1108
20 апреля 2018 в 14:27
Как попасть в рейтинг престижа?
Вводится понятие социально ответственного поведения недропользователей.
На предстоящей сессии в первом чтении будет рассматриваться весьма актуальный законопроект «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)». Директор Республиканского лицея, народный депутат РС (Я) Иван Шамаев является одним из авторов законодательной инициативы.
– Иван Иванович, в чем суть и новшества этого документа?
– Данный законопроект разработан, в первую очередь, в целях охраны экологических прав и законных интересов жителей республики, сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Документом устанавливаются основы правового регулирования взаимодействия между недропользователями и органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами посредством оценки их социальной ответственности.
Одним из новшеств данного законопроекта является введение понятия социально ответственного поведения недропользователей. А оно заключается в том, что, скажем, социально ответственный недропользователь заключает соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития территории своей деятельности. Причем, в добровольном порядке. Также он должен представлять ежегодный отчет об итогах этой деятельности. Вот это тоже требование для социально ответственной компании. Это первое.
Во-вторых, социально ответственный недропользователь разрабатывает и заявляет экологическую декларацию, а также представляет ежегодный экологический отчет о результатах воздействия на окружающую среду и мерах, направленных на ее сохранение, развитие соответствующих территорий с дальнейшим опубликованием экологического отчета в официальных СМИ.
Кроме этого, социально ответственный недропользователь, на наш взгляд, должен отчитываться о той работе, которую ведет компания по улучшению своей технологической вооруженности, для того, чтобы наносить меньше вреда окружающей среде.
Также в законопроекте прописаны цель и порядок заключения соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития, а также что конкретно должно содержаться в самом соглашении. Во-первых, какую работу должен вести недропользователь в плане социально-экономического развития региона или муниципалитета. Во-вторых, работа с кадрами, т.е. в соглашении должно быть прописано то, что компания-недропользователь должна проводить подготовку и переподготовку профессиональных кадров, организовывать профориентационную работу с молодежью, местными кадрами с целью их обучения и дальнейшего трудоустройства на своем производстве, создавать рабочие места, содействовать занятости населения муниципального образования. Кроме этого, в соглашении должно быть прописано, как должна проводиться защита окружающей среды, сохранение экологии и т.д.
В законопроект мы закладываем один важный момент: в целях формирования ответственного недропользования правительство республики должно проводить мониторинг ответственного недропользования, по результатам которого будет составляться ежегодный рейтинг социальной эффективности компаний – недропользователей. Вот в этом и состоит суть законопроекта.
– Как известно, сегодня федеральное законодательство не обязывает недропользователей заключать с региональной и местной властью соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития территории их деятельности. Соглашения сейчас подписываются в добровольном порядке. А если недропользователь не хочет заключать соглашение?
– Потому-то в проект закона мы и вводим понятие социально ответственного поведения недропользователей. Кроме этого, надо подчеркнуть, что уже давно постоянный комитет по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии, возглавляемый Владимиром Прокопьевым, ведет работу по внесению изменений в Федеральный закон «О недрах», где в соответствующей статье республика предлагает внести обязательность подписания соглашения, когда компания получает лицензию. Вот это условие должно быть записано в самой лицензии. Республика будет добиваться решения вопроса.
Не секрет, что сегодня добыча полезных ископаемых производится хищнически, не соблюдаются экологические нормы, многие компании не подписывают никаких соглашений, не помогают населению. А коль мы никак не можем обязать этих недобросовестных недропользователей согласно нашему российскому законодательству, то принятием регионального закона мы можем приблизить решение этой задачи.
Безусловно, со временем закон будет совершенствоваться, и мы надеемся, что будет меняться и вся система добычи и производства полезных ископаемых.
– Сегодня есть такие компании, которые работают, осваивают месторождения, ведут добычу на территории Якутии, но ничего не платят и не вносят свой вклад в социально-экономическое развитие территорий. Об этом говорили и участники дискуссионной площадки Виктора Федорова на тему экологии и промышленного развития республики. Как вы считаете, составление ежегодного рейтинга социальной эффективности как-то может повлиять на них?
– Сейчас у них есть, насколько я знаю, чисто экономический рейтинг, а по социальной эффективности недропользователей рейтинга нет. Я думаю, у компаний-недропользователей возникнет желание, а впоследствии и необходимость попасть в него. Это станет делом престижа. И в зависимости от положения в рейтинге, будет формироваться и отношение к этим компаниям. К слову сказать, в развитых странах компании борются за первые места в таких рейтингах, потому что это влияет на получение кредитов в банках, предоставление каких-то льгот и т.д.
– В законопроекте среди приоритетных направлений деятельности социально ответственного недропользователя в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности названа и рекультивация, восстановление природной среды…
– Да, такой пункт есть, поскольку, как известно, при освоении месторождений, проведении геологоразведочных работ, добыче и переработке полезных ископаемых происходит уничтожение почвы и растительного покрова. И особенно негативно это влияет на ранимую природу Севера. Поэтому недропользователи должны это понимать, учитывать длительность восстановления северной экосистемы и проводить комплекс рекультивационных работ, направленных на восстановление нарушенных земель.
Острый вопрос
– Иван Иванович, а как вы относитесь к намерению ЯТЭК строить газохимический завод в Мегино-Кангаласском районе?
– Если помните, в 2015 году я был активным противником строительства, когда индийская компания вдруг подняла этот вопрос. Я был против, поскольку не было ни проекта, фактически не было и экономического обоснования. А так просто, с размаху нельзя начинать опасные дела.
ЯТЭК начал действовать, уже успел подготовить и проект, и ОВОС. Сейчас вроде бы эта деятельность приостановлена в связи с арестом братьев Магомедовых. Было бы хорошо, если бы республика попыталась хотя бы получить акции – скажем, блокирующий пакет акций, а еще лучше – контрольный пакет акций ЯТЭК.
В 2015 году нам удалось остановить слепое наступление. И главное не только в том, что мы это остановили, но и в том, что появилась группа людей, которая взяла на себя ответственность изучить вопрос и встать на защиту интересов жителей Якутии. И эти люди сейчас продолжают работать. Вот это, я считаю, очень хорошо.