2219

17 июня 2016 в 17:11

Освоение Арктики – стратегический вопрос государственной безопасности Российской Федерации

Вопросы развития и безопасности Арктической зоны Российской Федерации стали темой обсуждения на пресс-конференции с участием члена Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации, Председателя Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслава Штырова. О том, почему Арктика является стратегически важным макрорегионом для Российской Федерации и какие необходимо предпринять шаги для его всестороннего развития – в основных выдержках из материалов пресс-конференции.

— Вячеслав Анатольевич, в связи с чем, по вашему мнению, наблюдается усиление внимания к Арктике во всем мире?

— В последние годы со стороны всего международного сообщества наблюдается повышенный интерес к Арктике. Это находит свое выражение в увеличении объемов исследовательской деятельности, в реализации целого ряда экономических проектов в Арктике, и в том числе – в усилении контактов на международном уровне по арктической проблематике. Традиционно такой всплеск интереса к Арктике связывается с двумя обстоятельствами. Первое – во всем мире ощущается дефицит природных и биологических ресурсов и ищутся новые пути для того, чтобы на основании применяемых технологий расширить ресурсные возможности. Второе – многие связывают интерес к Арктике с новыми перспективами, которые открываются в связи с глобальным потеплением как для экономической, так и для транспортной деятельности в Арктике.

Для нашей страны Арктика имеет особое значение, потому что для нас это не отдаленная территория с какими-то новыми возможностями, которые могут нас заинтересовать, для нас Арктика – это родной дом.

В Российской Федерации принят целый ряд основополагающих документов и развернута практическая деятельность, связанная с Арктикой. Утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической  зоны Российской Федерации на период 2020 года». Это набор глобальных стратегических нормативных документов, которые дают ориентиры, цели и задачи для действий в Арктике. Сформированы специальные органы управления Арктической зоной Российской Федерации – Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, который занимается законодательным обеспечением деятельности в Арктике.

В конце прошлого года на совместном заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Совета по Арктике и Антарктике, которое состоялось в Совете Федерации, было принято решение о разработке проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» как инструмента реализации ранее принятых основополагающих документов.

— Чем обоснована необходимость подготовки такого закона?  

— Согласно утвержденным Основам, выделено четыре основных направления национальных интересов России в Арктике. Во-первых, Арктика рассматривается как база дефицитных углеводородных и биологических ресурсов для удовлетворения потребностей экономики Российской Федерации. На сегодняшний это регион, который обеспечивает значительную часть валового внутреннего продукта страны, и является платформой для будущего развития Российской Федерации.

Во-вторых, Арктика – регион, в котором формируется глобальный климат нашей планеты, что значительно влияет на текущую погоду, не говоря о масштабных климатических изменениях. В этой связи очень важно, чтобы в Арктике была обеспечена экологическая устойчивость для сохранения природного равновесия. И, конечно, Арктика для нашей страны – это зона мира, международного сотрудничества и территория традиционного проживания коренных малочисленных народов.

Ситуация, которая сложилась на сегодняшний день в Арктике, выглядит двойственно. С одной стороны, здесь находятся крупные промышленные нефтегазовые, горнодобывающие комплексы, которые во многом формируют доходы бюджета Российской Федерации. Есть крупные морские узлы, порты, в западной части –лесопромышленные, судостроительные предприятия, которые являются основой промышленного комплекса страны. Арктика вносит значительно больший вклад в валовой внутренний продукт на душу населения, чем любой другой регион Российской Федерации. С другой стороны — полная деградация ранее существовавших промышленных центров, транспортных путей, в том числе и Северного морского пути, низкий уровня жизни, отток населения. Иными словами, если сегодня мы можем опираться на арктический макрорегион, то о завтрашнем дне говорить не приходится.

Федеральный закон «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» должен помочь стабилизировать ситуацию и обеспечить стимулы для будущего развития макрорегиона с учетом экстремальных условий, характерных для Арктики.

В законе будет уделено внимание будущему развитию Арктической зоны Российской Федерации с точки зрения создания предпосылок для раскрытия потенциала макрорегиона: стимулирование геологоразведочных работ, научно-исследовательской деятельности, развитие территорий опережающего развития, территорий комплексного развития на принципах государственно-частного партнерства, создание особых экономических зон новых типов, которые учитывают климатические условия и возможности Арктики, свободных портов для восстановления Северного морского пути, снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, упорядочивание системы оплаты труда и так далее. Основой для специального закона должно стать федеральное законодательство с учетом особых природно-климатических, экономико-географических условий Арктики.

— Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации важно не только для проживающих здесь граждан, но и с точки зрения безопасности страны. Ведь Арктика является зоной пересечения интересов многих стран. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы обеспечить национальные интересы России?

— В 20-ые годы прошлого столетия между арктическими странами, имеющими прямой выход в Северный Ледовитый океан — Россией, Канадой, США, Данией и Норвегией — были заключены соглашения о разделе Арктики на секторы.

До той поры, пока Арктика не использовалась в экономических, военных целях и рассматривалась только с точки зрения научных исследований, принадлежность ее территорий к той или иной стране мало кого интересовала. В связи с глобальным потеплением, развитием техники и технологий, уменьшением объемов ресурсов на планете, Арктика начала привлекать к себе интерес: сначала стран, имеющих выход к Северному Ледовитому океану, а затем и тех, кто не имеет никакого отношения к Северу. Например, стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского бассейна, в том числе и таких, казалось бы далеких от Арктики стран, как  Италия, Швейцария, Польша, Индия, Сингапур, Китайская народная республика и других.

Что их привлекает? Во-первых, ресурсы шельфов арктических морей, которые составляют до тридцати процентов всех имеющихся на планете углеводородов. В прибрежных и международных водах обнаружены крупнейшие месторождения углеводородов. По имеющимся оценкам, их запасы на севере Ямала, Гыданского полуострова, в Обской и Тазовской губах, на шельфе Карского моря составляют до семи миллиардов тонн. Во-вторых, короткий  транзитный путь из Азии в Америку и Европу, который делает доставку грузов не только дешевле, но и безопаснее, особенно на фоне разворачивающихся событий на Ближнем Востоке.

Сегодня  наблюдается тенденция наращивания военного присутствия ряда государств в Арктической зоне. Можно сказать, что действия их направлены на существенное снижение роли Российской Федерации в регионе.

Предпринимаются попытки изменить исторически сложившийся региональный  статус Арктики,  привнести  сюда те нормы международного права, которые вырабатывались для регламентирования деятельности не в Арктике, а в «неледовитых»  океанах,  и это предлагаемое изменение  не способствуют защите наших интересов. Так, сегодня активно продвигается идея об общем управлении Северным морским  путем и даже о применении концепции «общего наследия человечества» к ресурсам Арктики – якобы, для всего мирового сообщества. В реальности – для имеющих финансы и технологии западных компаний.  Такую идею  активно поддерживают НАТО и Евросоюз. Понятно, что если эта идея воплотится в жизнь, то все соответствующие государства, стоящие за такими компаниями, получат возможность использовать в Арктике и военные силы в своих целях.

В этой связи наша задача состоит в том, чтобы, опираясь на разные аспекты действующего международного законодательства, пользуясь юридическими и историческими методиками, доказать принадлежность сухопутных и морских территорий Российской Федерации.

Совет по Арктике и Антарктике придерживается позиции, что шельф необходимо разграничивать между приарктическими странами на основе международного права и не допустить пересмотра исторически сложившегося правового режима Арктики в пользу НАТО и Евросоюза. Кроме того, нужно документально закрепить за собой  районы  российского континентального шельфа, находящегося за пределами нашей двухсотмильной экономической зоны в Северном Ледовитом океане, но являющегося естественным продолжением сухопутной территории России в море или под ним.

Соответственно, все дно Северного Ледовитого океана в пределах арктического сектора России может стать частью Арктической зоны Российской Федерации, если соглашения по делимитации в высокоширотной Арктике будут достигнуты.

Чтобы закрепить свои позиции в Арктике, важно, помимо дипломатических усилий, организовать серию научно-исследовательских работ в этом регионе, особенно в акватории Северного Ледовитого океана, создать действенные системы мониторинга разнообразных процессов. Кроме того, важно вести фактическую работу в Арктике (восстанавливать Северный морской путь, объекты) и занимать активную позицию в работе международных арктических организаций. При этом привлечение иностранных вложений к освоению российской Арктики целесообразно только в тех случаях, когда мы получаем ощутимую выгоду от приобретения новых интеллектуальных продуктов, технологий и оборудования, знаний и опыта в их разработке и применении. Все остальные проблемы в Арктике мы должны решать за счет собственных средств.

Мы должны иметь достаточный баланс сил на нашей северной границе в случае возникновения потенциальных угроз. Ведь значение Арктики определяется не только полезными ископаемыми, биоресурсами и транспортными возможностями, но и тем, что здесь проходит самый большой по длине участок  морской государственной  границы Российской Федерации. Поскольку велика вероятность того, что российская Арктика станет первым рубежом обороны в случае глобального военного конфликта, так как это наиболее вероятное направление ракетно-ядерного удара противника.

Но, к сожалению, сегодня в Арктике мы ничего не имеем. То, что было в советское время, разрушено и уничтожено. Необходимо восстанавливать военные объекты, населенные пункты, которые всегда использовались как в гражданских, так и в военных целях. Речь не идет о милитаризации Арктики или резком увеличим там военных группировок, а только о восстановлении того, что было создано как абсолютная необходимость для обеспечения обороноспособности России.

Ольга Фомина на основе материалов пресс-конференции члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Штырова на тему «Арктический регион: развитие, безопасность, экология» в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня»

Поделиться