1784
03 февраля 2017 в 13:16
Якутский кинематограф вновь удивил своего зрителя
Вчера во всех кинотеатрах республики прошла премьера первого в 2017 году, давно ожидаемого, очередного якутского фильма «Кэрэл» («Невидимая красота») творческой группы «Айар аат», которым руководит заслуженный артист Якутии, артист Сахатеатра Иннокентий Луковцев.
Журналисты увидели фильм немного раньше обычных зрителей, поэтому на правах одного из первых зрителей фильма спешу сообщить, что якутский кинематограф вновь удивил своего зрителя, представив, на сей раз, нетронутый доселе жанр – мелодраму, гармонично сочетающую в себе проблему людей с ограниченными возможностями людей. Очень качественный тонкий, романтический фильм о чистой, непорочной любви молодых людей, об отношении общества к инвалидам обязателен к просмотру и одинаково будет интересен для зрителя любого возраста. Ну, а сегодняшний гость нашей постоянной рубрики – руководитель творческой группы, продюсер фильма «Кэрэл», лауреат государственной премии РФ в области культуры и искусства Иннокентий Луковцев.
– Иннокентий, для тебя это первый опыт работы в качестве продюсера. Удалось ли воплотить задуманное сполна?
– Действительно, это был мой первый опыт работы в качестве продюсера. Когда в конце 2014 года Валентин Макаров рассказал мне о своей идее, я согласился, реально взвесив свои возможности. Оборачиваясь назад, могу сказать, что все эти бессонные ночи, проведенные в работе отпускные дни, бесконечные переговоры, сделки лишь прибавили мне опыта, а это дорогого стоит. Поэтому я только рад возможности открыть для себя что-то новое. Скажу, что не только я в этом фильме в новом амплуа. Молодые артисты Сахатеатра Валентин Макаров, Илья Портнягин впервые попробовали себя в режиссерстве. Что касается реализации задуманного, то мы изначально не ставили перед собой невыполнимые, сложные задачи, у нас не было перелетов, постоянных смен мест локаций, длительных передвижений, каких-то сложных съемок и т.д. В этом плане, думаю, все, что было задумано, мы воплотили в жизнь.
– Мы знаем, что якутские фильмы малобюджетные. Как вы привлекли средства для фильма? Если не секрет, какой бюджет составил этот фильм?
– Из моего опыта, я понял, что сейчас сложно стало снимать фильм на чистом энтузиазме. Понятия спонсорства вообще нет. Кризис сделал свое дело. Это, безусловно, отразилось на количестве снимаемых фильмов. Если летом 2015 года, когда мы только начали съемки, одновременно с нами шли съемки 15 картин, то прошлым летом всего было снято три или четыре фильма. Мне очень помогли мои знакомые, где-то я вложил и личные средства. Общий бюджет фильма составил около 2,5 млн.рублей. Думаю, для нас это неплохая сумма.
– Зависит ли от бюджета качество фильма? Насколько картина получилась качественной?
– Безусловно, деньги в кино играют большую роль. Можно было бы воплотить любую задумку режиссеров, будь у нас больше возможностей. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Однако, учитывая наши возможности, мы отдавали приоритет качеству. Поэтому мы пригласили в команду профессионалов: сценариста Марию Находкину, операторов Ивана Семенова, Виктора Ли-Фу, артистов Сахатеатра, лучших звукорежиссеров Иннокентия Сивцева с Сахафильма, Анатолия Яковлева, монтажера Любовь Борисову, цветокорректора Петра Стручкова, художника-постановщика Саргылану Скрябину, талантливого композитора Моисея Кобякова и т.д. Если основные съемки длились всего 21 день, то на весь процесс производства кино ушло ровно 26 месяцев. Стадия постпродакшена всегда занимает много времени и сил. В нашем случае, это усложнялось еще и тем, что мы стояли в огромной очереди к лучшему звукорежиссеру в республике, единственному профессионалу Иннокентию Сивцеву. То же самое было и с арендой аппаратуры, техники. Как я уже выше сказал, параллельно с нами велись съемки 15 фильмов, техники на всех не хватало, вот и приходилось стоять в очереди и ждать нужную технику, разрывать специалистов. Но, нам, все-таки, удалось все эти моменты переждать, отстоять, и в результате мне кажется, получился неплохой результат. Вдобавок, скажу, что в якутском кинематографе действительно работают большие энтузиасты, профессионалы, люди искренне влюбленные в эту стезю. Все, кто с нами работал, помимо своей основной деятельности, обязательно выполнял дополнительные функции. Например, Виктор Ли-Фу снялся в эпизодах, возил нас на машине, носил камеру, иногда даже готовил еду. Валентин – он же автор идеи, режиссер и главный герой в фильме. У меня тоже своя роль. Самое главное, нам не приходилось кого-то уговаривать что-то делать, люди шли на это с удовольствием. Что из этого получилось, узнаем из отзывов зрителей.
– Где проходили съемки?
– Съемки прошли летом, в июле, в с.Партизан и Хамагатта Намского улуса. Время и место были выбраны не случайно. Мои коллеги, артисты Сахатеатра, исполнители главных ролей Айталина Лавернова, заслуженный артист РФ и Якутии Петр Баснаев, Айаал Аммосов, Лена Маркова, Павел Ченянов, актриса театра Олонхо Ньургуйаана Маркова, да и я сам, в основном, снялись во время своих отпусков. Вся наша команда, а это больше 20 человек, в течение 20 дней жили одной семьей в спортзале, предоставленном главой с. Партизан. Пользуясь случаем, передаю огромную благодарность руководству наслега и всем жителям, которые приняли нас с радостью и все эти дни поддерживали нас. Работали строго по графику, обычно съемки начинались в 9 утра и могли продолжаться до 3-х ночи. После Намцев у нас были досъемы в Якутске.
– «Кэрэл» – фильм-мелодрама, затрагивающая социальную тему. Эта ниша в якутском кинематографе еще свободная. Как был сделан выбор жанра?
– Напомню, что я лишь продюсер и актер второстепенного плана. Выбор жанра, его составляющее все это задумка Валентина Макарова. Когда он мне рассказал о своей идее, я решил поддержать его. Ведь, несмотря на выдуманный сюжет, фильм о нашей жизни, об отношении общества к людям с ограниченными возможностями, об их стойком характере, их чувствах, огромном желании жить и творить. Я считаю, что общество не должно разделяться на здоровых и немощных, а должно сосуществовать на равных. Надеюсь, нам удалось передать нашу мысль.
– Интерес к фильму вызвал клип с воспитанниками специальной коррекционной школы, инвалидами по зрению. Эти ребята, наверняка, ждут премьеры, чтобы пойти в кино. Как они посмотрят кино? Есть ли специальный комментарий к фильму?
– Действительно, мы об этом думали, хотели заказать тифлокомментирование, специальное информирование для слепых во время трансляции фильма. Как оказалось, все это имеет свои сложности, хотя у нас есть такие специалисты. Поэтому мы не смогли это сделать, однако, планируем организовать спецпоказы с онлайн комментированием для людей с ограниченными возможностями здоровья. Ребята, которые с нами работали, снимали клип, обязательно будут приглашены на просмотр.
– Сколько будет идти премьера, в каких улусах? Не думали о продвижении фильма на внешний рынок?
– Вчера наравне с Якутском фильм презентован во всех улусах, где есть кинотеатры, поддерживающие формат кино. Это больше 20 кинотеатров по всей республике. Премьера будет идти две недели. В зависимости от востребованности, показ будет продлен еще на одну неделю. Что касается проката фильма вне республики, то, в принципе, мы можем его показать в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, где проживают наши земляки. Но пока это только в задумках. А вообще, кино помимо центральной России, на мой взгляд, не столь модно, как у нас. Во время командировок мы бываем в кинотеатрах других городов, так там, несмотря на огромные, современные кинозалы, они бывают пустыми. Это здесь в Якутии кино востребовано, мы любим снимать, смотреть и практически не пропускаем ни одну премьеру. А в других городах не так.
– Какие планы у творческой группы?
– Некоторые задумки есть. Хотелось бы, конечно, их скорее воплотить в жизнь. Но для этого нужно, чтобы «Кэрэл» имел успех.
Татьяна ВАСИЛЬЕВА
Фото ЯСИА