799

08 июля 2019 в 13:13

ГИБДД всегда на страже порядка!

День ГИБДД в России – профессиональный праздник, который отмечается в Российской Федерации ежегодно 3 июля. Почему именно 3 июля? Из истории следует, что в далёком 1936 году в этот день была утверждена государственная автомобильная инспекция при МВД СССР. Правда, тогдашние правила дорожного движения ограничивались всего несколькими пунктами, и постовой должен был следить, чтобы пешеходы уступали дорогу повозкам, те, в свою очередь, извозчикам, а они уж - автомашине. Как и в наши дни, исключение делалось для машин специального назначения. Начиная с 1961 года, сотрудники ГИБДД следят за соблюдением единых правил должного движения. Об уровне ДТП в Якутии, о новинках законодательства в сфере ПДД и о многом другом в интервью корреспонденту парламентской газеты «Ил Тумэн» накануне профессионального праздника рассказал начальник Управления ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) подполковник полиции Александр Архипов.

– Александр Александрович, на каком месте, согласно статистике, находится Якутия среди регионов России по количеству смертности от ДТП?
– Сравнивать Якутию со всеми регионами страны по данному показателю, думается, не совсем корректно: в разных субъектах разное количество жителей, число транспортных средств. Если взять регионы Дальневосточного федерального округа, наиболее близкие к Якутии по числу жителей и зарегистрированного транспорта, то картина следующая: социальный риск от ДТП ( смертность) в Якутии по итогам 5 месяцев 2019 года составил 1,8, для сравнения, в Забайкальском крае– 7,2, в Амурской области – 6,6, в Приморском крае -5,8, в Камчатском крае -5,7. Всего же за 5 месяцев текущего года на территории Республики зарегистрировано 261 ДТП ( АППГ :– 19,2%), в результате которых 17 человек погибли (АППГ: -56,4%) и 340 (АППГ:-19,6%) получили травмы различной степени тяжести.

– Со вступлением законодательства о пьяных водителях за рулем в соответствии со ст. 12.8 КоАП РФ сколько штрафов и санкций о лишении прав наложено на водителей?
– Как показывает статистика, из года в год количество нетрезвых водителей снижается. За 6 месяцев текущего года сотрудниками Госавтоинспекции республики задержан 3081 водитель, управлявший транспортным средством в состоянии опьянения и не выполнивший требования о прохождении медицинского освидетельствования по состоянию опьянения. 759 водителей привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полугода до двух лет, в отношении 42 водителей наложен административный штраф, еще 375 водителей привлечены к административному аресту.
В настоящее время сотрудники ГИБДД делают все, чтобы снизить масштабы явления под названием «пьяный водитель».

– Выявлены ли случаи повторной езды в нетрезвом виде? Есть ли статистика отдельно по молодым водителям?
– С начала года в отношении 365 водителей, повторно управлявших транспортным средством в состоянии опьянения, ранее подвергнутых административному наказанию, возбуждены уголовные дела, ответственность за которую предусмотрена ст. 2641УК РФ.
К сожалению, отдельной статистики по возрасту таких нарушителей не предусмотрено. Однако, судя по сообщениям в сводках о ДТП, совершаемых водителями, севшими за руль транспортных средств повторно, можно констатировать, что молодежь все чаще игнорирует закон, запрещающий управление автомобилем и иным транспортным средством в состоянии опьянения.

– В целях снижения ДТП применяются ли ограничительные меры среди водителей грузовых автомобилей в центре города?
– Конечно. Перед въездами на все магистральные улицы центральной части Якутска установлены запрещающие движение грузовым транспортам дорожные знаки. Между тем, грузовые автомашины специальных служб (это и уборочная техника, мусоровозы, строительная техника и т.д.) имеют право проезда по определенным улицам на основании разрешений. При надзоре за дорожным движением сотрудники ДПС выявляют водителей большегрузов, допускающих въезд на центральные улицы без специальных разрешающих документов и, конечно, привлекают к ответственности.

– Когда в городе Якутске появятся специальные велодорожки?
– Этот вопрос не совсем по адресу к Госавтоинспекции. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Таким образом, обустройство велодорожек – прерогатива муниципалитетов.
Однако здесь вопрос не только в нехватке, к примеру, средств, или нежелании такие дорожки оборудовать. Особенности градостроительства Якутска, к сожалению, не очень располагают к обустройству дорожек для движения велосипедистов. В соответствии с п.4.5.3.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» велосипедные дорожки устраивают за пределами проезжей части дорог в случае соотношения суммарной интенсивности движения в обоих направлениях 400 автомашин на 70 велосипедистов в час.
Кое-какие подвижки в решении этой проблемы в столице региона все-таки есть. Так, в текущем году Администрацией города в рамках реконструкции ул. Суоруна Омоллоона и ул. Ларионова предусмотрено устройство велосипедных дорожек. В дальнейшем рассматривается создание сети велосипедных дорожек по городу Якутску.

– В летний период пик аварийности отмечается только среди велосипедистов или имеются другие случаи (мотоциклисты, скутеры, мопеды, квадроциклы)?
– С начала года по вине водителей мототранспорта (мотоциклы и прочая подобная техника) зарегистрировано 7 автоаварий, в результате которых 9 человек получили травмы. Если говорить о случаях, когда в ДТП виновен другой водитель, а мотоцикл или другое подобное транспортное средство фигурирует в качестве другого участника, то таких случаев, конечно, больше – 24. С наступлением весенне-летнего сезона данная статистика у нас, конечно, «ползет» вверх. Но это и понятно: зимой на мотоциклах в Якутии не ездят.

– По вашему мнению, что надо предпринять, чтобы уменьшить количество ДТП с участием детей?
– За 6 месяцев в результате 64 дорожно-транспортных происшествий пострадали 72 ребенка. Несмотря на то, что в текущем году число ДТП с несовершеннолетними снизилось на 16,9%, все же лето и школьные каникулы дают о себе знать: только за последние несколько дней практически ежедневно в результате автоаварий на дорогах республики страдают дети. Более чем в 80 случаев в ДТП с детьми виноваты взрослые: родители, водители транспортных средств. Родители допускают нарушения правил перевозки детей в автомобилях, отпускают малолетних детей на улицу без присмотра, приобретают детям велосипеды, мокики, скутеры и т.д. Водители транспортных средств на улицах часто не предоставляют преимущество на пешеходных переходах, сбивают юных пешеходов и велосипедистов во дворах, в том числе при маневрах задним ходом и т.д.
Важным моментом является пример семьи в соблюдении ПДД, законопослушном поведении на дорогах. Если папа садиться за руль пьяным, взрослые не пристегиваются ремнями безопасности, мама позволят себе перейти дорогу в неположенном месте вместе с малышом, то будет ли ребенок, глядя на такое поведение взрослых, соблюдать ПДД? Вряд ли.
Дети-велосипедисты вызывают у сотрудников ГИБДД особую тревогу. Априори дети не должны до 14 лет выезжать на проезжую часть (а в наших условиях этого делать не стоит и более старшим детям). Юным велосипедистам следует кататься только в местах, где исключена возможность появления транспорта и, желательно, под присмотром взрослых. Маленькому велосипедисту, как и любому другому, необходимы средства защиты. Прежде, чем купить ребенку велосипед, родители должны как следует подумать: смогут ли они обеспечить контроль за поездками маленького велосипедиста? Если уж все-таки решились сделать такой подарок своему чаду, то необходимо изучить с ним ПДД для данной категории участников движения, объяснить, где может кататься ребенок, чего он делать категорически не должен.
Хотелось бы напомнить важное правило, которое нарушают многие велосипедисты всех возрастов: пересекать пешеходный переход велосипедисту следует НЕ на велосипеде! Нужно слезть с велосипеда и перейти переход пешком, ведя велосипед рядом! Родители должны внушать это своим детям. К сожалению, фактов наездов на велосипедистов, переезжающих пешеходный переход, а не следующих по нему пешком, имеют место.
Необходимо повышать и качество обучения ПДД в школах: на сегодня этому вопросу уделяется очень мало внимания, между тем, процесс обучения Правилам дорожного движения, навыкам безопасного поведения на дороге должен осуществляться специалистами-педагогами. Для этого необходимо и педагогов дополнительно обучать.

– Как обстоят дела на федеральных автодорогах?
– С начала года на Федеральных автодорогах Республики Саха (Якутия) зарегистрировано 32 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых 4 человека погибли, 51 человек был травмирован. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то число автоаварий на федеральных автодорогах сократилось на 13,5%, число погибших – на 80%, а количество раненых людей уменьшилось на 32%.
На федеральных автодорогах на постоянной основе ведут свою работу передвижные посты ДПС на базе автомобилей «КамАЗ», проводятся массовые проверки по выявлению нетрезвых водителей, нарушений правил перевозки пассажиров, в том числе детей, а также других грубых нарушений Правил дорожного движения. Кроме того наши сотрудники всегда готовы оказать и оказывают помощь участникам дорожного движения, оказавшимся в трудной ситуации на трассе.

– Ведется ли вашими сотрудниками регулирование транспортного потока у паромов?
– Причал – это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
Согласно части 4 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях паромных переправ осуществляется государственной судоходной речной инспекцией, и находится вне компетенции Госавтоинспекции.
Между тем, наряды полиции и ДПС все же осуществляют патрулирование с заездом на территорию паромной переправы. Постоянное дежурство нарядами ДПС на территории паромных переправ не осуществляется.
Из дополнительных мер, призванных повысить порядок на паромной переправе, можно назвать следующее: в 2018 году арендаторами причала паромной переправы «Якутск – Нижний Бестях» со стороны г. Якутска были разграничены потоки транспортных средств посредством удерживающего барьерного ограждения и устройства необходимых дорожных знаков. Помимо этого в текущем году были установлены 7 камер, отображающих ситуацию на причале в онлайн режиме. Благодаря этому, оператор ММУ «Якутское» может следить за ситуацией и направить, в случае необходимости, наряд сотрудников.
В связи с предстоящими мероприятиями в Амгинском районе – Спортивными Играми народов Якутии – Госавтоинспекция обращает внимание водителей на необходимость соблюдения Правил дорожного движения, требований безопасности и при движении вблизи паромных переправ и на их территории, предоставление преимущества в движении в соответствии с ПДД РФ. Здесь также не допустимо управление транспортными средствами в состоянии опьянения, не стоит забывать и о взаимной вежливости и культуре поведения.

– В Якутии автоаварии с таксистами и автобусами довольно часты. Есть ли решение этой проблемы? Например, более жёсткий контроль при выдаче лицензии?
– С начала года на территории республики зарегистрировано 20 учетных дорожно-транспортных происшествий (в прошлом году – 21) с участием автомашин, оказывающих услуги по перевозке пассажиров (такси) и автобусов. К сожалению, проблема пока остается острой, несмотря на то, что аварийность с данной категорией транспорта все же снизилась.
Выдача разрешений на перевозку пассажиров входит в компетенцию Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия). Но наличие лицензии решает вопрос лишь отчасти. Гораздо важнее системный подход к организации пассажирских перевозок, контроль за техническим состоянием транспорта, медицинским предрейсовым осмотром водителей, контролированием режима труда и отдыха водителей, ну и, конечно, их дисциплинированность и соблюдение ими ПДД.
Пока не реализованы в полном объёме предложения МВД по РС (Я), направленные в адрес Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова в декабре 2017 года, где речь шла, в том числе, об организации межрайонных перевозок в соответствии с требованиями федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, необходимо отметить, что в связи с реорганизацией Управления Гостехнадзора РС (Я) (с 10.06.2018), и передачей полномочий регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) снижена эффективность работы надзорного органа.

– Какие последние новвоведения в законодательстве в области дорожного движения?
– К примеру, уже вступила в силу новая редакция Уголовного кодекса, в соответствии с которой пьяные водители, по вине которых произошло дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими и погибшими, рискуют сесть в тюрьму сроком до 15 лет. Думается, это будет способствовать снижению числа автоаварий по вине нетрезвых водителей, а, значит, будут сохранены человеческие жизни и здоровье.

Поздравляем Вас и Ваших сотрудников с Днем работников ГИБДД! На вас лежит большая ответственность. Вы обеспечиваете спокойствие и безопасность на дорогах. Ваша работа требует стойкости, выдержки, особой внимательности, полной самоотдачи. Желаем Вам мирных дорог, терпения и здоровья!

Василий ПРОКОПЬЕВ

Поделиться