1449

11 августа 2017 в 21:50

У охотничьего туризма – колоссальный потенциал

Предприниматель, директор компании «Байанай-тур» Аркадий Дорофеев стал заниматься охотничьим туризмом в середине нулевых. Охотничий туризм стоит особняком от остальных видов туризма и имеет собственную специфику, отмечает Аркадий. Это и сезонность, и индивидуальный подход к организации тура, и требования к туристам, которые должны обладать кой-какими навыками охоты и рыбалки.

Особенности охотничьего туризма

– Аркадий, в чем особенности организации охотничьих туров?

– Охотничий туризм – очень специфическая сфера. По российскому законодательству, оружие нельзя сдавать в аренду. И поэтому все охотники, будь это иностранные или российские, должны привозить собственные ружья. Мы учитываем сроки оформления разрешений при планировании тура, которое начинается как минимум за полгода до поездки. Вообще, у профессиональных охотников из тех же Штатов или Европы планы расписаны на долгие годы вперед. Основное требование туристов – обеспечение безопасности, и уже на втором месте – сервис. Хотя, все должно быть как в ресторане: и привлекательный интерьер, и учтивый персонал, и кухня должна быть на высоте, и туалет чистый, и т.д. Все должно быть в комплексе.

Если говорить об охоте, нужно учитывать официальные сроки. Осенний сезон получается коротким – официально можно охотиться до декабря, а морозы у нас начинаются в ноябре. Важно на стадии переговоров проговаривать детали. Сложности связаны с неразвитостью транспортной схемы. Переброска до места охоты стоит баснословных денег.

– Как рассчитывается стоимость тура?

– В нашем случае, стоимость тура рассчитывается сугубо индивидуально. Все зависит от того, куда именно вы хотите поехать на охоту или рыбалку. Основная статья расходов – перелеты по внутренним линиям. На материке расценки одни, а у нас все стоит дороже, это связано и с ценами на топливо, и расстояниями. В отдаленные места охоты нужно совершать технические рейсы, забросить топливо, продукты питания, оборудовать базу. Это не так просто.

– Много ли фирм, которые могут предлагать качественные охотничьи туры?

– Стоит отметить, что на рынке есть туристические  фирмы, которые годами наработали свои маршруты. Однако есть и фирмы-однодневки, которые работают сезон-два и закрываются. Их не беспокоят такие вещи, как безопасность, качество, сервис… А в конечном итоге, убытки несем мы, так как падает уровень доверия к туроператорам.

Иностранных туристов становится меньше

– Кого больше среди туристов – россиян или иностранцев?

– После введения санкций против России, конечно, поток иностранных туристов снизился. Иностранцы есть, но их не так много. У нас есть постоянные клиенты, например, группа из Чехии, которая приезжает поохотиться каждый год на протяжении 12 лет. Однако, в основном наши клиенты – россияне, которые стали приезжать чаще. Яркий пример – туристы из Москвы, которые, как оказалось, последние пять лет путешествуют только по России.

– В чем трудности работы?

– Иностранцы рассчитывают все по своим меркам. Они в полной мере не осознают масштабы нашей территории. Якутия, как известно, является самым крупным регионом России. На ее территории могли бы поместиться 5,5 Франций, 10 Италий, почти 13 Англий.

Иногда и российские туристы не до конца понимают всю огромность нашей республики. Первые впечатления они получают от перелета из Москвы. Только находясь в полете, они начинают осознавать необъятность российского государства. И у них появляется гордость за свою страну.

– Много ли китайских туристов?

– Из Китая поступает очень много заявок, как на охоту, так и на рыбалку. Из своего опыта я скажу, что с ними сложно работать. Так как в Китае охота и огнестрельное оружие запрещены, то и охотничьих навыков у них нет. Приходится им объяснять, что у нас охотничий, а не экскурсионный тур. Наше правило – принимать только охотников и рыбаков, людей, которые знают, что это такое. Например, мы не можем организовать однодневные туры для охоты на полярного волка или медведя. Это нереально.

Говоря об экскурсионных турах для туристов из Китая, мы должны создать условия для этого притока – гиды, экскурсоводы, гостиничные работники со знанием языка, кухня и так далее. В таком ключе сейчас работают туроператоры в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке которые принимают большое количество туристов из Поднебесной.

«Поддержку власти не ощущаем»

– Как государство может поддержать развитие охотничьего туризма?

Надо начинать с малого – упорядочения охотничьего бизнеса, поддержки охотничьих хозяйств. Охотничий туризм, как мне кажется, должен развиваться комплексно, как и другие сферы, по цепочке. Должны быть учтены все услуги. Помимо собственно развития охотничьих хозяйств, необходимо создавать переработку, таксидермию, организовать поставку на рынок мяса, шкур и так далее. Это, между прочим, большой вклад в развитие местного производства, о котором много говорят сегодня.

В мире имеется успешный опыт развития охотничьего туризма. Например, в ЮАР ежегодно приезжает около 1000 охотников, каждый из которых оставляет в стране, скажем, десять тысяч долларов. Это реальный вклад в бюджет государства. Если сравнивать, то в 2016 году в РФ с целью охоты приехало 54 (!) иностранных туриста.

– Власти говорят о мерах поддержки отрасли. Вы ее ощущаете?

– В целом, по моему мнению, представителям сферы туризма, в особенности охотничьего, приходится сталкиваться с бюрократизмом госаппарата: при выдаче разрешений, согласованиях и так далее.

Можно сказать, мы не ощущаем в полной мере поддержки государства, иногда даже сталкиваемся с полным непониманием. Если государство хочет развития туризма, то оно должно повернуться лицом к нам и снизить административные барьеры.

– Что думаете о недавно подписанном федеральном законе, предусматривающем льготное налогообложение для компаний, занимающихся туристическим бизнесом на Дальнем Востоке?

– Действительно, новым законом вносятся поправки в Налоговый кодекс РФ. Если не менее 90% от общей суммы доходов предприятие получает от туристско-рекреационной деятельности, то для него предусмотрена нулевая ставка налога на пять лет. Как говорится, пока действие закона не ощутили. Надеемся на то, что данная мера позволит комплексно развивать на уровне страны и республики.

 – Не думаете, что массовый наплыв охотников повредит экологии?

– Нет, я так не думаю. Если грамотно и комплексно подходить к этом делу, бюджет республики будет зарабатывать немалые средства, которые можно направить на поддержку экологических проектов. К примеру, привозить лесных бизонов и заселять их по республике, на которых, впоследствии можно разрешить охоту. При этом органам власти нужно вести постоянный мониторинг, соблюдать баланс и следить за сохранением биологических ресурсов. Еще раз повторюсь, если все грамотно организовать, у России в целом и в нашей республике имеется колоссальный потенциал развития охотничьего туризма.

– Вы сами любите охоту?

– Как и любой мужчина, конечно, люблю и охоту, и рыбалку. Однако так получилось, что это моя работа. Со временем начинаю «зеленеть» и отношусь к охоте, скорее, как к своей работе, некой рутине. На мой взгляд, человеку нужно иногда «выпускать пар», ведь, по сути, он хищник. И в нашем случае охота помогает обуздать заложенные природой инстинкты. Ну, и кончено, это незабываемый отдых.

К примеру, в США круглый год разрешена охота с луком. Во многих штатах существуют клубы лучников, объединяющие тысячи человек. И они все очень законопослушные, строго следуют букве закона. У нас охота с луком запрещена. И, наверное, это правильно. Считаю, что пока ментальность не поменяется, либерализацию законодательства об охоте надо делать осторожно и постепенно.

 

Дмитрий ОСИПОВ

Поделиться