2448
29 января 2016 в 11:36
Учеба в Канаде: плюсы и минусы
Анастасия Винокурова родилась в Якутске, окончила городскую школу №26. Проучившись полгода в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, решила переехать в Канаду.
Теперь Анастасия шестой год проживает в Торонто, где получила степень бакалавра в George Brown College (Колледж Джорджа Брауна) по специальности «Управление ресурсами и организация труда». На данный момент она работает офис-менеджером и ассистентом менеджера по управлению персоналом в страховой компании American Income Life, одной из самых крупных американских страховых компаний. Слушатель Школы журналистики Редакции новостей СВФУ Григорий Фоменко по просьбе «Ил Тумэн» накануне Дня студентов поговорил с Анастасией об особенностях обучения и жизни в Канаде.
– В чем, на ваш взгляд, основная разница между учебным процессом в России и Канаде?
– Система обучения совершенно другая, нежели в России, где я училась всего шесть месяцев. В течение семестра мы изучаем несколько курсов, каждый из которых длится несколько недель. Курс начинается с мини-тестирования, в качестве оценки полученных знаний сдается проектная работа. На оценку по итогам курса влияют несколько факторов: посещение пар, первый и промежуточные тесты, финальная групповая работа.
В Канаде принята процентная система оценки знаний. Нам ставят не оценки, а баллы, которые эквиваленты процентам. Самый максимальный процент за предмет – 100%. Чтобы сдать курс, достаточно набрать 60%. Таким образом, каждая письменная работа оценивается в процентном эквиваленте. Допустим, если мне достаточно 60%, я решаю, посещать мне пары или нет. Я могу высчитать, сколько у меня на данный момент процентов, чтобы набрать проходной балл. В целом, если я набираю проходной балл, то могу дальше не стараться по определенному предмету. Это несколько демотивирует студентов.
– Какие еще особенности обучения можете выделить?
– Мне кажется, в России больше следят за дисциплиной и посещаемостью, деканаты готовят списки на отчисление и так далее. Здесь, в Канаде, за студентами никто не бегает. Надо самому за всем следить, выбирать предметы и составлять расписание. Есть обязательные предметы, а также около 50 дополнительных, которые не имеют прямого отношения к специальности: психология, искусство и т.д. Нужно выбрать из них шесть предметов на период всего обучения. Что касается меня, то я выбрала следующие: современное искусство, искусство фотографии, кино. Мне нравились дополнительные предметы, но многих смущало, что нужно тратить время и деньги на изучение предметов, которые не позволяют фокусироваться на специальности.
Еще одно отличие в том, что студентов не делят на академические группы, как это происходит в России. На любой паре пересекаются студенты из разных специальностей. На одном потоке учится около 1000 студентов, и иногда я даже не знала, с кем сижу рядом на занятии. Иногда плохо сказывалось то, что у меня не было постоянной группы, и на определенных предметах весь поток разбивали на группы для создания финального проекта. Иногда нужно было работать над групповыми проектами с незнакомыми людьми. У меня были трудности с этим, и порой было очень сложно работать над проектом. Бывало так, что кто-то из студентов говорил, что его часть проекта готова, но когда приходило время сдавать презентацию, оказывалось, что у него были трудности, и он ничего не сделал.
сли бы он сказал раньше, мы бы объединились и написали эту часть за него, приложили бы больше усилий. Из-за того, что кто-то выполнил часть работы, снижалась общая оценка для всех членов группы. Конечно, можно попытаться объяснить преподавателю ситуацию, что человек ничего не сделал, и тогда вас будут оценивать индивидуально. Могут пойти навстречу, но, в итоге, нельзя рассчитывать на высокие баллы. Никогда не знаешь, кто тебе попадется в проектную группу. Бывали студенты, которые пропадали, и вместо пяти человек, финальную работу писали только трое.
– Какие принципы и черты канадского образования можно было бы применить в Якутии?
– Я думаю, что в целом, принципы канадского образования применимы и в Якутии. Тем не менее, на мой взгляд, нововведения нужно внедрять плавно. Всякое нововведение может сбить людей с толку. В России я проучилась шесть месяцев. И могу сказать, что не хватало обратной связи со студентом. Я ходила на пары, слушала лекции, и уходила, потому что было скучно. Я ничего не понимала. Здесь, в Канаде, занятия были интересными и интерактивными.
собенность заключалась в том числе и в том, что во время лекции можно было обратиться к преподавателю, подискутировать с ним. Хорошо, когда есть диалог между преподавателем и студентами. Когда я только приехала в Канаду, то еще не так хорошо знала английский, но уже не боялась задавать вопросы. Помимо этого, практически на каждом курсе нас опрашивали об эффективности преподавателя.
– Как оценивают эффективность преподавателя в Канаде?
– В первую очередь, оценивается понятность и доступность изложения материала. Кроме этого, учитываются объективность и отзывчивость педагога. Система построена таким образом, чтобы преподаватель выполнял работу на высоком уровне. Студенты имеют возможность заменить преподавателя, который недоходчиво объясняет материал, приводит непонятные примеры или не идет навстречу обучающимся.
– Если я правильно понял, существует отлаженная система обратной связи?
– Обратная связь – это само собой разумеющееся для системы образования в Канаде. В целом, большое внимание уделяется интерактивности, коммуникации между студентами, и большинство заданий направлено на совместную работу. Даже при изучении таких предметов, как бухгалтерский учет, обязательно нужно сдавать групповую презентацию.
Считаю, что обратная связь помогает в учебном процессе.
наче, как доказать непрофессионализм преподавателя? Бывают сложности с пониманием учебного материала, объективностью оценивания и целый ряд других проблем. Таким образом, происходит проверка квалификации преподавателя администрацией вуза. Всё-таки, студенты платят большие деньги за свое образование, и хотят, чтобы обучение было качественным.
– Анастасия, важна ли обратная связь с преподавателем при формировании мотивации к обучению?
– Не знаю, сложный вопрос. Если тебе плохо дается учеба, и у вас с преподавателем есть обратная связь, то вполне можно обратиться к преподавателю и рассчитывать на помощь с его стороны. У меня была такая ситуация. Мне тяжело давалась политология, но мне надо было сдать этот предмет, чтобы получить диплом. На теоретическом уровне понимала общие понятия, но были сложности с написанием эссе. В итоге, конечно, получила низкий балл за эссе. Однако, поговорив с преподавателем, удалось получить дополнительное задание, чтобы добрать необходимое количество баллов.
– Чему научил вас колледж?
– Обучение в колледже очень помогло мне с углублением навыков письменной и устной речи на английском языке. Благодарна колледжу за то, что завела там друзей. Научилась быть более дисциплинированной, ставить и решать задачи. На мой взгляд, колледж сделал меня более развитой, потому что по своей воле я бы никогда не начала изучать бухучет или статистику. Они не входили в перечень обязательных предметов, и не интересовали меня, но пришлось изучать и их. Владение методами статистики пригодилось в моей работе.
– Какие планы на будущее?
– Хотела бы продолжить обучение. Есть вечерние курсы для тех, кто работает. Можно ставить занятия на вечер или на выходные, либо обучаться дистанционно. Хотела бы освоить творческую профессию, связанную с дизайном. Есть такая профессия, суть которой заключается в анализе дизайна веб-сайтов для продвижения определенных товаров. Также хотела бы стать иллюстратором и рисовать, допустим, афиши. В общем, останавливаться на достигнутом я не собираюсь.
Григорий ФОМЕНКО, слушатель Школы журналистики Редакции новостей СВФУ