1298
24 апреля 2015 в 15:09
Без права на ошибку
...Лучший аргумент в любом споре, как известно, не кулак и не пуля, а СЛОВО. Судя по количеству обращений наших граждан в суды, можно предположить: выяснять свою правоту при помощи буквы закона в российском обществе становится все более и более популярным.
Якутия – не исключение. Якутяне уже давно проторили дорогу не только в суды первой инстанции, но и в Конституционный суд РС(Я). Они все чаще сверяют реалии собственной жизни с тем, что записано в Основном законе РС(Я). «И это совершенно правильно!» – считает заместитель председателя Конституционного суда РС(Я) Юрий БАЦЕВ, с которым мы встретились накануне Дня республики.
– Юрий Николаевич, с момента принятия Основного закона республики прошло 23 года. Столько же существует и Конституционный суд РС(Я). Что изменилось за эти годы в его работе?
– Действительно, уже 23 года мы живем по Конституции, которая была принята Верховным Советом республики 4 апреля 1992 г., а 27 апреля вступила в силу.
Начало 90-х годов – особое время в истории страны. Появление органов конституционного контроля было вызвано рождением новой российской государственности и, соответственно, государственности Якутии в составе Российской Федерации и шло параллельно этим процессам.
Это было время становления политической системы, новых экономических реалий, перехода к рынку и т.д. А еще это время запомнилось только складывающимися отношениями между разными ветвями государственной власти, поскольку в Конституции РС(Я) 1992 г., как позже и в Конституции РФ, впервые был закреплен принцип их разделения. Это было сравнительно новое явление для нашей страны, процесс только начинал развиваться. Естественно, между ветвями власти порой возникали споры, и Конституционный суд республики сыграл стабилизирующую роль в развитии этих отношений в те годы.
– Что входит в компетенцию суда сегодня?
– Конституционный суд республики – это орган конституционного контроля, который разрешает вопросы права. Мы полномочны проверять на соответствие нормам Конституции республики нормативные правовые акты любого уровня: Указы Главы РС(Я), постановления правительства, законы, принятые парламентом республики, и т.д.
Это так называемый абстрактный нормоконтроль – вне связи с конкретными делами. Например, депутат Госсобрания считает, что некий нормативный акт частично или полностью не соответствует определенной норме Конституции. Он делает запрос, и наш суд обязан рассмотреть его, после чего выносится решение, оформленное в виде постановления. При этом, если, действительно, оказалось, что спорный документ не отвечает Конституции, он утрачивает свою юридическую силу. Это значит, в него должны быть внесены изменения.
Кроме того, Конституционный суд – единственный, кто имеет право давать толкование Основного закона республики. Это опять-таки делается по запросам. Очень часто по этому поводу к нам обращаются народные депутаты.
Наконец, к нам обращаются рядовые якутяне с жалобами на то, что какой-то нормативный акт, который был применен в отношении них, идет, как они считают, вразрез с Конституцией. Например, гражданина привлекли к административной ответственности, а он уверен: это незаконно.
Наша обязанность – изучить дело с точки зрения норм Конституции и вынести решение, соответствует ей тот нормативный акт, которым руководствовались, когда наказывали человека, или нет.
Якутяне дорогу знают
– Юрий Николаевич, а часто ли к вам обращаются рядовые якутяне – далекие от политики, законотворчества и т.д.?
– В последнее время – да. Я бы сказал так: у каждого времени свои приметы. В бурные 90-е годы, когда, как уже было отмечено, отношения между ветвями власти еще не устоялись, к нам нередко обращались парламентарии по поводу признания неконституционными каких-то нормативно-правовых актов главы республики, правительства и т.д. И Конституционный суд в той ситуации очень часто был вынужден находиться в роли арбитра, дабы стабилизировать ее.
Сейчас времена другие. Они более устойчивы в политическом, социальном и экономическом плане, несмотря даже на те санкции, что обрушились на Россию. Проще стали взаимоотношения «государство – человек»: гражданину теперь намного легче получить от органов госвласти ответы на свои вопросы. Этому поспособствовало создание многофункциональных центров и т.д.
Тем не менее в жизни людей возникают самые разные проблемы, для решения которых они все активнее обращаются к помощи судов, включая наш. Причем эта тенденция характерна для России в целом.
– Означает ли это, что якутяне привыкают все активнее защищать свои права?
– Безусловно. В советское время разбирать конфликты в судах было не принято: повестка в суд воспринималась почти как позор. Почему-то бытовало мнение, что порядочные люди «доводить дело до суда не должны».
Сегодня подобные представления в прошлом. Люди поняли: суд – это цивилизованный способ разрешить конфликт. Любой! Они перестали бояться судов и активно используют право на защиту своих интересов.
Причем, если суд общей юрисдикции не сумел разрешить вопрос, связанный с применением какого-то республиканского нормативного правового акта, они идут прямиком к нам, в Конституционный суд РС(Я). Дорогу к нам якутяне знают.
– Кто обращается чаще? Горожане наверняка?
– И они, и сельчане. Кстати, два последних дела, которые мы рассмотрели в четвертом квартале 2014 г. и в апреле 2015 г., связаны как раз с сельской проблематикой. Одно касалось предоставления территорий для традиционной хозяйственной деятельности коренным малочисленным народам Севера. Второе – выделения квот добычи водных биоресурсов коренным малочисленным народам Севера.
«В ответе мы и только мы…»
– Как известно, приговор суда первой инстанции может отменить Верховный суд. А кто может повлиять на решение Конституционного суда республики?
– Никто. Его решение обжалованию не подлежит. Любое судебное дело должно иметь конечную стадию. Вот такой конечной инстанцией как раз и является Конституционный суд.
Понятно, что на судей Конституционного суда это налагает огромную ответственность. Мы прекрасно понимаем: за нашей спиной уже никого, и если мы выносим решение, то в ответе за него мы и только мы.
– То есть работаете без права на ошибку…
– Именно так. Потому наши судьи – люди с огромным опытом работы, причем работы непосредственно с нормативными актами, знающие жизнь.
Наша деятельность ведь достаточно специфична: мы разрешаем вопросы права, а не каких-то фактических обстоятельств, которые и создали конфликт. Да, в основе любых споров всегда присутствуют какие-то реальные ситуации, обстоятельства. Но для нас они всего лишь фон, мотив, который нужен для того, чтобы разобраться, что лежит в основе спора. А там, к примеру, акт правоприменительной деятельности, который, возможно, был неверно применен. Или насколько норма права, которая у кого-то вызвала сомнение, отвечает Конституции.
Долой безграмотность! – Правовую
– Члены Конституционного суда активно встречаются со школьниками, студентами, молодежью. Можно сказать, суд пошел в народ. Что дают эти встречи?
– Я уже отметил, что в последние годы люди стали чаще обращаться в суды: сегодня это обычная практика. Но ведь очень часто дело до суда можно и не доводить! Для этого люди должны обладать определенной правовой грамотностью. Понятно, не все рождены быть юристами, но определенный багаж правовых знаний неплохо иметь каждому, кем бы он ни был – студентом, пенсионером, учителем, врачом и т.д. Значит, нужны правовой ликбез, ликвидация правовой безграмотности.
В последнее время в Якутии для этого сделано много. Более 20 лет назад по инициативе юридического сообщества была создана Ассоциация юристов республики, которая, в свою очередь, стала региональным отделением Ассоциации юристов России. Одно из направлений ее деятельности как раз правовое просвещение граждан.
Пять лет назад Указом главы республики Е. Борисова учрежден День правовых знаний – 23 марта. Также распоряжением Главы РС(Я) утверждена Концепция по повышению правовой культуры населения республики, которая долго разрабатывалась и обсуждалась правоведами Якутии. Сегодня в ее рамках регулярно проводятся и разовые акции бесплатной юридической помощи якутянам, и регулярные консультации, и целые декады накануне Дня правовых знаний. Так что теперь правовая помощь якутянам – это уже неотъемлемая часть работы многих юристов республики. И я с удовлетворением могу констатировать, что в этом направлении мы продвинулись основательно.
Ну и, конечно, особое место в этом занимает работа с молодежью. Человек в цивилизованном обществе должен обладать знаниями в разных сферах, и пусть он приобретет их как можно раньше.
Кстати, масса таких встреч пройдет в рамках мероприятий, которые запланированы ко Дню республики. Юристы, в том числе судьи Конституционного суда РС(Я), прочтут лекции о праве в учебных заведениях республики. Я, например, собираюсь к студентам на юридический факультет СВФУ им.М. Аммосова.
Должна ли Конституция поспевать за жизнью?
– Юрий Николаевич, насколько, с точки зрения юриста, грамотны законы, по которым приходится потом жить тысячам людей?
– Как человек, который 20 лет занимался как раз процессом нормотворчества и непосредственно экспертизой законопроектов, должен сказать: по сравнению с тем, что было 20 лет назад, их качество выросло на порядок.
Ведь 90-е годы, которые мы тут уже не раз вспоминали, характеризовались той свободой правотворчества, которая отчасти была порождена настроениями федерального центра, выразившейся в знаменитой фразе Президента РФ Б. Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько можете проглотить». Потом, годы спустя, выяснилось: взять-то, конечно, можно много, но это создает определенный перекос правового пространства России, которое формировалось на основе принятой в 1993 г. Конституции РФ. Так что затем нам пришлось серьезно поработать, чтобы эти перекосы устранить. Чтобы слегка деформированное правовое поле нашего государства стало стройным и имело ту четкую вертикаль, которая предусмотрена в Основном законе страны: полномочия РФ, полномочия совместного ведения РФ и субъектов, полномочия самих субъектов.
Сейчас и в парламенте Якутии, и в правительстве создана отлаженная система экспертизы как проектов нормативных правовых актов, так и самих нормативных актов. С 2000-х гг. к этому подключилась прокуратура республики. И если там считают, что субъект, издавший нормативный акт, вышел за пределы своих полномочий или этот акт противоречит Конституции, прокуратура немедленно вносит протест. Кстати, обычно на каждом пленарном заседании парламент рассматривает, как правило, несколько таких протестов. В эту работу в качестве независимого эксперта вовлечено и Управление юстиции РФ по РС(Я), где тоже дают свои заключения.
Кроме того, еще одно направление, важное сейчас, это антикоррупционная экспертиза, когда нормативный акт изучается на предмет наличия в нем факторов коррупциогенности. Поэтому могу заверить: качество нормативных актов достаточно высоко.
– А насколько часто корректируется сама Конституция и корректируется ли вообще? Ведь жизнь идет, все меняется…
– Основной закон страны – нормативно-правовой акт, который имеет высшую юридическую силу. Понятно, что он должен быть более стабилен, нежели все остальное текущее законодательство. Ведь «конституция» в переводе с латинского означает «устройство». В широком смысле это означает устройство, строение всего общества – его политической и экономической систем, структуры органов государственной власти и т.д. И если Основной закон страны реально отражает строение общества, то в государстве порядок. К сожалению, мы знаем немало совершенно обратных примеров: Конституция хороша, а вот реальный политический режим в стране оставляет желать лучшего.
Да, Конституция должна быть более стабильной, но мы живем в едином правовом пространстве, и если меняется федеральное законодательство, то должна меняться и она, чтобы отвечать федеральным законам. Однако это происходит не так уж часто, и каждая такая поправка детально выверена.
Взять, к примеру, выборы главы субъекта, что было закреплено в Конституции РС(Я) с 90-х годов. В определенный период в федеральное законодательство внесли изменения, после чего глав субъектов стали назначать по представлению Президента РФ. Изменения в свою Конституцию были вынуждены внести и мы. Однако, поскольку это было серьезное политическое решение, с которым соглашались не все, мы посчитали нужным эту статью приостановить, но не отменять совсем, предполагая, что в будущем выборность может вернуться. Точно так же, к слову, поступили и в Татарстане. Так и случилось! И когда выборность глав субъектов РФ возобновили, то мы просто вернули ее, и она снова начала работать.
Можно вспомнить и норму о гражданстве, которая изначально была закреплена в Конституции республики, но по сути так и не была реализована, поскольку отпала политическая целесообразность, изменился федеральный закон о гражданстве. Поэтому позже мы ее исключили.
Самое последнее изменение носило технический характер, когда мы поменяли наименование высшего должностного лица республики, заменив слова «президент республики» на «главу».
Кстати, время от времени менялась и Конституция РФ. Однако в любом Основном законе есть базовые статьи, которые должны оставаться неизменными. К примеру, в российской Конституции это главы 1, 2 и 9. Они не подлежат изменению Федеральным Собранием РФ в порядке внесения обычной законодательной процедуры, потому что эти разделы носят фундаментальный характер: 1-я глава – основы конституционного строя, 2-я – права и свободы человека и гражданина и т.д. Образно говоря, это те краеугольные камни, на которых зиждется государственность нашей страны.
То же самое можно сказать и о Конституции РС(Я), где тоже есть аналогичные положения и в которые также вряд ли когда-нибудь будут внесены какие-то поправки. Потому что это те базовые принципы, на которых, собственно, и выстроено наше общество.
Так что, конечно, жизнь порой заставляет вносить коррективы и в Основной закон республики, но делается это в исключительных случаях, очень взвешенно и аккуратно.
– Юрий Николаевич, Россия сейчас переживает нелегкие времена: ее усиленно прессингуют извне. И если, несмотря на все старания заокеанских «друзей», страна остается стабильной, означает ли это, что ее Конституция выверена до запятой?
– Думаю, именно так. Основной закон страны – много больше, чем обычный свод статей и правил, регламентирующих, как нам жить. Это тот фундамент, на котором стоит государство. И нынешней стабильностью мы во многом обязаны именно ей. Так что значение Конституций РФ и Якутии переоценить невозможно.