1487

16 декабря 2016 в 14:56

Журналист Иван Борисов: «Книги не умирают…»

Т елевизионный журналист Светлана Бессонова, хирург-травматолог Василий Божедонов, первый секретарь Якутского обкома КПСС Семен Борисов и т.д., – что объединяет этих людей? Незаурядность. А еще то, что в 2016 году в разных издательствах Якутии вышли книги, посвященные им. И возможно это стало благодаря одному человеку – замечательному журналисту Ивану Борисову, выступившему в качестве автора-составителя и редактора. Но как за один год подготовить 5 книг? «Человек живет, пока у него есть планы и желание их осуществлять», – так ответил мне на этот вопрос Иван Васильевич, долгие годы возглавлявший Союз журналистов РС(Я).

И врач, и друг
«Для меня он был не просто прекрасный врач, спасавший пациентов с травмами, ожогами и отморожениями, а прежде всего друг», – рассказывает Иван Борисов о том, как родился сборник «Василий Васильевич Божедонов». Его герой – известный в Якутии хирург-травматолог, когда-то создавший ожоговое отделение Республиканской больницы №2.

– Мы познакомились в 1958 году, когда были призваны в армию – он из Чурапчи, я из Якутска. Служили в первом на Дальнем Востоке ракетном полку, который дислоцировался на острове Русский. Подружились так, что ели с одного котелка, а дружбу сохранили до его кончины. И 3 года в армии всегда вспоминали с удовольствием: она сделала из нас мужчин.
– Доктора, работающие в отделение термической травмы РБ№2, до сих пор называют Василия Божедонова учителем. А он рассказывал вам что-нибудь о своей работе?
– Да, в свое время он был едва ли не единственным в Якутии хирургом-травматологом, который занимался холодовой травмой и имел более 40 научных публикаций во всесоюзных медицинских журналах. Был аспирантом Военно-медицинской академии им Кирова (Ленинград).
Однажды к нему привезли пациента, который, будучи «под градусом», упал зимой на летном поле, и обморозил себе буквально все. Василий Васильевич звонит мне: «Вези фотоаппарат и несколько пленок!»

– Зачем?
– Он был настоящий врач-исследователь, который и лечил, и изучал. Сфотографировал все пострадавшие участки: нос, лицо, голени и т.д. Потом дома, в своей неблагоустроенной квартире, где нужно было натаскать воду, чтобы проявить пленки, я печатал для него снимки.
Лечил он его долго – месяца два. Однажды довольный обмолвился: «Идет на поправку! Скоро выпишу». А через неделю пришел подавленный: пациент неожиданно умер. Причем, оказалось, раньше он уже спасал его – тот обморозил ноги и Божедонов сумел их ему сохранить. Но во второй раз организм не выдержал. Такие ситуации он переживал тяжело.
В феврале 2017-го будет 20 лет, как его с нами нет. Сказалась огромная нагрузка, которую нес Василий Васильевич, как заведующий травматологическим отделением. Пациенты резаные, колотые, обгоревшие, побитые, в крови, – все это он видел каждый день. И тех, кого спас, – сотни. Вот почему книга о нем оказалась внушительной – 460 страниц. На предложение прислать свои воспоминания охотно откликались его друзья, коллеги и т.д. И меня это радует – таких людей забывать нельзя.

Леди эфира
«Авторитет, с которым невозможно было спорить». Это уже о другом его герое. Точнее, героине! О Светлане Михайловне Бессоновой-Кривошапкиной, известной в Якутии телерадиожурналистке, которой он помог подготовить уникальную книгу «Как молоды мы были». Ее основу составили сценарии ее популярных передач.

– Светлана Михайловна – одна из ярчайших звезд якутского телерадиовещания. Вместе с ней мы работали в республиканском Госкомитете телевидения и радио с 1976 по 1984 годы. Потом мне поручили Союз журналистов РС(Я), а она так и осталась на всю жизнь верна эфиру.
Это классик телерадиожурналистики, которая готовила свои передачи по всем канонам жанра. Авторитет ее, окончившей ЯГУ, а затем прошедшей подготовку в Институте повышения квалификации теле- и радиожурналистов при Центральном телевидении СССР в Москве, был непререкаем.
Помню, в те годы у нас каждый понедельник был разбор передач, на котором вступали аж 4 докладчика. Один анализировал вышедшие в эфир программы на якутском языке, второй на русском, затем выступал режиссер и т.д. При этом друг с другом не церемонились – разговор шел остро. Так вот когда докладывала Светлана Бессонова, спорить с ней было бесполезно, с таким знанием дела она говорила.
– Сценарии каких передач вошли в книгу?
– Их героями были известный в Якутии хирург Роберт Бергазов, министр социального обеспечения ЯАССР Матрена Бельчусова и т.д. Здорово, что они вообще сохранились в первозданном виде. Ведь в советское время сценарий любой программы обязательно должен был пройти цензуру Главлита. Но вторые экземпляры сценариев она сохранила и именно их попросила меня подготовить для книги.
Книга получилась интересной. И прежде всего потому, что позволяет снова встретиться с героями некогда популярных передач. Ну, а самой Светлане Михайловне так понравился процесс рождения книг, что она задумала уже вторую – об озере Сайсары, вновь попросив меня помочь.

И высыпал алмазы из кармана…
«Человек, которому обязана своим рождением алмазная промышленность Якутии». Это Иван Борисов уже о герое третьей книги, редактором которой стал, о первом секретаре Якутского обкома партии Семене Борисове. Фигуре противоречивой, но безусловно яркой.

– Когда ее автор, Георгий Михайлович Артемьев сообщил, что написал книгу о Семене Захаровиче Борисове, попросив ее отредактировать, я согласился без колебаний. Потому, что мне и самому всегда была интересна судьба этого человека.
Семен Борисов – из плеяды прирожденных руководителей, тех, кто мыслит стратегически и не боится брать на себя ответственность за принимаемые решения. Сегодня его имя нередко упоминают только в связи с известным чурапчинским переселением, забывая о том, сколько сделал этот человек для Якутии. Он был первым секретарем Якутского обкома КПСС в то время, когда в республике, вместе с первыми успехами геологов, появились предпосылки к рождению алмазодобывающей промышленности, но до официального решения было еще далеко. Несмотря на предложения руководства республики начать поднимать здесь алмазодобычу в промышленных масштабах, в Министерстве цветной металлургии СССР к ним относились прохладно. Говорили, что это затратно, нет инфраструктуры, дорог и т.д.
В 1955 году отряд геологов экспедиции Ю.Хабардина открыл первое промышленное месторождение алмазов в Якутии – будущую трубку «Мир». Несколько найденных ими драгоценных камешков Семен Борисов положил в карман и отправился в Москву – к Хрущеву. Пришел в ЦК КПСС и вместо положенных 10 минут выступал полчаса, рассказав о том, как тормозят создание отрасли. А напоследок показал присутствующим алмазы, высыпав их из кармана на стол. На это Хрущев сказал: «Ты рисковый парень! Иди сдай их в Гохран». Но аргумент оказался более чем убедителен: все, наконец, поняли, что развивать алмазодобычу в Якутии надо. С этого момента, собственно, она и началась.
– В его судьбе же был еще какой-то момент, связанный со Сталиным?
– Да. После войны в стране царили разруха и голод, Якутию это коснулось тоже. Будучи председателем Совета Министров ЯАССР вместе с тогдашним первым секретарем Якутского обкома обкома партии Ильей Винокуровым они побывали на приеме у Сталина, с которым говорили 32 минуты. Речь шла о том, что народ голодает, что надо помочь.
Выслушав их, Сталин дал задание помощникам – выделить из неприкосновенного запаса муку, мануфактуру и т.д. Исполнено это было в кратчайшие сроки – продукты республика получила.
Все эти и многие другие любопытные факты отражены в книге. И я надеюсь, помогут читателям по новому оценить масштаб сделанного Семеном Борисовым.
…Осталось лишь добавить, что к числу таких же творческих удач Ивана Борисова можно также издания о старейшем журналисте Якутии Семене Горохове и бывшем председателе Госкомитета по телерадиовещанию республики Василии Степанове. Готовится к выходу и шестая книга – о людях Мегино-Кангаласского района: фронтовиках, ученых и т.д.
Иван Васильевич знает твердо: невостребованными они не останутся. Просто потому, что книги не умирают.
– Говорят, что сейчас люди почти не читают. Возможно это так, но я уверен, что придет момент и к ним все равно вернутся, – говорит он. – Вот почему надо торопиться запечатлеть память о старшем поколении, которое неизбежно уходит. То, что останется в книгах, останется на века, и именно они будут напоминать молодым о тех, кто украшал этот мир до них…

Елена ВОРОБЬЕВА

Поделиться