1317

13 января 2017 в 12:31

Сила слова

  «А я ведь прокурором хотела стать, -- говорит Светлана Михайловна Бессонова-Кривошапкина. – Очень хотела! Но у родителей не было денег, чтобы отправить меня учиться в другой город…». А я слушаю ее голос, знакомый по радио- и телеэфиру тысячам якутян, и думаю: какое же это счастье, что денег тогда не нашлось. Зато Якутия получила прекрасного журналиста!

Люди-маяки

В каждой профессии есть люди-маяки. На них равняются, у них учатся, им стараются подражать. Их можно любить или не любить, но не замечать нельзя: свет их таланта бьет вдаль, освещая путь остальным. Легенда НВК «Саха»  Светлана Бессонова-Кривошапкина – как раз из этой плеяды. Впрочем, мало кто знает, что путь в большой эфир начинался для нее далеко от Якутска…

– В 1957 году я окончила историко-филологический факультет ЯГУ и попросилась на работу в Оймякон, — рассказывает она. – Мое решение удивило всех. И комиссию, члены которой все интересовались, понимаю ли я, куда собралась. И моего папу, директора школы №13 Якутска, который все просил меня передумать и остаться.  Но я была комсомолка и считала, что комсомольцы должны быть там, где трудней. К тому же  очень хотелось помочь родителям – детей в семье было много…

…До поселка Оймякон, в среднюю школу которого распределили новоиспеченного педагога Светлану Бессонову, самолеты не летали. Машины ездили через раз. Поэтому от Томтора, где находился аэропорт, до Оймякона Светлана добиралась на почтовой лошади верхом.

Та была по самые уши навьючена тюками и посылками, и всаднице приходилось отчаянно балансировать, чтобы не упасть.  И все-таки в какой-то момент не удержалась. Коняга чего-то испугалась, взбрыкнула, и  –  Светлана очутилась на земле.  «Но со мной ничего не случилось! – вспоминает она. – Лошадка моя вдруг встала рядом как вкопанная…»

Днем она преподавала в школе литературу, а в свободное время и по вечерам учителя пели в хоре. Однажды кто-то отметил голос Светланы: красивый! И ее начали приглашать в местный радиоузел – озвучивать районные новости.

– Вот так я дебютировала в эфире, — говорит она.

…Через три года Светлана вернется в Якутск. Уже не одна! Суровое  Оймяконье одарит ее любовью, которую она пронесет через всю жизнь. Там, на Полюсе холода, она встретит молодого ученого Прокопия Антиповича Кривошапкина, и он станет не просто ее мужем, но единомышленником и другом. Его поддержка поможет ей выстоять в самые сложные моменты жизни.

После полуночи

 

В 1963-м, уже работая в столичной библиотеке им.Белинского, она случайно услышит:  в литературную редакцию Госкомитета радиовещания и телевидения нужен редактор. И решит рискнуть!

Председатель Госкомитета Феодосий Семенович Донской  подтвердил: да, редакторы нужны. Но получил от нее неожиданный ответ: «Работу редактора я не знаю, и быть им пока не могу. Возьмите меня корреспондентом!».

– Вот так сама себе установила испытательный срок, — смеется Светлана Михайловна.

Через год она все-таки станет редактором литературной редакции. Радиостудия тогда находилась в здании бывшего казначейства по улице Петровского – месте, знаковом лично для нее. Когда-то ее дед, знаменитый меценат, просветитель и глава Сунтарского улуса пожертвовал деньги на строительство казначейства, и вот спустя десятилетия судьба привела под эту крышу его внучку.

Особым оснащением в Гостелерадио тогда похвастать не могли, как впрочем, и транспортом: на задания репортеров возила кобыла Машка.  В общем кабинете размещались три редакции сразу:  обменная, детская и литературная, куда приходили артисты, бренчали на пианино и т.д. Но на тесноту никто не сетовал! В бывшем казначействе кипела бурная творческая жизнь: готовились передачи, записывались радиокомпозиции и т.д.

– Особой звукоизоляции в здании не было. И  чтобы избежать посторонних звуков, радиопостановки приходилось писать глубокой ночью,  когда не летали самолеты и не цокали копытами  лошади, — рассказывает Светлана Михайловна. — Я приходила в студию после полуночи. К этому же времени подтягивались артисты: Валентин  Антонов, Нина Константинова, Александр Кузнецов, Яков Келле-Пелле и др.  Великие, замечательные и – очень дисциплинированные. Никто никогда не роптал и не жаловался на усталость. Зато те радиопостановки («Счастье в твоих руках» по роману Ю.Шамшурина, «Беда» по повести Николая Мординова и т.д.) сегодня – золотой фонд якутского радио.

И тут, и там

 Через несколько лет она перейдет в редакцию экономики. К этому времени  два подразделения – телевидение и радио – были уже объединены, и  журналисты выступали во всех ипостасях сразк, причем нередко одновременно.

– Бывало, что в один день у меня шли передачи и на радио, и на ТВ, — вспоминает Светлана Михайловна. — До сих пор не понимаю: как мы все успевали?  Причем, передачи выходили не в записи, а в прямом эфире.

Впрочем,  может быть, им все удавалось благодаря тому мощному кадровому составу, который со временем сложился в редакции экономики?

–  Там был очень хороший коллектив. Редакцию возглавлял  талантливый журналист Володя Соловьев, моими коллегами были звезды эфира Августа Переляева, Валя Герасимова и др., — вспоминает Светлана Бессонова.

Редакция экономики тех лет – это целый цикл реализованных проектов, собиравших огромную аудиторию телезрителей и радиослушателей. Завязаны они были в основном на проблемах, а любые проблемы – это «нерв» общественной жизни.

– Мы по очереди готовили еженедельную программу «Человек. Факты. Проблемы», вели передачу «Актуальный разговор». Придумали «Телевик»  — сатирический журнал. Он пользовался огромной популярностью еще и потому, что его героями становились обычные люди с улиц. Впервые мы начали выходить с микрофоном в город и спрашивать у прохожих, что их не устраивает, что они хотели бы изменить в работе магазинов, общественного транспорта и т.д., — рассказывает Светлана Михайловна.

В ответ журналисты получали кипы читательских писем: в одних их благодарили, в других подсказывали острые темы.

– Однажды пришло огромное письмо от рабочих Жатайского судоремонтного завода  — они жаловались на плохие условия труда. Руководство завода очень противилось выходу передачи, но несмотря ни на что я ее все-таки сделала. Программа вышла в эфир, — вспоминает она. – Спустя время мы получили из Жатая новое письмо, в котором нас уже благодарили, и мы вернулись к теме вновь. Рассказать было о чем: руководство завода ошибки поспешило исправить…

Уволить за…правду

 …Она всегда была убеждена: журналистика не имеет права быть беззубой. В мире слишком много проблем, чтобы их не замечать. Эта ее позиция – и журналиста, и гражданина – однажды подведет ее к тому рубежу, за которым судьба обычно  проверяет человека на прочность. Она выдержит все проверки! Хотя заплатит за это с лихвой…

– Так случилось, что, работая в  редакции экономики, в 90-ые годы мне пришлось вплотную заняться темой экологии. Главный смысл передачи «Для нас и будущих поколений», вести которую мне помогали члены Всероссийского общества охраны природы, ученые, специалисты Министерства охраны природы РС(Я), был  в том, чтобы уберечь от разрушения природу. Однажды возникла идея защитить Зеленый луг и озеро Сайсары, которое к тому времени благодаря бездействию городских властей  превратилось в болото, заросшее камышом, — рассказывает Светлана Михайловна.

Знала бы она, к чему приведет это невинное желание! Обком партии и тогдашнее руководство Гостелерадиокомитета категорически не приветствовали такую активность. Передачи оставались без ответа, на обоснованную критику никто не отвечал…Ну, а последней каплей для  властей  стала невинная листовка. Ее расклеил в городе активист Александр Логинов. Это был самый обычный анонс: в ней говорилось о том, что такого-то числа в такое-то время пройдет радиопередача, посвященная Зеленому лугу и озеру Сайсары.

Того, что за этим последовало, никто и спрогнозировать не мог.  Журналиста Светлану Бессонову…уволили.

Главная награда журналиста

Газетной полосы не хватит, чтобы перечислить все те органы, куда она обращалась с единственной просьбой – разобраться! И всюду получала отказ.

Те несколько месяцев оказались для нее самыми сложными в жизни. Не все из друзей выдержали проверку на прочность. Не все из коллег прошли с ней тяжелый путь до конца. И лишь поддержка мужа Прокопия Антиповича да самых близких сподвижников позволили ей не сломаться.

Эффект – причем, неожиданный! — возымело обращение в ЦК партии к курировавшему тогда СМИ Егору Лигачеву.

– Сначала меня вызвали в обком партии и отчитали за то, что «выношу сор из избы». А потом перезвонили из прокуратуры и сообщили, что я восстановлена в прежней должности – редактора  экономической редакции, — вспоминает она.

…Что помогло ей выстоять? Наверное, характер. А еще осознание правоты дела, которым она защищала интересы сотен якутян. Ни тогда, ни потом она ни на йоту не откажется от собственных убеждений, а ее экологическая программа «Для нас и будущих поколений» будет выходить на местном телевидении больше четверти века и в 1985 году получит бронзовую медаль ВДНХ СССР.

Впрочем, самой главной наградой для нее всегда было признание зрителей – кипы писем, которые почтальоны  приносили в их редакцию каждый день…

…Она давно уже бесспорный авторитет в мире якутской журналистики. Ее имя знают все поколения пишущей, снимающей и вещающей репортерской братии. Ее голос помнят тысячи телезрителей и радиослушателей республики, которые ради ее передач отставляли свои дела на потом.

И  как это правильно, что тогда, много-много лет назад, Светлана Бессонова-Кривошапкина так и не стала юристом. Потому что настоящей журналистике тоже  всегда нужны те, кто стремиться докопаться до истины, отстаивая правду силой  слова …

Елена ВОРОБЬЕВА

 

Поделиться