946

02 марта 2018 в 11:48

Завоевать доверие северян можно только делом

Осенью завершается срок полномочий депутатов Государственного собрания (Ил Тумэн) V созыва. Чем запомнились депутатам прошедшие 5 лет? А были ли они продуктивными, трудными или наоборот? Удалось ли в период экономической нестабильности выстроить дальновидную социальную и экономическую политику, чтобы хоть как-то облегчить жизнь своих избирателей? Сегодня наш гость председатель постоянного комитета по делам Арктики и делам коренных малочисленных народов Севера Елена Голомарева.

Сегодня Арктика привлекает особое внимание

— Какие цели вы ставили перед собой, когда вас во второй раз выбрали депутатом в самом сложном во всех отношениях округе, что не каждому мужчине по плечу?
— Сегодня Арктика привлекает особое внимание не только руководства Республики Саха (Якутия), но и Российской Федерации в целом в силу усиления стратегического значения для безопасности и экономики страны. Многие годы северяне ждали, чтобы государство обратило внимание на состояние и перспективы развития северных районов республики, поэтому я решилась на второй срок уже в качестве более опытного депутата. Я родилась и выросла на севере, знаю их проблемы изнутри. Арктика – это не только кладовая страны, но прежде всего люди – уникальные и самобытные, со своим жизненным укладом, унаследованным от предков и адаптированные к крайне суровым условиям выживания. Люди на севере очень терпеливые и выносливые. Экстремальные условия жизни и быта выработали особый кодекс чести северян: взаимовыручка, выносливость, мужество и готовность протянуть руку помощи в беде. Без этих качеств на севере не выживешь. У оленеводов, охотников, рыболовов с детства формируется естественное, бережное отношение к природе, доверительное отношение к другим людям. Поэтому быть народным депутатом для них – очень большая ответственность, получить мандат доверия во второй раз – вдвойне ответственно.
Я очень благодарна жителям Анабарского, Оленекского, Эвено-Бытантайского, Жиганского, Булунского улусов, во второй раз доверивших мне мандат народного депутата. Да, округ действительно сложный, чтобы охватить своих избирателей мне приходится добираться до них порою на снегоходе, моторной лодке, что подвернется в условиях бездорожья и непогоды. А это тысячи километров по арктическому побережью…

Круг вопросов широк

— На ваш взгляд, какие проблемы, решением которых занимался комитет под вашим руководством, были наиболее актуальными?
— Начиная работу в качестве председателя постоянного комитете по делам Арктики и делам коренных малочисленных народов Севера, я ставила перед собой задачу организовать целенаправленную работу. В комитете собрались люди, получившие доверие жителей арктических и северных улусов – Членов В.М., Андреев И.И., Юмшанов П.П., Садовников Ю.Н., Губарев В.Н., Павлов С.С., Слепцов А.И. Благодаря опыту моих коллег, их стремлению защитить права жителей арктических и северных улусов, мы находим общий язык и понимание.
В первую очередь, анализируем действующую законодательную базу на предмет соответствия предъявляемым современным требованиям. В республике принят 21 закон, призванный защитить права коренных малочисленных народов, решения экономических, социальных и демографических проблем. Данные законы обеспечивают государственную защиту самобытного кочевого природопользования и хозяйствования, развития традиционного уклада жизни, способствуют сохранению территорий исконного расселения. Важную работу комитет проводит по части разработки законодательных инициатив для внесения в Государственную Думу РФ. В настоящее время в круг вопросов комитета, помимо вопросов социально-экономического развития северных улусов, включены также вопросы развития оленеводства, рыболовства, охоты.
Большим достижением республики является рассмотрение в Совете Федерации вопроса развития Арктической зоны Якутии. Спикер парламента Александр Жирков, вице-спикер Анатолий Добрянцев подняли вопрос, что назрела необходимость в выработке подходов к установлению районных коэффициентов, учитывающих в совокупности природно-климатические, географические, социально-экономические и медико-биологические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье и жизнь человека в арктических и северных территориях Российской Федерации. Они сделали акцент на вопросе совершенствования законодательной базы Российской Федерации по предоставлению гарантий и защите прав и интересов коренных малочисленных народов Севера и указали на необходимость разработки федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера до 2025 года»

Когда уходит дух оленя, его нельзя вернуть десятилетиями

— В чем специфика деятельности для достижения поставленных задач?
—За это время проведено огромное множество совещаний с главами муниципальных образований, встреч с депутатами наслежных советов, работниками образования, культуры, избирателями. В каждом улусе стараюсь проводить личные приемы граждан по личным вопросам.
Существование домашнего оленеводства обеспечивает жизнь и будущее северных народов, их занятость. В 2003 году я видела, как на Аляске пытаются возродить домашнее оленеводство, причем менеджеры планировали приглашать оленеводов из Камчатки, Сахалинской области. Прошло много десятилетий, как в этих краях была утеряна целая отрасль хозяйства, сейчас потомки оленеводов с грустью вспоминают о славном периоде, когда их предки разводили множество тысяч оленей на бескрайней тундре Аляски, рассматривая старые фотографии. Потом, уже в 2008 году в Таймылыре Булунского улуса, Оленегорске Аллаиховского улуса старейшины тоже с огорчением говорили об этом. Утерять традиционное занятие, как оленеводство, легко, а вот восстановить его сложно. Старики говорили об особом даре для занятия оленеводством. Теряются переданные от предков к предкам традиционные знания ведения оленеводства. Это связующая нить, которую нельзя прерывать. Там, где уходит дух оленя, его нельзя вернуть десятилетиями. Это истина жизни. Я преклоняюсь перед людьми , которые несмотря на сложные условия кочевья, сумели сохранить свое традиционное занятие. Что греха таить, когда отрасль была в упадке, люди на севере были в глубокой депрессии, не видя выхода из ситуации. Понятия гарантированной зарплаты, как раньше, сейчас нет. Наверно, только благодаря своевременному принятию закона «О северном домашнем оленеводстве в РС(Я)» и принятию руководством республики решительных мер по поддержке отрасли позволило нам сохранить в республике традиционное занятие северян. С учетом современных реалий в действующий закон об оленеводстве были внесены соответствующие коррективы, внесли ряд поправок в подпрограмму «Развитие традиционных отраслей Севера» Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы».
Правительство республики установило размер оплаты труда оленевода не ниже 25 тысяч рублей. Это большое достижение. Сегодня через Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики предусматриваются субсидии на поддержку оленеводческой отрасли. Таким образом, заработную плату (компенсацию) мы сумели поднять от 7 тысяч до 25. Предусмотренное дополнительное финансирование на реализацию закона направлено сегодня на строительство современных производственных баз, коралей, на внедрение новейших технологий и т.д. Это результат целенаправленной работы спикера нашего парламента Александра Жиркова, который сам ездил в оленеводческое стадо и общался непосредственно с оленеводами, видел условия их труда. Поддержал закон и глава республики Егор Борисов, который в условиях экономической нестабильности и кризиса сумел изыскать средства из республиканского бюджета на поддержку отрасли.
Самое главное, когда люди почувствовали поддержку, у них появилось желание сохранить и приумножить поголовье оленей. От исполнительных органов государственной власти, от муниципальных органов на местах сегодня зависит, чтобы закон «работал» в любой сфере – сельском хозяйстве, образовании, культуре, здравоохранении, строительстве, связи, социальной защите работников и др. Главы улусов, которые понимают ситуацию, принимают дополнительные меры, чтобы повысить зарплату оленеводов и оказывают всемерную поддержку. В Усть-Янском улусе принята улусная программа поддержки оленеводства, благодаря чему оленеводы получают около 40 тысяч рублей, плюс премии от доходов. И самое главное, у них сегодня не потухшие глаза, как когда-то. Они горят желанием жить и трудиться! У них сегодня самые высокие производственные показатели. Когда я выезжаю по своим округам, по глазам людей вижу где какое отношение к человеку труда. А если нет заинтересованности власти на местах , зачахнет любой закон, любое благое начинание. В республике есть улусы, где оказывают первоначальную помощь молодым оленеводам – приобретают необходимое снаряжение, одежду, обувь, продукты питания, выделяют оленей. Можно развивать такие системы поощрения, такая работа позволит получить высокие производственные результаты. Особенно актуально это звучит в год содействия занятости населения, когда всеми мерами надо привлекать молодых к традиционным занятиям предков.

Нас поддержали в Государственной Думе

— Недавно вы выступили на заседании экспертной группы Комитета Госдумы по делам национальностей…
—Да, на заседании экспертной группы подкомитета по законодательному обеспечению защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Комитета Государственной Думы по делам национальностей рекомендовали приостановить законопроект, подготовленный Федеральным агентством по делам национальностей РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Дело в том, что если по действующему закону территория традиционного природопользования закрепляется за коренным малочисленным народом, то по проекту нового Федерального закона допускается деятельность хозяйствующих субъектов, и кроме того будут допускаться третьи лица. Тем самым ограничиваются права коренных малочисленных народов, потому что при пользовании территориями природопользования им придется заключать соглашение с исполнительными органами государственной власти. Раньше при образовании территорий традиционного природопользования коренные народы обращались в органы местного самоуправления и их решением ТТП создавались без привлечения федеральных органов власти. На сегодня образовано 59 территорий природопользования местного назначения по Республике Саха (Якутия) и это является большим достижением работы наших депутатов, спикера парламента и правительства. Таким образом, мы большую половину территории республики законодательно закрепили как ТТП и вывели из-под действия закона «о дальневосточном гектаре».
От имени экспертной группы постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики я выступила с предложением отклонить законопроект, подготовленный Федеральным агентством по делам национальностей Российской Федерации и оставить в силе действующий закон №49-ФЗ от 04.04.2001 года «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», который отвечает всем требованиям международно-правовых актов и Конституции РФ.
Рада вам сообщить, что результат нашей многолетней кропотливой работы по решению актуальных вопросов коренных малочисленных народов сегодня имеет положительное решение. Федеральный закон о территориях традиционного природопользования оставят без изменений.

Закон республики послужит основой

— В Совете Федерации подчеркнули, что при разработке федерального закона об этнологической экспертизе будет учтен опыт Республики Саха (Якутия)…
— Да, с 14 апреля 2010 года в республике действует республиканский закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», регулирующий отношения в области этнологической экспертизы в целях защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Согласно этому закону, к примеру, получил недропользователь лицензию на разработку полезных ископаемых в тундре, где коренные жители издавна пасут оленей – надо проходить этнологическую экспертизу, которая определит потенциальный ущерб от его деятельности оленеводам. Затем они выплачивает им компенсации, размер которых подсчитают независимые эксперты.
Якутия является единственным субъектом Российской Федерации, где принят и действует закон об этнологической экспертизе. В ходе реализации настоящего Закона на сегодняшний день проведено 11 этнологических экспертиз проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, по итогам которых утверждено 9 положительных заключений Экспертной комиссии.
Дело в том, что настоящего времени в федеральном законодательстве не выработан механизм правового регулирования в части обязательного заключения соглашений между промышленными компаниями-недропользователями и коренными малочисленными народами Севера при промышленном освоении территорий в местах компактного проживания этих народов, также остается нерешенным вопрос об обязательном проведении этнологической экспертизы проектов промышленного освоения территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Поэтому для решения  вопросов защиты их прав и интересов необходимо выработать механизм правового регулирования на федеральном уровне – разработать проект Федерального закона об этнологической экспертизе.
Таким образом, Республика Саха (Якутия) на основе права, исключила конфликтные ситуации между промышленными компаниями и местным населением, обеспечила соблюдение интересов всех сторон. Поэтому законом республики и его эффективной правоприменительной практикой проведения этнологической экспертизы заинтересовались не только в высшем руководстве России, но и за рубежом.

Достойный партнер и союзник

Григорий Ледков, депутат Государственной Думы, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, член Государственной комиссии по вопросам развития Арктики:
— С Еленой Христофоровной Голомаревой я познакомился в 2014 году на одной из рабочих групп Государственной Думы по вопросам коренных малочисленных народов Севера.
В этот период времени я являлся депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва от Ямало-Ненецкого автономного округа и возглавлял в Комитете Государственной Думы по делам национальностей разработку проектов федеральных законов по защите прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В дальнейшем, после того как был избран Президентом Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», наши встречи и сотрудничество приобрели регулярный характер.
Я нашел в Елене Христофоровне достойного партнёра и союзника в деле защиты прав и реализации законных интересов коренных малочисленных народов Севера. Меня всегда поражало ее глубокое знание проблем Республики Саха и Арктики. Самое важное, что все эти проблемы, нерешенные вопросы, она умело преломляла через жизнь северян.
Осведомленность Елены Христофоровны, глубокое погружение в суть проблемных вопросов, прекрасное владение как региональным, так и федеральным законодательством, высокие профессиональные качества, помноженные на искреннюю заинтересованность помочь людям и активный поиск решений ставит Елену Христофоровну в ряд самых высоких профессионалов среди общественных и политических деятелей России.
С учетом того, существует очень множество вопросов для решения, вызванных современным развитием России, уверен в нашем успешном и плодотворном сотрудничестве.

Поделиться