1349

06 ноября 2015 в 16:33

МСУ: Сделано много, но предстоит сделать еще больше

Десять лет назад в России началось внедрение основных положений ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». О достижениях, проблемах и дальнейшем развитии местного самоуправления мы поговорили с народным депутатом РС (Я), заместителем председателя постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам местного самоуправления Гульсум Бейсембаевой.

– Гульсум Агзамовна, 10 лет назад, 16 октября 2005 года, в Якутии прошли выборы органов местного самоуправления на поселенческом уровне. По их итогам в нашей республике появились 446 муниципальных образований разного уровня (в настоящее время – 445). На ваш взгляд, какими достижениями ознаменовалось это 10-летие для развития местного самоуправления?

– Местное самоуправление является основой развития государственности и гражданского общества. Такова его главная миссия. Это уникальный институт, по своей сути выполняющий двойную функцию. Не входя в систему государственных органов согласно Европейской Хартии и Конституции, МСУ является посредником между государством и населением, выполняет на своем уровне задачи жизнеобеспечения конкретных территорий. Ведь «государевых рук и ока», как ни крути, не хватает для всех. Если говорить о гражданском обществе, то именно через органы МСУ каждый житель может принимать участие в решении вопросов местного значения. Избраться депутатом или мэром, или просто участвовать в публичных мероприятиях, вносить свои предложения, задавать вопросы. Еще одна уникальность местной власти – это возможность каждого жителя дотянуться до нее рукой, по образному выражению Президента нашей страны. Ведь шаговая доступность – один из основополагающих принципов, который может быть осуществлен именно на уровне поселения.

Сегодня, спустя 10 лет после выборов на поселенческом уровне, можно с уверенностью сказать, что местное самоуправление состоялось. Это и есть главное достижение. Создана необходимая нормативная база, как на уровне РФ, так и в регионах. Школу самоуправления за эти годы только в нашей республике прошли тысячи людей – глав, депутатов, муниципальных служащих, руководителей муниципальных учреждений и предприятий. Нельзя говорить, что решены все поставленные задачи. Время выдвигает новые проблемы перед муниципальным сообществом. И решать их надо только во взаимодействии с органами государственной власти, муниципальными районами, с самим населением. Для этого сегодня есть все необходимые условия. Нужен конструктив.

Вы являетесь одним из организаторов проведения муниципальной реформы в Мирнинском районе. В чем были ее особенности? С какими проблемными моментами пришлось столкнуться? Как обстоят дела сейчас?

– Мирнинский район уникален во всех своих проявлениях и в самоуправлении в том числе. О главной особенности самого города Мирного сказано немало. За 50 лет своего существования город не имел собственно городской власти. Хотя органы власти назывались горисполком, горком, уровень распространения такой власти был районным. К примеру, в соседнем Сунтаре – были органы и села Сунтар и улуса. Поэтому согласно закону стояла задача избрать главу, депутатский корпус, затем сформировать необходимые органы и учреждения. А проблемы, вернее, задачи были одинаковыми у всех. Во-первых, надо было принять и зарегистрировать Устав, утвердить бюджет на 2006 г. (напомню, выборы прошли 16 октября) и местные налоги. Ведь как отмечает один из теоретиков МСУ Р.Бабун, без чего нет власти? Власти нет без собственности и без денег. Отсюда, надо было сформировать городское имущество, определиться с землей. А кто должен был поделиться всем этим? Район. В-третьих, кто должен был решать все эти вопросы? Кадры. А где взять эти кадры. Опять – район.

Есть такое понятие – политическая мудрость и дальновидность. В этой связи хочу вспомнить Анатолия Тарасовича Попова, известного в нашей республике человека, прошедшего путь от горняка до директора крупнейшего горно-обогатительного комбината. Именно в это переломное время он стал главой Мирнинского района. Не могу сказать, что ему пришлись по душе все законодательные нововведения. Какому руководителю хочется делиться властью!?. При этом, только завершились юбилейные мероприятия, посвященные 50-летию города Мирного и алмазодобывающей промышленности. При мощной поддержке АЛРОСА и республики были введены в строй новые объекты, поставлены знаковые памятники, высажены тысячи деревьев. Город буквально получил второе дыхание, преобразился. Горожане, особенно ветераны, высказывали слова одобрения и поддержки властям.

Чувствовался такой общий подъем. Надо понимать, что город Мирный, столица алмазного края, был не только административным центром района и алмазодобывающей промышленности, но и гордостью всего района и республики. И тут выборы. Появляются 9 новых муниципальных образований со своими главами и депутатами. И они являются самостоятельными субъектами власти! Конечно, было непросто. Но именно здесь проявились, на мой взгляд, лучшие качества Попова-руководителя. Именно районная администрация на деле стала тем методическим и мозговым центром, который оказал необходимую организационную, правовую поддержку начала работы новых органов власти. И именно районная администрация «поделилась», если можно так сказать, кадрами. Город Мирный нуждался в них больше всего. Глава не препятствовал переходу специалистов в мэрию. А о том, какие это были специалисты, свидетельствуют хотя бы правительственные гранты в области экономики и финансов, достижения в области благоустройства, информационной политики, достигнутые в последующие годы городской администрацией.

Сегодня, спустя 10 лет и Мирнинский район и город Мирный являются стабильно работающими муниципальными образованиями. Более того, именно Мирнинский район продолжая грамотную политику взаимодействия и поддержки муниципальных образований района (а это 6 городских, 3 сельских поселения, включая национальный наслег – село Сюльдюкар), делает все возможное в плане социально-экономического развития всего района. Только один пример. В текущем году Мирнинский район отмечает свое 50-летие. Посмотрите принятые программы и планы, там вы найдете мероприятия по всем населенным пунктам района, включая строительство школ, детсадов, общежитий, ввод жилья. Конечно, здесь вкладываются муниципальный район, поселения, АК «АЛРОСА», Правительство Республики. Но во главе организации работы стоит именно район. Вот это и есть, на мой взгляд, пример грамотного межмуниципального взаимодействия и работы на конечный результат.

27 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По сути, начался «новый этап» реформирования местного самоуправления. Как вы относитесь к тому, что ФЗ №136 наделил субъект РФ правом устанавливать порядок избрания глав муниципальных образований? Согласны ли вы с высказываниями некоторых экспертов, которые утверждают, что безальтернативный порядок формирования органов МСУ «не соответствует Конституции»?

– Очень интересный, а главное – актуальный вопрос. Начну с того, что процесс реформирования МСУ, внесения изменений в действующее законодательство идет в постоянном режиме и вряд ли завершится в обозримом будущем. К наделению субъектов РФ правом устанавливать порядок избрания органов муниципальных образований отношусь неоднозначно. Мы помним, что до принятия закона шли принципиальные дискуссии. Муниципалы, научное сообщество, эксперты высказывали резкую критику предлагаемых нововведений, как противоречащих основному закону. И здесь в Якутии мы не раз обсуждали эти вопросы с участием глав, депутатов, а также с одним из авторов нашумевшего законопроекта сенатором С.М.Киричуком. Отсюда можно понять принятые законом смягчающие, если можно так сказать, формулировки, которые позволяли на уровне субъектов решить этот вопрос. Не все так просто. В этой связи напомню, что за данный законопроект в Госдуме проголосовали всего 237 депутатов (при необходимом количестве 226). Это тоже говорит о многом.

Что касается нашего закона, принятого согласно ФЗ-136, то он допускает так называемую вариативность: возможность избрания глав из числа депутатов или через прямые выборы. Но для меня, как человека, отстаивавшего прямые выборы, важно другое. Ни одно сельское поселение нашей республики не поспешило внести в свои уставы изменения, чтобы воспользоваться представленной возможностью и применить на практике новую норму. Думаю, это говорит о зрелости местного самоуправления и желании сохранить главный принцип МСУ – выборность его органов.

А теперь о том, что будоражит муниципальное сообщество в последнее время. Да, я поддерживаю мнение ведущих экспертов, что безальтернативный порядок формирования органов МСУ противоречит положениям Конституции России. Так, 90 (!!!) депутатов Госдумы обратились по вопросу законности норм ФЗ-131 и закона «Об отдельных вопросах формирования органов МСУ муниципальных образований Иркутской области» в Конституционный суд РФ. А вот данные Администрации Президента России: 71 % муниципалитетов лишился прямых выборов глав МСУ, в том числе 99% крупных городов. Государственно-правовым управлением президентской администрации было доложено на заседании Конституционного суда, что в результате реформы «выборы мэров отменены в 62 % городских округов, в том числе в 88 % крупных административных центров, а также 83% муниципальных районов и 70% поселений». Далее, «на 99% отменены выборы глав внутригородских муниципалитетов в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, а также внутригородских районов, сформированных в Челябинске, Самаре и Махачкале в результате укрупнения МО». А как же установка Президента России В.В.Путина о необходимости развитии политической конкуренции, совершенствовании политических институтов, в частности, привлечении во власть через механизмы выборов подготовленных, целеустремлённых и профессиональных людей?!.

Рассмотрение в Конституционном суде – дело не быстрое. Есть прецедент. В этой связи можно отметить, что целенаправленно продолжает отстаивать права МСУ Ассоциация сибирских и дальневосточных городов. Ее президент, мэр города Хабаровска А.Н.Соколов направил официальный отзыв в Конституционный суд.

Вы являетесь членом Европейского Совета экспертов МСУ. Над какими задачами работает сегодня Совет?

– Совет также активно участвует в обсуждения вопросов реформы МСУ. В специальных изданиях постоянно печатаются статьи президента ЕКЭ МСУ, доктора экономических наук, профессора Высшей Школы государственного управления Российской Академии народного хозяйства и государственного управления (ВШГУ РАНХиГУ) Эмиля Маркварта, других ведущих экспертов. Идет постоянный обмен информацией и консультации. В настоящее время Совет готовится к участию в экспертном круглом столе, посвященном обсуждению Ежегодного доклада о состоянии местного самоуправления в РФ. Он пройдет с участием специалистов из Германии. Подготовка доклада ведется силами РАНХиГС. Кроме того, будет проведен международный семинар на тему «Реформа и тенденции развития местного самоуправления в Польше и применимость польского опыта к российским реалиям».

Как вы считаете, каким будет грядущее десятилетие для местного самоуправления Якутии?

– Загадывать будущее – дело не неблагодарное. И для России, и для Якутии – время непростое. Ведь местное самоуправление не вырвать и огородить от общих процессов, происходящих в государстве и обществе. Все глубоко взаимосвязано. Непростая экономическая и политическая ситуация в стране и за ее пределами. Вызовы внешние и внутренние, на которые приходится отвечать. Все это определяет настоящую социально-экономическую ситуацию в стране. Считаю необходимым полнее использовать мощные ресурсы местного самоуправления для объединения людей и совместного решения стоящих перед нами задач.

Мы должны понимать, что основная идея Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ, федерального закона №131-ФЗ заложена в том, что местное самоуправление должно осуществляться именно на местах, каковыми являются конкретные населённые пункты. Соглашусь с высказыванием Э.Маркварта, что реальное самоуправление возможно лишь в том случае, если граждане ощущают себя общностью, а место проживания — своей землёй, и говорить о местном самоуправлении правомерно, в первую очередь, именно применительно к поселениям, в которых и должны решаться задачи улучшения качества и организации жизни. Вот над этими вопросами улучшения качества и организации жизни надо работать. Каждому на своем уровне. На самом деле за эти годы много сделано и для МСУ и самим МСУ. Но предстоит сделать еще больше.

Поделиться