1469

27 марта 2017 в 09:43

Повысить роль и статус представительных органов

Накануне I Съезда депутатов представительных органов муниципальных образований РС (Я) мы поговорили с Председателем Якутской городской Думы Александром Саввиновым. 

– Александр Александрович, какие актуальные проблемы требуют обсуждения на съезде?

– Во-первых, надо сказать о том, что мы, муниципальные депутаты, с большим удовлетворением восприняли проведение первого съезда. Надо отметить, что мероприятие такого масштаба в Дальневосточном федеральном округе проводится впервые. На съезд прибудут около 500 делегатов, которые будут представлять 445 муниципальных образований Якутии.

Идея проведение такого форума зародилась в недрах Ассоциации представительных органов уже давно. И то, что сегодня Госсобрание (Ил Тумэн) инициировало проведение этого съезда, говорит о внимании руководства республики к муниципалитетам вообще, и к представительным органам в частности. Это для нас очень важно.

А цель данного съезда – в повышении роли и статуса представительных органов, притом, именно в развитии республики. Не зря же есть такой слоган: «Сильные муниципалитеты – сильная страна». В рамках съезда пройдут «круглые столы», семинары, где будет обсуждаться широкий круг вопросов. Но я бы хотел остановиться на проведении нашего «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы организации деятельности представительных органов». Здесь есть ряд важных моментов, которые требуют обсуждения.

В первую очередь, считаем, что руководители представительных органов на уровне муниципальных районов и городских округов должны работать на постоянной основе. Более того – они должны иметь свой аппарат. Ведь представительный орган, принимая те или иные нормативные акты, определяет порядок жизни в муниципальном образовании. С этой точки зрения этот вопрос очень актуален. Не имея аппарата, не имея освобожденного председателя, говорить о качестве нормотворческой или контрольной деятельности представительных органов муниципальных образований очень сложно.

Сегодня на постоянной основе на уровне муниципальных районов и городских округов у нас работают 20 руководителей представительных органов, на общественных началах – 16. Более того, в трех крупных районах – Алданский, Ленский, Олекминский, где, согласно Указа Главы РС (Я), предусмотрен освобожденный руководитель представительных органов, все равно председатели работают на непостоянной основе. Здесь следует отметить, что Якутская городская Дума выступила с законодательной инициативой о штатной численности аппаратов для представительных органов. 25 октября 2016 года она была поддержана Госсобранием (Ил Тумэн). Так что в представительных органах городских округов и муниципальных районов данным законом предусмотрена дополнительно еще одна должность. Мы считаем, что именно введение данной нормы должно послужить основанием для создания собственных аппаратов представительных органов, что определенно повысит эффективность и качество их работы.

Данная законодательная инициатива Гордумы исходила, прежде всего, из предложений членов Ассоциации представительных органов. Ведь сегодня в  27 муниципальных районах и в ГО «Город Жатай» отсутствуют штатные должности муниципальных служащих по обеспечению деятельности представительных органов.  А на них, как известно, возложены очень большие полномочия, которые требуют соответствующей ответственности. Ведь сегодня именно представительный орган принимает бюджет, устав, правила благоустройства, генеральный план, правила землепользования застройки, т.е. все основополагающие, базовые нормативные акты, которые определяют жизнь и порядок в том или ином муниципальном  образовании. И, конечно, здесь должны работать грамотные специалисты, эксперты и т.д. Это первая проблема.

Второе – по линии Ассоциации представительных органов, и по линии нашего регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления мы периодически проводим опросы. Так, сегодня 226 из 234 поселений имеют свой представительный орган, в остальных восьми вопросы местного значения решает сход населения. И почти в 80 % случаях главы совмещают свою должность с должностью руководителя представительного органа. Поэтому на местах депутаты задают нам вопрос –  правильно ли это? Мы считаем, что разделение ветвей власти должно быть, исходя из их полномочий. Глава не должен совмещать свою должность с должностью руководителя представительного органа. Но мы говорим сегодня о том, что руководитель представительного органа, именно на уровне поселений, может быть на не освобожденной основе.

В нашем региональном законе «О местном самоуправлении», принятом в 2004 году, прописано, что глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. Но указано ограничение этим законом – на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющих статус сельского поселения.

На мой взгляд, везде должна быть вариативность. Где-то это хорошо работает, где-то плохо. С учетом этого именно сами депутаты, совместно с исполнительной властью, должны  инициировать и внести изменения в свой Устав и таким образом решить этот вопрос.

В-третьих, достаточно остро стоит вопрос о предоставлении сведений о доходах депутатами представительных органов сельских поселений. Конечно, в большинстве поселений отсутствуют соответствующие кадровые службы по оказанию содействия депутатам в заполнении деклараций. Не секрет, что многим мешают большие расстояния. Поэтому предоставление сведений о доходах вызывает определенные сложности, особенно на северах. Но не предоставление сведений служит основанием для того, чтобы прекратить полномочия депутата. По нашим данным, из 3378 депутатов не сдали декларацию порядка  9-10 %, а это порядка 306 человек.

Поэтому в любом случае, когда дело касается каких-то изменений, здесь должны быть определенные варианты. Надо предоставить самим депутатам решить этот вопрос. Понятно, что у каждой территории имеются свои особенности и их надо учитывать.

– Как вы оцениваете, насколько сегодня активны в законотворческом плане представительные органы муниципальных образований?

– На протяжении ряда лет всегда говорилось о том, что от представительных органов муниципальных образований мало законодательных инициатив. Хотя в последнее время процесс пошел. Но, опять же, все упирается в отсутствие освобожденного председателя, отсутствии  аппарата. Этим, прежде всего, можно объяснить то, что нет того желаемого количества законодательных инициатив.

Например, в Гордуме мы имеем аппарат, у нас есть возможность привлечь экспертов и т.д. В прошлом году мы выступили с тремя законодательными инициативами, две из которых были приняты. Здесь надо отметить, что в последние годы у нас сложилось хорошее взаимодействие с Госсобранием (Ил Тумэн), прежде всего, в связи с образованием Совета руководителей представительных органов при Председателе Госсобрания (Ил Тумэн). Это правильное направление. И здесь, конечно, я хочу поблагодарить, прежде всего, спикера парламента Александра Николаевича Жиркова. Это очень прагматичный и мудрый подход в плане того, что на Совете мы обсуждаем те или иные актуальные вопросы, те или иные законодательные акты в проектном виде. И этот постоянно работающий орган должен и дальше эффективно развиваться и принимать решения.

Мне думается, сегодня нельзя ожидать потока законодательных инициатив от представительных органов муниципальных образований. Ведь нет аппаратов, руководителей, квалифицированных специалистов, экспертов. Поэтому многие их предложения проходят через Гордуму. И здесь высока роль Ассоциации представительных органов и ВСМС, ведь мы имеем возможность проводить юридическую экспертизу, привлекаем экспертов.

– У муниципальных образований много полномочий, но финансово многие не подкреплены. Как вы считаете, как можно выйти из этого замкнутого круга?

– Здесь нет готовых рецептов, да, наверное, и не должно быть. Действительно, это одна из проблем, притча во языцех. Хотя мы говорим, что есть, так называемый, процесс бюджетного выравнивания. И совершенно верно, когда одним из путей выхода называется самозанятость. То есть сегодня путем создания каких-то небольших производств на уровне того или иного муниципального образования можно сделать доход в местный бюджет. Но кардинально все вопросы, наверное, невозможно решить.

Также, на мой взгляд, есть еще один путь  – это налоговое законодательство. В свое время мы уже предлагали, чтобы на 10 % увеличить отчисления от НДФЛ в местные бюджеты. И на одном из съездов муниципальных образований было принято такое решение – были увеличены отчисления на 5 %. В дальнейшем, в связи с изменением федерального законодательства, они были сняты. Считаю, что если бы отчисления от НДФЛ, возможно, от других каких-то налогов оставлялись в местном бюджете, это и стало бы, в какой-то мере, выходом из положения.

Но согласно последним изменениям в федеральном законодательстве муниципальное образование не несет ответственности, если те или иные полномочия не подкреплены финансовыми ресурсами. И это совершенно правильно. Ранее же были моменты, когда муниципалитеты привлекались к административной ответственности за то, что не были решены те или иные вопросы местного значения, которые не были подкреплены финансово.

– Насколько сегодня активны сами жители муниципальных образований?

– Сегодня на российском уровне большое внимание уделяется развитию территориального общественного самоуправления. Есть достаточно много хороших примеров. А у нас в республике есть порядка более 800 туелбэ, фактически это те же ТОСы. То есть у нас уже давно сложилась самоорганизация жителей той или иной территории, и они показывают хорошие примеры.

В 2015 году был дан старт по России по линии ВСМС конкурсу «Лучшая муниципальная практика», в котором приняли участие более 60 муниципальных образований субъектов РФ, было представлено более 600 муниципальных практик. В 2016 году конкурс подвел итоги. Якутия вошла в число первых по количеству поданных практик – мы представили 34 муниципальные практики. Это говорит о том, что якутяне достаточно инициативны. Но, опять же, многое зависит от политики, позиции главы и депутатов, как они организуют эту работу, привлекают своих граждан и, конечно, от активности самих жителей.

Ирина РОМАНОВА

Поделиться