2702

05 июня 2015 в 14:08

«Мы помним самолет из Якутска в Спитак…», – глава армянской общины Якутии Андраник Навоян:

26-я Межпарламентская комиссия по сотрудничеству Федерального Собрания РФ и Национального Собрания Республики Армения на этот раз пройдет в Якутске. Наша республика впервые примет на своей территории участников представительного форума, который ежегодно собирается попеременно в России и Армении.

К событию приурочены заседания, «круглые », открытие культурного центра армянской диаспоры и, конечно же, встречи с ее представителями. Как сегодня живется в Якутии выходцам из солнечной Армении, многие из которых давно и прочно связали свою судьбу с севером? Об этом мы говорили с председателем армянской общины Андраником Навояном.

Андраник Альбертович, совсем недавно Якутск украсила армянская церковь Сурб Карапет. И вот готов уже новый объект – армянский культурный центр. Кто его строил и для чего он предназначен?
13_20150608060048_80476
– По нашим задумкам, это будет многофункциональный объект: концертный зал, студия звукозаписи и т.д. Но одна из самых главных его задач – образовательная. Здесь откроется воскресная школа, где будут учить армянскому, русскому и якутскому языкам. Дело в том, что немало парней из Армении сегодня приезжают в Россию, не зная русского языка. Им надо помочь адаптироваться, а это невозможно, не ликвидировав языковой барьер.
Так же, как и церковь, община строила центр на свои средства. Получилась настоящая народная стройка: помогали кто чем мог.

Сколько сегодня в Якутии выходцев из Армении?

– Постоянно живут более 3 с половиной тысяч. В сезон, когда в разгаре работа на стройплощадках, доходит до 10 тысяч. При этом 90% армян, живущих в Якутии, заняты в строительной отрасли. Они признанные специалисты в этой сфере: каменщики, штукатуры-маляры, плиточники и т.д.

Трудно ли им устраиваться на работу?

– Нет. Во-первых, у некоторых наших земляков в Якутии свой строительный бизнес – это крупные предприятия, где работают до 500 человек. Во-вторых, как я уже сказал, наши ребята – профессионалы в строительстве, так что их охотно приглашают и в другие строительные фирмы. С ними напрямую заключают договоры, так что тут проблем нет.
Иногда приходится слышать: мол, мигранты отнимают у местных работу… Думаю, это несправедливое обвинение. Если я увижу, что кто-то из местных владеет какой-нибудь строительной специальностью лучше ребят из Армении, я с удовольствием возьму его. Для меня это выйдет дешевле, чем везти рабочих из другого государства. Увы, так работать пока могут не все. Но, думаю, со временем научатся. А вообще, время сейчас такое, что тот, кто ищет работу по-настоящему, найдет ее в любом случае.

Когда в Якутию из Армении впервые приезжают молодые ребята, вы с ними беседуете, как-то готовите их к жизни в новой среде?

– Обязательно. И не только с молодыми. Обычно каждую неделю я собираю работодателей, мы напоминаем, что нужно контролировать своих работников, чтобы был порядок и т.д. И не зря было решено отстроить культурный центр с воскресной школой, где будет вестись обучение русскому и якутскому языкам. Это один из способов помочь людям адаптироваться, преодолеть языковой барьер. Думаю, что такого культурного центра пока нет ни у одной национальной общины в республике.

Раньше выходцы из Армении приезжали в республику в основном на сезон, после чего обычно возвращались домой. Сегодня у армян в Якутии есть и своя церковь, и культурный центр. Значит ли это, что многие намерены пустить здесь корни?

– Думаю, именно так. Раньше, во времена СССР, мы существовали в едином экономическом пространстве. В союзных республиках, в том числе Армении, вовсю развивались промышленность, сельское хозяйство, населению было чем заняться. Распад Советского Союза стал серьезным испытанием для всех, а закрывшиеся заводы и фабрики, энергетический кризис заставили отправляться туда, где можно найти работу. Многие потянулись в Россию, где есть возможность трудиться постоянно. Найдя работу, люди начали перевозить семьи, потому что человеку вдали от семьи трудно. Так что это обычный житейский процесс…

Многие ли из ваших земляков, приезжавших на год-другой, так и остались в Якутии?

– Немало. Сужу по тому, как активно люди начинают здесь строить дома для своих семей. Раньше этого не было. Человек приезжал заработать и твердо знал, что обязательно вернется на родину.

Сегодня заработанное они охотно вкладывают в землю, в строительство домов здесь же, в Якутии, и понятно, что многие тут же решили и обосноваться. Когда человек начинает строить дом, значит, он здесь не на год-другой. Он планирует на этой земле жить, причем долго.

Я уже сказал, что 90% армян-якутян заняты в строительстве. Но есть и ремесленники, и государственные служащие, и журналисты, и врачи, и т.д. Причем у нас есть врачи, успешно совмещающие практику с наукой, готовящиеся к защите кандидатских диссертаций.

Это связано с тем, что в Якутии вырастают наши дети, они учатся в российских школах и вузах. Здесь же начинают работать по специальности. Так что уже не только поколение отцов, но и поколения детей и внуков связывают свою судьбу с Якутией.

То же самое я и про себя могу сказать: в Армении прожил первые 17 лет, а 35 лет живу в Якутии. Вот и скажите, кто я больше: армянин или якут? Когда в отпуск выбираюсь на родину, недели через две начинает домой тянуть.

Здесь родились мои дети, здесь они получили образование, тут живут. Так куда и зачем я поеду?

Якутск всегда был достаточно интернациональным городом, где во времена СССР кого только не было: потомки ссыльных прибалтов и немцев, армяне, украинцы, евреи, белорусы, азербайджанцы… И отношения между людьми разных национальностей по большому счету были достаточно миролюбивыми. Как бы вы оценили сегодня ситуацию в сфере межнациональных отношений в республике?

— Я это время помню очень хорошо. Помню 1988 год. Землетрясение в Спитаке, который был фактически стерт с лица земли и которому помогал весь мир, и Якутия в том числе.
Мой брат тогда учился на инженерно-техническом факультете Якутского государственного университета. И когда в Спитак из Якутска вылетел специальный рейс, он был в числе тех, кто сопровождал этот груз. На борту Ил-76 чего только не было: продукты, лекарства, одежда, даже донорская кровь… Полный самолет!

И я вам скажу, что землетрясение в Спитаке, унесшее жизни 25 тысяч человек, тогда стало горем для всех. Страна переживала это как общую беду…

С тех пор прошло 27 лет. Отношения между людьми изменились?

– Поколения, которые росли еще в Советском Союзе и помнят, как было тогда, сохранили между собой теплые, дружеские, я бы сказал, братские отношения. Молодежь – она совсем другая.

Те, кто родился на рубеже 80-90-х, о том времени, о контактах между народами в Советском Союзе не знают практически ничего. Приходится рассказывать им о том, что когда-то у всех у нас была одна большая Родина. Это сейчас все разбежались по своим национальным «квартирам», а тогда жили в одном государстве. И я считаю очень важным рассказывать молодежи правду о том, как все было на самом деле. О том, что наши деды вместе победили в Великой Отечественной войне, что тогда они стояли плечом к плечу. Мы говорим им: это удалось во многом потому, что тогда никто не делился на русских, армян, грузин и т.д. Был единый народ – советские люди. И мы шли вперед!

СССР – это было, считаю, великое завоевание. Когда меня призвали в ряды Советской Армии, то служить пришлось в Германии. Там часто проходили соревнования среди различных видов войск, в которых участвовали военнослужащие ГДР, и, честно говоря, мы практически всегда выходили победителями. И я был горд, что я – гражданин Советского Союза.

Очень хочется, чтобы молодые знали об этом. В 90-е годы – не без «помощи» извне – мы как-то позабыли о былой сплоченности, нас старались разделить, разъединить. Сегодня пошел обратный процесс: многие бывшие республики Советского Союза устремились друг к другу, что, на мой взгляд, можно только приветствовать.

Возможно ли сегодня сплотиться, сохраняя при этом национальную идентичность?

– Если Президент России В. Путин и дальше будет проводить свою нынешнюю политику, то, думаю, в единый союз пожелают вернуться многие бывшие республики СССР. Речь не идет о том, чтобы восстановить его в прежнем виде – это и невозможно, и, наверное, нецелесообразно. Речь о том, чтобы попытаться восстановить уникальное достижение той поры – дружеские, братские отношения разных народов, подлинный интернационализм. И если руководители регионов тоже будут думать о дружбе народов, которые на их территориях живут, о великой стране, с которой считаются в мире, то, думаю, когда-нибудь это удастся.

Якутия – регион, где люди в общем-то живут мирно. Думаю, что во многом это обусловлено позицией как главы республики Е. Борисова, так и администрации Якутска, что в конечном итоге и создает нормальную обстановку. Как председатель армянской общины могу сказать, что глава республики всегда уделял немало внимания представителям разных национальностей, живущим здесь, и встречи с ним обычно проходят в дружеской атмосфере. Думаю, что нынешняя ситуация устраивает не только армян, но и другие народы Якутии.

Конечно, иногда конфликты возникают, но носят они, скорее, бытовой характер. Очень четко работает Департамент по делам народов Якутии. Они регулярно собирают председателей общин, консультируют нас, стараются предупреждать подобные ситуации…

В целом же население достаточно лояльно относится к приезжим. С нормальными, адекватными людьми проблем не возникает. Но мы понимаем, что, в свою очередь, и приезжие должны уважать чужую культуру, местные традиции. Если ты соблюдаешь обычаи народа, среди которого живешь, то в ответ он уважает твои. Это правило, о котором неплохо было бы помнить всем и всегда…

Поделиться