленный сельскохозяйственный район, затем он проходил производственную закалку в низовых звеньях промышленности. Только после того, как он показывал себя непосредственно на производстве, его продвигали выше по карьерной лестнице. Запись в характеристике «Он прошел путь от рабочего до директора предприятия..» фактически не давала сбоя и была характерной для того времени. Не был исключением и Иван Горохов, который после окончания инженерно-технического факультета стал мастером, затем прорабом СМУ «Промстрой». Тогда молодого инженера перекинули на завершение строительства огромного объекта – Мохсоголлохского цемзавода, где ему довелось в качестве мастера руководить бригадой, часть из которых были спецконтингентом исправительно-трудовой колонии. Желающих работать здесь было немного. Порою дело доходило и до драки, но даже самые закоренелые работники боялись молодого, но физически сильного мастера. Позже они зауважали его за справедливость и трудолюбие. Два месяца он отсыпался после ночной смены на бильярдном столе в конторе СМУ «Промстрой». Спать удавалось от силы три часа. Многие не выдержали, ушли на другую работу, а он остался. Это было еще одним испытанием его характера, которое он преодолел с честью.
Благодаря деловым и личностным качествам он в любой работе добивался качественного результата. Его трудовая биография впечатляет – она насыщена яркими событиями и большими делами, уникальными достижениями и новаторскими идеями. Базовые отрасли тогда процветающей стройиндустрии республики – цемзавод, арболитовый завод в с.Кыл-Бастах и в г.Вилюйске, реконструкция Покровского завода стройматериалов, начало строительства цеха по производству крупнопанельных домов, строительство базальтового волокна в п.Белая Гора, перевод котельных на газоконденсат в Вилюйском и Абыйском районах и другие прошли через его трудовые руки. Так он прошел все ступени роста: начиная от мастера до руководителя районного и республиканского масштаба.

– Иван Иванович, вы ведь были одним из депутатов легендарного ХII созыва?
– Да, в 1990 году в республике прошли первые выборы на альтернативной основе ХII созыва Верховного Совета РС(Я). В те годы избиратели судили кандидатов по реальным делам, а выборы проходили честно и открыто. Тогда я работал первым секретарем райкома партии Абыйского района и получить доверие людей в условиях распада партийной системы было нелегко, тем не менее избиратели поддержали абсолютным большинством голосов. В новых условиях новой Якутии мы принимали судьбоносные для республики законы и основополагающие нормативные акты. Мне посчастливилось быть одним из тех депутатов, которые приняли участие в принятии и утверждении новой Конституции РС(Я), Федеративного договора и Декларации о государственном суверенитете республики. Решения проблем Арктики было моей первостепенной задачей, а их было достаточно в условиях распада страны. Я горжусь, что был соратником первого Президента республики М.Е.Николаева. В 1992 году он отправил меня главой родного Верхоянского района. Нам с трудом, но удалось стабилизировать нелегкую ситуацию в районе в нелегкие 90-е годы, когда закрывались промышленные производственные предприятия, а в экономике страны царил хаос. Нужно было не только упорядочить социально-экономическую ситуацию в районе, но и обеспечить общественно-политическую стабильность. С закрытием предприятий многие уезжали, нужно было спасать сельскохозяйственное и промышленное производство, воспитывать своих кадров, стоящих крепко на земле. Мы не торопились расформировать совхозы и общественные предприятия, чем сумели сохранить в то время поголовье скота и лошадей. Для духовного, культурного подъема и возрождения вековых традиций верхоянцы одними из первых провели ысыах «Дөһөгөй оҕото», спортивные состязания «Өбүгэлэр оонньуулара» по обряду предков, описанному Серошевским.

Чтобы не допустить дальнейшего распада гражданской авиации, имеющего стратегически важное значение для развития Арктических районов по инициативе главы Верхоянского района Ивана Горохова стало создание авиакомпании «Полярные авиалинии». Завоз топливно-энергетических ресурсов и социально-значимых товаров в северные районы удалось стабилизировать, благодаря жесткому контролю и слаженной работе речников.

– Вы руководили дорожной службой республики. Каким вы видите реализацию транспортной стратегии на севере-востоке страны и транспортной доступности Арктики в условиях глобального потепления и сокращения зимников?
– В годы большого дефицита бюджета и многолетнего развала дорожного хозяйства я принял предприятие в 2000 году с большими долгами и проблемами. За пять лет работы нам удалось не только расплатиться с огромными долгами, но и построить 417 км дорог, освоено 3,5 млрд рублей капитальных вложений, в т.ч.по дороге Вилюй. Нам удалось впоследствии передать автодорогу в федеральную собственность.
Глава республики Айсен Николаев совершенно правильно ставит приоритеты, что для экономического прорыва республики прежде всего необходима развитая транспортная инфраструктура – качественные федеральные и региональные дороги, доступное авиасообщение, железнодорожные и речные перевозки.  Я очень рад, что новый глава республики, понимая стратегически важное значение развития северных территорий и для поднятия уровня жизни северян, создал министерство по развитию Арктики и делам малочисленных народов. Основной задачей должна быть реализация разарабатываемой стратегии по социально-экономическому развитию Арктической зоны РС(Я) до 2030 года. Таким образом, республика включается в реализацию «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения безопасности страны». Для этого стратегия должна быть комплексной, реально выполнимой и подкрепленной финансовыми ресурсами как с республиканских, также с федеральных источников. Нужны принципиально новые подходы для повышения уровня жизни северян. В условиях изменения климата нужны принципиально новые технологии для раннего открытия и увеличения продолжительности эксплуатации «дорог жизни» для жителей северных территорий. Все помнят срыв завоза грузов для Индигирской группы улусов, когда население трех улусов оказались на грани замерзания и выживания. Тогда меня пригласили в качестве эксперта в комиссию по расследованию причин срыва завоза. Мне тогда удалось убедить Виктора Губарева – председателя парламентской комиссии Ил Тумэна, организованного А.Н.Жирковым, что необходим системный подход в эксплуатации дорог Арктики. Наскоками проблемы не решить, а сюрпризы матушка-природа будет преподносить, и в 2014 году было подписано распоряжение главы РС(Я) Егора Борисова о создании казенного предприятия «Дороги Арктики» для поддержания арктических дорог. Они сегодня занимаются только обустройством автозимников, протяженностью 5,3 тыс.км, в том числе ледовых 2,8 тыс км.
Что делать? Для эффективности обустройства и эксплуатации автозимников стратегически важно поработать над сокращением протяженности сезонных дорог – Якутск-Батамай-Себян, Сиэгэн Кел-Суордах-Батагай, что на 400 км короче чем действующий автозимник Якутск-Тополиный-Батагай. Обустройство наземных автозимников путем выхода от ледовых проездов – Среднеколымск – Арылах –Верхнеколымск (280 км) действует с 2013 года продолжительностью пять месяцев вместо трех, чем по льду реки Колыма. Эти резервы имеют исключительно важное значение для развития экономики арктических и северных территорий.
Думаю, настало время переломить сложившийся годами стереотип в обустройстве автозимников и начать применение одного из самых эффективных методов и малозатратных методов – ускорение наращивания льда на водоемах в осенне-зимний период естественным путем с использованием природных низких температур, т.е. периодически очищать поверхность льда по мере выпадения. Этот метод был опробирован в год срыва навигации на Индигирке. Были применены сподручные снегоходы «Буран» для ускорения естественного роста толщины льда за счет уплотнения снежного покрова и зимник открыли на два месяца раньше. Были спасены от замерзания Абый, Сутороха, Белая Гора, Кэбэргэнэ. Ускорение ледостава дает возможность продления зимника с 3-4 до 5-6 месяцев. Таким же образом, применяя малозатратные технические средства как воздушная подушка «Хивус», аэросани –амфибии «Нерпа» и других можно добиться ускорения ледостава на 1-1,5 месяца раньше используя естественные якутские морозы на ледовых переправах Якутск-Хатассы-Павловск-Даркылах– Нижний Бестях через реку Лена и другие крупные реки республики.
По поводу развития транспортной структуры республики хочу остановиться еще о стратегически важном моменте. Осенью принимал участие на открытии круглогодичной дороги Амга — Усть-Мая, которая строилась в течение 20 лет. За два десятилетия возведено 164,56 км автомобильной дороги с покрытием переходного типа и 4 мостовых перехода через реки Хотуя, Нуотара, Эбеке, Мокуя общей длиной 248,78 погонных метра, построено 4 мостовых перехода. Это очень важный объект не только для двух улусов, но и для дальнейшего развития транспортной стратегии республики, поскольку в будущем с выходом на Хабаровский край может связать два соседних региона. Она построена по маршруту наших дедов – знаменитого Якутско-Аянского тракта, который исторически еще с царских времен обеспечивал выход к Охотскому морю для перевозки грузов , людей и почты через г.Якутск. Дальше они добирались на судах русской флотилии и северо-американской судоходной кампании с Аяна до Камчатки и Аляски. Восстановление этой стратегически очень важной дороги разрешило бы многие вопросы северного завоза, а экономический эффект снял бы излишнюю загруженность расходной части бюджета республики. В свое время в 70-80-е годы силами «Якутзолото» была построена автомобильная дорога переходного типа протяженностью 350 км по машруту Югоренок-Эльдиган-Аян. Дальше 500 км до Нелькана, а с Нелькана до Аяна Охотского моря всего 260 км. Следовательно, включив в транспортную стратегию республики 700 км дороги и можно обеспечить прямой выход на Охотское море, что стратегически важно не только для социально-экономического развития Дальнего Востока, но и и с точки зрения обеспечения безопасности страны. Поэтому мною как председателю комиссии общественной палаты РС(Я) по развитию села, арктических и северных территорий внесено предложение о строительстве автомобильной дороги Югоренок-Нелькан-Аян в проект «Стратегии развития Дальневосточного федерального округа до 2025-2035 гг.
Выход первопроходцев к Охотскому морю, к Тихому океану – стал великим географическим подвигом, сыгравшим значительную роль в закреплении государства Российского в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Архивные сведения говорят о том, что первым путь к Охотскому морю в 1639 году проложил казачий отряд.
Что касается социально-экономического развития Арктики, для привлечения людей на север необходимо создать комфортные условия жизни. Раньше в 70-80-е годы массово строили крупнопанельные, фанерные дома 139 серии с утеплителем из фенолформальдегида. Такие утеплители небезопасны для жизни и здоровья людей и с годами рассыпаются и оседают. Срок годности таких домов 25 лет. В последние годы строительство многоквартирного жилья фактически не ведется в арктических улусах. В связи с чем необходимо разработать и включить в стратегию развития Арктики специальную программу по замене этих домов и обеспечению людей жильем. С 2019 года в России стартует новая программа переселения из ветхого и аварийного жилья. В первый этап реализации данной программы северные улусы не попали, необходимо этот пробел устранить в реализации второго этапа программы переселения из ветхого жилья. В перспективе в одном из северных улусов необходимо создание базы стройиндустрии, что будет существенным шагом в реализации стратегии развития Арктики. Для этого есть неплохие проекты по быстровозводимым домам в условиях Арктики, разработанные нашими специалистами.

– Иван Иванович, споры по поводу «Полюса холода» не утихают…
– По моим сведениям, в Росгидромете зарегистрирована только одна самая низкая температура –67,8 градуса, отмеченная в 1885 году С.Ф.Коваликом в Верхоянске. В Оймяконе в 1933 году было зарегистрировано –67,7 градуса. Правда, у них ниже среднегодовые температуры. Но Полюс холода – это Верхоянск, где зафиксирована абсолютно низкая температура. Он был им и остается, хотя споры не утихают до сих пор.
У нас периодически проводится фестиваль «Полюс Холода», который был задуман в те годы заместителем руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики, верхоянцем, большим патриотом своей малой родины Святославом Габышевым и проводился три раза при поддержке администраций района, города Верхоянска и общественности. К сожалению, в последующие годы он в связи с финансовыми трудностями не проводился. По инициативе и организации Святослава Сергеевича в декабре прошлого года мы собирались в Верхоянск с целью возобновления этой славной традиции для привлечения внимания общественности к туристической и исторической привлекательности района. Он горел новыми идеями и во что бы ни стало хотел общими усилиями восстановить историческую справедливость по присвоению Верхоянску статуса «Полюса холода». К сожалению, судьбой не суждено было сбыться его мечте. Но мы – его друзья и земляки будем дальше продвигать его идеи и планы.
В Верхоянье находятся легендарные горы Кисилях, природный памятник «Провал», природный памятник «Географический центр Якутии», ресурсный резерват «Туостах» , памятник природы «Мать-Гора», гора памяти Янлаг – Кестер . Как видите , Верхоянский район имеет гораздо больший потенциал в туристическом и имиджевом развитии республики. Еще Верхоянск – старейший город за Полярным кругом, основанный летом 1638 года.

Поделиться