1048

07 марта 2018 в 11:49

«Главная задача – восстановить баланс сил…»

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Федоров – о работе своего комитета в пятом созыве и результатах.

— На ваш взгляд, какие проблемы, решением которых занимался комитет под вашим руководством, были наиболее актуальными? Что удалось решить, а что – нет, и почему?
— Анализ взаимодействия с крупными промышленными компаниями показывает, что множество проблем создает отмена правила «двух ключей». В декабре мы поставили эти наболевшие вопросы в Совете Федерации, продвижение их решения станет задачей для следующего созыва. Если крупная добывающая компания приходит работать на территорию республики, то она должна соблюдать определенные условия: платить НДФЛ здесь, а не в Москве или Тюмени, брать на работу местных жителей. Постоянно возникают вопросы с экологией, с участием в социально-экономическом развитии в районах, где гиганты добывают сырье. Сейчас без согласования с республикой в Москве выделяются лицензии на разработку месторождений – это создает ситуацию, когда компании игнорируют интересы населения территорий, на которых они ведут добычу.
Взять, например, проезд по ведомственным дорогам. В свое время наш комитет разбирался с конфликтом в Ленском районе из-за проезда по дороге Пеледуй-Витим. И хотя республиканское правительство поддержало в конфликте «Сургутнефтегаз», наш комитет дал свои рекомендации местным властям по наложению сервитутов, и это, наверное, тоже сработало – начались переговоры, и проезд для местных был разрешен. Сейчас в Ленске опять конфликт, но из-за проезда по другой дороге, которую построила «Транснефть». На самом деле корень решения таких проблем – в правиле «двух ключей».
Вторая задача – принятие стратегии развития Якутии. Предполагается, что на ее основе будут сформированы новые государственные программы РС(Я), их количество сократится с 37 до 23, и по ним будет проводиться бюджетное финансирование. По сути, вся жизнь республики будет выстраиваться на основе этого документа. Проект стратегии уже поступал в парламент Якутии, но был отозван.
Наш комитет в прошлом году закончил разработку экологической доктрины Якутии и утвердил ее на пленарном заседании Ил Тумэн, и мы планировали «наложить» ее на стратегию развития, но пока все отложено. Нам необходимо задуматься о перспективах развития республики в векторе движения технического прогресса и правильно расставить приоритеты. Сегодня все стремительно меняется, в скором будущем скорее всего нефть будет никому не нужна, мир перейдет на другие энергоносители. Искусственные алмазы уже превосходят по качеству природные, и тенденция только на удешевление их производства. С учетом всего этого, надо осознать роль и место республики в Российской Федерации и мире в целом, понять, что главным богатством Якутии станет ее огромное пространство с девственными лесами, озерами и реками без заводов и фабрик. И с каждым годом ценность этого будет только возрастать.
На мой взгляд, в республике можно создать индустриальную зону в Южной Якутии, где можно и нужно развивать металлургию, химическую и другую промышленность. Остальную территорию надо постараться сохранить в первозданном виде. Баланс экосистемы Якутии легко может быть нарушен с появлением химзавода на берегу Лены с риском загрязнения метанолом. Почему не перенести химзавод в Алдан? Все только «за», в том числе и алданцы, которые получат рабочие места, а затраты на лишние километры газопровода окупятся сохранением самой чистой реки мира. Мы не против промышленности, мы против неоправданных экологических рисков.
— Какие законопроекты, продвижением которых занимался ваш постоянный комитет, были наиболее важными?
— Конечно, при наших расстояниях – это транспорт, вопросами которого комитет занимается в постоянном режиме. Самое первое депутатское расследование для меня – срыв завоза грузов на Индигирку, Яну, Мому. Тогда вскрылись большие проблемы в работе министерства транспорта. В результате системной работы удалось добиться открытия железной дороги до Нижнего Бестяха. В этом году планируется, что будет установлен единый тариф, и железная дорога по-настоящему заработает.
Другая транспортная проблема, которой занимался наш комитет – малая авиация. Мы провели в 2014 году на эту тему совместное заседание с участием профильного комитета Совета Федерации. С тех пор бьемся с Минтрансом РФ, чтобы внести изменения в Федеральные авиационные правила и в Воздушный кодекс. Ожидаем, что весной их примут. Суть этих поправок сводится к тому, чтобы разрешить полеты маленьких авиакомпаний с численностью до одного самолета и пилота.
— Если оценивать в целом работу V созыва республиканского парламента, какие законопроекты вы бы выделили? Что бы вы назвали достижениями парламента республики?
— Из законодательных инициатив, в первую очередь – закон об ограничении продажи алкогольной продукции, над которым работали вместе комитеты Ил Тумэна. Несомненно, эффект есть – остановлен безудержный рост реализации алкоголя, наблюдается спад продажи крепких напитков. Уверен, что, если бы законодательно Ил Тумэн не ограничил продажу спиртного, преступность выросла еще больше. Из 420 наслегов Якутии более чем в 150 принят «сухой закон», что в корне изменило жизнь в них. Управление по лицензированию и осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции указывает на снижение преступности, смертности в республике. Хотя некоторые блогеры с этим не согласны, приводят другие данные. Поэтому задача уже шестого созыва Ил Тумэна – провести глубокий анализ применения этого закона и внести необходимые поправки.
Наш комитет разработал принятый республиканский закон о государственно-частном партнерстве. Мы вовремя задействовали этот механизм для строительства детских садов, соответствующий федеральный закон был принят позже. В результате были заключены контракты на строительство детсадов и школ на основе государственно-частного партнерства на 17 млрд рублей.
Принятие бюджета – это ежегодная кропотливая работа депутатов, особенно сложная в условиях сокращающегося бюджета. Я весь пятый созыв возглавлял согласительную комиссию по инвестиционной программе. Самые жаркие «бои» при принятии бюджета проходили здесь. В начале работы депутатов пятого созыва финансирование инвестпрограммы доходило до 22 млрд рублей, сейчас оно урезано до 7-8 млрд рублей. Поэтому ничего нового не строим, финансируем только начатое строительство, и то не все.
— Что не удалось решить этому созыву? И почему?
— Все-таки я считаю, что, во-первых, нам не удалось системно построить свою контрольную деятельность. При отчетах нашей Контрольно-счетной палаты я несколько раз выступал и указывал на неэффективность ее работы – те проверки, те контрольные мероприятия, которые ведутся Контрольно-счетной палатой, проводятся не глубоко, не системно, не выявляют лежащие прямо на поверхности факты злоупотребления, не имеют никаких последствий. Если даже нашлись нарушения, то это никакого эффекта не приносит. Эти вопросы практически не рассматриваются ни в межсессионный период, ни в период проведения парламентских заседаний. Основной провал у нас – это провал контрольной функции.
Во-вторых, вопрос исполнения бюджета, который очень слабо контролируется. Зачастую корректировки бюджета приносятся нам после того, как это исполнено. Мы уже по факту начинаем подгонять бюджет под уже исполненные обязательства. Неисполнение бюджета, например, по «Добрым делам» – это было понятно с самого начала, что правительство против выделения таких средств, которые мы запланировали на 2017 год, и оно не исполнило это, ни с кого не спросив.
— Какие задачи стоят перед следующим созывом Госсобрания (Ил Тумэн)?
— Основная задача – это восстановление баланса сил представительной и исполнительной ветвей власти. На сегодняшний день исполнительная ветвь власти превалирует над представительной, то есть все в основном решается исполнительной властью, и во многом депутаты действуют по указке и инициативе исполнительной власти. Все-таки задача депутатов VI созыва – сформировать такой депутатский корпус, такую позицию, когда будет сформирован баланс исполнительной и представительной ветвей власти.
— Каким должен быть состав депутатского корпуса?
— Думаю, что произойдет обновление состава депутатов где-то на 70%. В то же время 30% должны составлять грамотные депутаты прошлых созывов, чтобы сохранить преемственность. Не должны идти в депутаты по корпоративным интересам: от «АЛРОСА», «Алмазов Анабара», «Якутскэнерго» и тому подобных компаний. В Ил Тумэне не должно быть никаких лоббистов, кроме народных. У нас большинство избирателей не знают и не видят своих депутатов. Многие депутаты практически не занимаются депутатской работой, не участвуют в заседаниях комитетов и комиссий, не изучают материалы перед пленарными заседаниями. Для чего они пошли в депутаты?
И не больше двух сроков! Надо убрать ту «мишуру», которая привлекает случайных людей к работе депутата, плюс те стимулы, которые способствуют длительной (более двух созывов) работе депутата на освобожденной основе. Отработав четыре с половиной года депутатом, думаю, что имею моральное право вносить такие поправки в закон о статусе депутата, что я и сделал. Сам планирую выдвигаться депутатом Ил Тумэна на второй срок, и на этом ограничусь.
— На ваш взгляд, кто должен возглавить Госсобрание (Ил Тумэн) и почему?
— Считаю, что неправильно, когда спикер работает один срок, а в Ил Тумэне так было все пять созывов. Александр Николаевич Жирков двадцать лет проходил серьезную подготовку, прежде чем занял кресло председателя парламента. Но он отработал всего один созыв, этого явно недостаточно. Тем более, мы готовимся к выборам Ил Дархана в 2019 году. Для стабильности и преемственности необходимо сохранить опытного спикера. Поэтому я за то, чтобы Александр Жирков возглавил и шестой созыв Ил Тумэна.

Поделиться