2448

29 января 2016 в 11:36

Учеба в Канаде: плюсы и минусы

Анастасия Винокурова родилась в Якутске, окончила городскую школу №26. Проучившись полгода в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, решила переехать в Канаду.

Теперь Анастасия шестой год проживает в Торонто, где получила степень бакалавра в George Brown College (Колледж Джорджа Брауна) по специальности «Управление ресурсами и организация труда». На данный момент она работает офис-менеджером и ассистентом менеджера по управлению персоналом в страховой компании American Income Life, одной из самых крупных американских страховых компаний. Слушатель Школы журналистики Редакции новостей СВФУ Григорий Фоменко по просьбе «Ил Тумэн» накануне Дня студентов поговорил с Анастасией об особенностях обучения и жизни в Канаде.

В чем, на ваш взгляд, основная разница между учебным процессом в России и Канаде?

– Система обучения совершенно другая, нежели в России, где я училась всего шесть месяцев. В течение семестра мы изучаем несколько курсов, каждый из которых длится несколько недель. Курс начинается с мини-тестирования, в качестве оценки полученных знаний сдается проектная работа. На оценку по итогам курса влияют несколько факторов: посещение пар, первый и промежуточные тесты, финальная групповая работа.

В Канаде принята процентная система оценки знаний. Нам ставят не оценки, а баллы, которые эквиваленты процентам. Самый максимальный процент за предмет – 100%. Чтобы сдать курс, достаточно набрать 60%. Таким образом, каждая письменная работа оценивается в процентном эквиваленте. Допустим, если мне достаточно 60%, я решаю, посещать мне пары или нет. Я могу высчитать, сколько у меня на данный момент процентов, чтобы набрать проходной балл. В целом, если я набираю проходной балл, то могу дальше не стараться по определенному предмету. Это несколько демотивирует студентов.

Какие еще особенности обучения можете выделить?

– Мне кажется, в России больше следят за дисциплиной и посещаемостью, деканаты готовят списки на отчисление и так далее. Здесь, в Канаде, за студентами никто не бегает. Надо самому за всем следить, выбирать предметы и составлять расписание. Есть обязательные предметы, а также около 50 дополнительных, которые не имеют прямого отношения к специальности: психология, искусство и т.д. Нужно выбрать из них шесть предметов на период всего обучения. Что касается меня, то я выбрала следующие: современное искусство, искусство фотографии, кино. Мне нравились дополнительные предметы, но многих смущало, что нужно тратить время и деньги на изучение предметов, которые не позволяют фокусироваться на специальности.

Еще одно отличие в том, что студентов не делят на академические группы, как это происходит в России. На любой паре пересекаются студенты из разных специальностей. На одном потоке учится около 1000 студентов, и иногда я даже не знала, с кем сижу рядом на занятии. Иногда плохо сказывалось то, что у меня не было постоянной группы, и на определенных предметах весь поток разбивали на группы для создания финального проекта. Иногда нужно было работать над групповыми проектами с незнакомыми людьми. У меня были трудности с этим, и порой было очень сложно работать над проектом. Бывало так, что кто-то из студентов говорил, что его часть проекта готова, но когда приходило время сдавать презентацию, оказывалось, что у него были трудности, и он ничего не сделал.

сли бы он сказал раньше, мы бы объединились и написали эту часть за него, приложили бы больше усилий. Из-за того, что кто-то выполнил часть работы, снижалась общая оценка для всех членов группы. Конечно, можно попытаться объяснить преподавателю ситуацию, что человек ничего не сделал, и тогда вас будут оценивать индивидуально. Могут пойти навстречу, но, в итоге, нельзя рассчитывать на высокие баллы. Никогда не знаешь, кто тебе попадется в проектную группу. Бывали студенты, которые пропадали, и вместо пяти человек, финальную работу писали только трое.

Какие принципы и черты канадского образования можно было бы применить в Якутии?

– Я думаю, что в целом, принципы канадского образования применимы и в Якутии. Тем не менее, на мой взгляд, нововведения нужно внедрять плавно. Всякое нововведение может сбить людей с толку. В России я проучилась шесть месяцев. И могу сказать, что не хватало обратной связи со студентом. Я ходила на пары, слушала лекции, и уходила, потому что было скучно. Я ничего не понимала. Здесь, в Канаде, занятия были интересными и интерактивными.

собенность заключалась в том числе и в том, что во время лекции можно было обратиться к преподавателю, подискутировать с ним. Хорошо, когда есть диалог между преподавателем и студентами. Когда я только приехала в Канаду, то еще не так хорошо знала английский, но уже не боялась задавать вопросы. Помимо этого, практически на каждом курсе нас опрашивали об эффективности преподавателя.

Как оценивают эффективность преподавателя в Канаде?

– В первую очередь, оценивается понятность и доступность изложения материала. Кроме этого, учитываются объективность и отзывчивость педагога. Система построена таким образом, чтобы преподаватель выполнял работу на высоком уровне. Студенты имеют возможность заменить преподавателя, который недоходчиво объясняет материал, приводит непонятные примеры или не идет навстречу обучающимся.

Если я правильно понял, существует отлаженная система обратной связи?

– Обратная связь – это само собой разумеющееся для системы образования в Канаде. В целом, большое внимание уделяется интерактивности, коммуникации между студентами, и большинство заданий направлено на совместную работу. Даже при изучении таких предметов, как бухгалтерский учет, обязательно нужно сдавать групповую презентацию.
Считаю, что обратная связь помогает в учебном процессе.

наче, как доказать непрофессионализм преподавателя? Бывают сложности с пониманием учебного материала, объективностью оценивания и целый ряд других проблем. Таким образом, происходит проверка квалификации преподавателя администрацией вуза. Всё-таки, студенты платят большие деньги за свое образование, и хотят, чтобы обучение было качественным.

Анастасия, важна ли обратная связь с преподавателем при формировании мотивации к обучению?
– Не знаю, сложный вопрос. Если тебе плохо дается учеба, и у вас с преподавателем есть обратная связь, то вполне можно обратиться к преподавателю и рассчитывать на помощь с его стороны. У меня была такая ситуация. Мне тяжело давалась политология, но мне надо было сдать этот предмет, чтобы получить диплом. На теоретическом уровне понимала общие понятия, но были сложности с написанием эссе. В итоге, конечно, получила низкий балл за эссе. Однако, поговорив с преподавателем, удалось получить дополнительное задание, чтобы добрать необходимое количество баллов.

Чему научил вас колледж?

– Обучение в колледже очень помогло мне с углублением навыков письменной и устной речи на английском языке. Благодарна колледжу за то, что завела там друзей. Научилась быть более дисциплинированной, ставить и решать задачи. На мой взгляд, колледж сделал меня более развитой, потому что по своей воле я бы никогда не начала изучать бухучет или статистику. Они не входили в перечень обязательных предметов, и не интересовали меня, но пришлось изучать и их. Владение методами статистики пригодилось в моей работе.

Какие планы на будущее?

– Хотела бы продолжить обучение. Есть вечерние курсы для тех, кто работает. Можно ставить занятия на вечер или на выходные, либо обучаться дистанционно. Хотела бы освоить творческую профессию, связанную с дизайном. Есть такая профессия, суть которой заключается в анализе дизайна веб-сайтов для продвижения определенных товаров. Также хотела бы стать иллюстратором и рисовать, допустим, афиши. В общем, останавливаться на достигнутом я не собираюсь.

Григорий ФОМЕНКО, слушатель Школы журналистики Редакции новостей СВФУ

Поделиться