1607

17 июня 2016 в 17:15

МСУ в Жатае: снизу вверх и только так

Дислокация кабинета главы поселка Жатай Анатолия Кистенёва полностью соответствует тренду шаговой доступности. Искать его долго не придется – он буквально в шаге от входа. Это, надо сказать, немного сбивает с толку тех, кто привык, что приемные руководителей должны располагаться ближе к небу. Удивляет их и другое. Ни при входе в здание администрации, ни у приемной главы городского округа «Жатай» - а это, считай, на одном пятачке -- ни намека на пост охраны.

– Как же вы без нее? – интересуюсь я у Анатолия Ефимовича Кистенёва.

– А зачем она нужна? – отвечает он вопросом на вопрос. – Если пьяный зайдет побуянить, так его всегда можно успокоить… А если кто отругать придет,  почему не послушать, коли за дело?

Вот такой глава у поселка Жатай. Глава, который  на своем посту уже 26 лет, – на всех прошедших выборах земляки отдают предпочтение неизменно ему.

Подтолкнула жизнь

Жатай, если говорить о местном самоуправлении, точка на карте для Якутии знаковая. Потому что когда-то МСУ в республике начиналось именно отсюда, причем задолго до того, когда на него перешла вся республика.

– К этому нас подтолкнула жизнь, — вспоминает Анатолий Ефимович события 1999 года. – В советское время поселок развивался за счет расположенных здесь предприятий, прежде всего, Жатайского судоремонтно-судостроительного завода и Якутской нефтебазы. Когда в постперестроечный период производственники начали освобождаться от «социалки», все легло на бюджет Якутска, в составе которого находился Жатай. Наши финансовые вопросы стали решаться по остаточному принципу. Мы не обижались. Понимали, на Якутск тогда свалилось много чего: проблемы поселков Кангалассы и Магана, совхоза «Якутский», Хатасского свинокомплекса и т.д. Не обижались, но такое отношение нас не устраивало. И мы всерьез задумались о том, что Жатай должен иметь самостоятельный бюджет, а значит, полную ответственность за принимаемые решения.

– Что было самым сложным на пути к МСУ?

– Все! Ведь республиканской законодательной базы тогда еще не было. Поэтому в первые годы пришлось решать массу проблем: это и формирование бюджета, и выстраивание межбюджетных отношений, и передача госсобственности в муниципальное управление. А самое главное,  органы МСУ у нас создавались с нуля. Мы же не просто поменяли  таблички на кабинетах, оставив в них тех же людей. Мы проводили реальные выборы – полномочия получили те, кому их доверило население.

По сути, в Якутии мы оказались как бы «пилотной» площадкой по внедрению МСУ: глядя на нас, учились многие, включая республиканскую власть. Думаю, опыт первого муниципального образования оказался бесценен для всех. Это помогло подготовиться к 2002 году, когда к МСУ стали повсеместно переходить районы республики.

Проблемы и решения

Несмотря на сложности первых лет, именно МСУ, считает Анатолий Кистенёв, помогло справиться с самыми «бородатыми» проблемами Жатая, где сегодня живет около 10 тысяч человек.

– В первую очередь, это тепло, а вернее, его отсутствие. Котельные в поселке были старые, грели плохо. Поэтому этот вопрос мы определили для себя как первоочередной, и с начала 2000-ых годов начали запускать  модульные котельные. Потом построили квартальную, — рассказывает он. — В итоге сегодня у нас образовался даже резерв тепла. И это хорошо – можно не бояться, что в результате развернувшегося строительства вновь возникнет его дефицит.

За эти годы им удалось многое: решить проблему водовода, сделать  пристрой к школе №1, возвести детский сад и т.д. «Нынче заканчиваем программу переселения из аварийного и ветхого жилья. Жатай ведь строился в годы войны, так что к началу ХХI  века тот жилищный фонд пришел в негодность. Трудностей в ходе реализации программы было немало, но благодаря поддержке фонда и руководства республики в этом году будут переселены жильцы последнего  аварийного дома», — говорит Анатолий Кистенёв.

Впрочем, судя по всему, пресловутый жилищный вопрос не сойдет с повестки дня муниципалитета и в ближайшие годы.

– Надо строить социальное жилье, – считает глава поселка. – Разве это дело, что люди стоят в муниципальной очереди по 30 лет, а в итоге часто решают свою жилищную проблему другими способами? С этим надо разбираться, хотя многое тут зависит от политики региона в целом.

Чем крепче муниципалитеты, тем крепче регион

Сегодня проблемы у городского округа «Жатай» те же, что и у большинства остальных муниципальных образований России. И прежде всего это переданные полномочия, часто не подкрепленные финансами.

– В первую очередь финансируем социальную сферу. Надо ремонтировать к осени школы и детские сады. Нужно готовить к зиме жилье. Воду людям надо, канализацию надо, — перечисляет Анатолий Ефимович. – При этом замечу, что у нас в ведении муниципалитета находится то, что в других МО передано на баланс республики: объекты ЖКХ, энергетики и т.д. Все нужно успеть подготовить, а требования постоянно ужесточаются. Ну, а на благоустройство территории, ремонт дорог и прочее остается то, что остается…

Именно поэтому в Жатае, как, впрочем, и в других муниципальных образованиях Якутии, искренне приветствовали объявление 2016 года Годом благоустройства, в рамках чего они должны получить дополнительные средства.

Впрочем, принципиальное решение проблемы Кистенёв видит все же в другом – в увеличении возможностей пополнения налоговой базы муниципалитетов.

– Нам советуют  активнее задействовать уже имеющиеся резервы, например, оформление и учет земель. Но этого недостаточно, чтобы муниципалитеты могли нормально существовать. Хорошим подспорьем могла бы стать передача МО налога на прибыль. Тогда они были бы заинтересованы в поддержке предприятий, работающих на их территории. Ведь чем активнее те будут развиваться, тем больше налогов поступит в муниципальный бюджет, — объясняет Анатолий Кистенёв.

Для таких предложений есть все резоны: производство на местах,  долгие годы находившееся в стагнации, начинает оживать. На новый виток  развития выходит и Жатайская база технической эксплуатации флота, которая остается градообразующим предприятием. А вместе с ней развивается малый и средний бизнес. Сегодня на территории округа работают более 100 мелких предприятий.

– Один из примеров – Жатайский завод металлоконструкции, который создавался с нуля, а теперь там выполняют заказы «АЛРОСА», Ростелекома, планируют выпускать маломерные суда. Такие производственники реально развивают экономику, создают рабочие места, привлекают десятки специалистов, выплачивают зарплату, — говорит Анатолий Кистенёв.

В муниципалитетах, по мнению Кистенёва, должен аккумулироваться и транспортный налог. Ведь за плохие дороги маленьких городков и поселков их глав сегодня ругает все кому не лень. Но на суммы, что поступают в рамках переданных муниципалитетам акцизов на дорожные работы, можно провести разве что ямочный ремонт.

Свои идеи Кистенёв объясняет предельно доходчиво:

– Государство должно строиться не сверху вниз, а снизу вверх. Чем крепче будут муниципалитеты, тем крепче будет регион. Чем крепче регионы, тем сильнее государство. А если вверх сделаем основательным, а фундамент хилым… На что опираться-то?

«Людей надо слышать…»

Сам глава городского округа «Жатай» опираться предпочитает на своих избирателей.  Потому, когда заканчивается очередной срок, к посту главы вновь идет через выборы. Улыбается: «Меня ругают, на что-то пеняют, а потом все равно выбирают».  И так в общей сложности – 26 лет!

– Анатолий Ефимович, за что вам такой кредит доверия люди выдают?

– Ну, во-первых, я не один работаю: у нас команда. А во-вторых, надо, наверное, слышать их. Ведь чаще всего ко мне приходят с болью. Даже понимая, что мы ничем не сможем помочь. Но человеку порой нужно просто выговориться, чтобы его выслушали. Потом, уходя, он говорит: «Знаю, что вы ничем не поможете, но спасибо, что слушали». Людей слышать надо, они много интересного рассказывают. Иногда на какие-то идеи могут натолкнуть.

– А насколько активно жители Жатая участвуют в местном самоуправлении?

– МСУ в Жатае создавалось как раз населением. Если бы не оно, мы ничего не смогли бы сделать. Потому что тогда все шло через суд, нужны было выборщики, протоколы, конференции и во всем этом жатайцы участвовали очень активно.

Потом активность пошла на спад: мол, глава есть, пусть работает. А года два назад опять начался подъем. Многие сегодня думают так: я тоже что-то значу в этой жизни. В итоге сейчас мы создаем территориально-общественное самоуправление (ТОС).

– Анатолий Ефимович, какие проблемы сегодня наиболее ощутимы для МСУ в законодательном плане?

– Их немало, но одна из самых серьезных, это изменение федерального законодательства о противодействии коррупции, благодаря которому декларировать доходы теперь должны все, включая депутатов поселений. С одной стороны, ужесточение мер понятно. С другой, оно рождает новые проблемы.  Попробуй теперь найди кандидата в депутаты поселений – а это может быть доярка или сторож, если они знают, что им придется сообщать о себе все. Люди этого не хотят. А какая коррупция может быть на уровне поселений? Это же не те депутаты, которые за взятку лоббируют интересы корпораций. Думаю, их от этого надо освободить.

И наконец нельзя слишком часто менять законы и в частности федеральный закон №131. Ведь что получается?  Как только вносятся поправки, нужно приводить в соответствие федеральному законодательству и устав МО. В итоге наши уставы почти всегда не отвечают федеральным законам, потому что поправки вносятся бесконечно.  Местному самоуправлению надо дать адаптироваться. Ведь в других странах формы общественного устройства устанавливались веками…

Поделиться