1715

07 апреля 2017 в 17:23

«Якутия – отличное поле для журналистики»  

Не многие знают, как «производятся» новости. А ведь это интересный процесс, имеющий множество нюансов.  Дмитрий Макаров,  специальный корреспондент телеканала «Вести-Саха», рассказывает о священных догмах журналистов, перспективах якутской журналистики, нахождении своего призвания и механизме тележурналистики.­ ­ 

– Дмитрий, расскажите немного о том, как вы стали корреспондентом?

– Немного у меня вряд ли получится, но расскажу по порядку. Я всю свою жизнь тяготел к гуманитарным наукам. Всегда хорошо писал сочинения и мечтал стать юристом. Но так получилось, что в год окончания школы, у меня появился компьютер. Увлёкся  программированием и получил образование железнодорожника. Далее работал в торговле. Но так как я был довольно артистичным молодым человеком, ещё в школе занимался в театральном кружке, выступал в КВН, то понял, что это не моё. Потом начал заниматься в телестудии. И, когда увидел себя в программе «Нерюнгри-онлайн», то подумал: «А у меня неплохо получается», и осознал, что вот оно моё призвание. И с тех пор я с камерой чуть ли не сплю в обнимку.

– Чем должен руководствоваться журналист?

– У нас существует некая догма, которую мы называем ДОК. Сокращённо от «достоверность, оперативность, компетентность». Во-первых,  ты должен проверять всю информацию, которую ты выпускаешь. Ни в коем случае не привирать, а доносить до людей только истину. Во-вторых, ты должен выпускать свой материал, когда он максимально актуален. Ведь зачем выпускать новости, которые люди уже видели в других источниках? В-третьих, ты должен быть подготовленным. Идешь снимать сюжет или брать интервью. Неважно. Одна из твоих задач – собрать максимум информации по теме, которую ты освещаешь. Иначе, как ты задашь вопросы, если ты не знаешь, о чём вообще идёт речь? Но, как это ни грустно, есть такие журналисты, которые ради оперативности пренебрегают  достоверностью и компетентностью.

– Что, по вашему мнению, никогда не должен делать журналист?

– Я считаю, что наша сфера деятельности – это вечное самосовершенствование. Как говорится, нет предела совершенству. Ты набираешься опыта, твой контент становится более качественным. С опытом приходит и то, что ты начинаешь разбираться в вещах, о которых раньшемог и не слышать. Это укорачивает время подготовки к съемкам. Но нет журналистов, которые всегда бы выдавали идеальный материал.  Найдутся, казалось бы, незначительные, но шероховатости. И если журналист заявляет, что ему больше нечему учиться, что он достиг пика своего совершенства. Этот журналист действительно больше не сможет вырасти. Так как хорошего журналиста подстегивает то, что он еще не достиг этого самого пика.

– Как «России-24» удается предоставить новости со всей России за столь короткий срок?

– Начнем с того, по какой схеме в целом работаетэтот канал. «Россия-24» делает заказ на определенный сюжет, мы пишем текст и редактируем его здесь. Затем отправляем в Москву, там могут сделать некоторые поправки. Утвержденный текст возвращается к нам, а далее мы выезжаем на место событий. Мы снимаем, монтируем и выкладываем это на сервер, а оттуда его забирают и вставляют в выпуск новостей. Сам же мониторинг этих серверов – очень слаженная система. 24 часа в сутки три смены по 8 часов отслеживают отправленный материал с разных концов страны. Это уникальное явление в своём роде, такого нет нигде в мире. Так как наша страна огромна, за всеми новостями следить очень трудоемко.

– А как удается отобрать самые актуальные новости?

– Это тоже очень интересный процесс. В этом им помогают специальные программы, которые отбирают самые просматриваемые новости. Бывает также, что актуальная новость может появиться совершенно неожиданно. Например, в 2013 году, когда прямые эфиры у нас были еще не очень развиты, был один случай. Съемочная группа в Санкт-Петербурге готовилась к прямому эфиру. Корреспондент учил текст, ставили аппаратуру. И тут им звонят и говорят, что Эдвард Сноуден даст пресс-конференцию в Москве и срочно нужна техника для прямой трансляции. Все этот случилось, потому что некоторые новости намного актуальнее  других. А задача новостей показать то, что интересно всем. Сейчас же техника не стоит на месте и в этом нам крупно везет, ведь в 2013 году в Якутии о прямых эфирах и речи не шло.

– Какие перспективы развития у республиканской журналистики?

– Я считаю, что Якутия – это отличное место для развития нашей деятельности. Мы уникальная республика. Большие просторы, самобытная культура, суровые морозы. Мы ищем и показываем фишки, с помощью которых показываем республику в хорошем свете. Не так давно у нас был сюжет о выморозке судов, процедуре, которая практикуется только в Якутии. Также бывали и случаи, когда наши сюжеты доходили и до других стран мира. Так было с одним материалом про якутского «Хатико». После его выхода нам звонили практически со всего мира и просили  разрешения на показ в своих местных новостях. Итальянцы даже спрашивали о том, можем ли мы сделать это сюжет на итальянском. Ещё можно отметить то, что у нас очень необычный народ, который сам создаёт информационные поводы, как, например, народный Оскар для Леонардо ДиКаприо.

– Есть ли какие-то негласные правила корреспондентов? И придерживаетесь ли вы их?

– Конечно же, как и во всей журналистике, это догма ДОКа, про которую я уже рассказывал. Как раньше думали, что мир стоит на трех китах, так в наше время на таких трех китах стоит мир журналистики. И имя этим китам – достоверность, оперативность и компетентность. Также, если вы замечали, то корреспонденты, во время своих стэндапов, практически всегда делают это без шапок, шарфов и перчаток. Это приближает корреспондента к зрителю и является признаком открытости человека. Я всего лишь два раза пренебрег этим правилом. Первый раз, когда снимал сюжет во время крещенских морозов, стояла температура минус 57, и я, будучи в шапке, подчеркивал этот холод. И второй раз, когда ехал на снегоходе, и в той ситуации было нецелесообразно снимать шапку. В остальных же случаях – пусть у тебя уши в трубочку сворачиваются, но шапку снимай. Это не очень удобное правило для нас, корреспондентов из Якутии, но что поделаешь. Такая у нас работа.

– Что, на ваш взгляд, самое сложное и одновременно приятное в вашей работе?

– В своей работе я больше всего обожаю знакомства и общение с людьми. Все люди по-своему интересны. И, работая журналистом, ты вечно узнаёшь что-то новое, расширяешь  кругозор. Для сюжетов необходима какая-то человеческая история, чтобы посредством этого материал задел зрителя, был более понятным. Но её очень сложно найти. Некоторые люди стесняются камер, другие же наотрез отказываются рассказывать о ситуации, третьи же могут ничего по делу и не сказать. Бывает так, что сюжет отснят, а человек с историей или комментарием по поводу происходящего не найден. Тогда материал как будто не полный, а я не удовлетворен проделанной работой полностью.  Это очень трудная задача – найти общий язык с людьми из разных сфер деятельности, с разными характерами. Тем не менее, найти к ним подход – очень интересная и любимая часть моей работы.

Диана КУЛМАНАКОВА

Фото из личного архива Д. Макарова

Поделиться