1115
05 июля 2018 в 17:52
Сейсмическая опасность
Якутию трясет! На территории республики фиксируются сотни землетрясений в год, но вечная (ли?) мерзлота служит надежным щитом спокойствию якутян, только изредка давая прочувствовать мощную дрожь, берущую начало из неспокойных земных глубин. Об опасности сейсмичности, растущей прямо пропорционально деградации вечной мерзлоты, рассказал директор Якутского филиала Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской академии наук» Сергей Шибаев.
Два активнейших пояса
На всей территории Якутии развиты многолетнемерзлые породы, а половина ее территории по нормативным картам ОСР-2015 относится к сейсмоопасным. Мониторинг сейсмичности в республике ведется уже более 60 лет, в результате которых зафиксированы тысячи землетрясений интенсивностью до 10 баллов по шкале MSK-64.
«У нас таких мест, наверное, по Российской Федерации больше нет, чтобы сразу два активнейших сейсмических пояса проходили через территорию республики. Есть так называемый Арктико-Азиатский сейсмический пояс, проходящий через Тикси и дельту Лены вдоль хребта Черского с выходом в Охотское море, и Байкало-Становой – на юге Якутии», – рассказывает Сергей Шибаев.
«Вообще в год по всей территории республики мы регистрируем где-то 1000 землетрясений разного энергетического класса. Энергетический класс завязан с магнитудой. Могу сказать, что землетрясение с магнитудой 4-5 соразмерна взрыву атомной бомбы в Хиросиме. Какая это энергия выделяется в джоулях! У нас подобные события происходят, наверное, раз в месяц», – добавляет он.
Подземные толчки можно было ощутить и в Якутске: после одного из крупнейших землетрясений на территории Якутии 8-балльного Южно-Якутского в 1989 году с магнитудой 6,6, эпицентр которого располагался в 670 км от Якутска, после 7-8 балльных Чаруодинских землетрясений, произошедших в 2005-2009 годах в Южной Якутии, и землетрясения в Охотском море 14 августа 2012 года. Один из самых близких к городу подземных толчков произошел 13 июля 1979 года в районе Кангаласской протоки, в эпицентре которого наблюдались 5-6 балльные эффекты.
«Могу сказать, что за последние 5 лет сейсмический фон в республике спокойный, нет таких массовых землетрясений, как это было, например, в 2000-х годах, но после затишья ведь должен начаться подъем. Будем надеяться, что все будет хорошо», – говорит директор Якутского филиала ФИЦ «Единая геофизическая служба РАН» Сергей Шибаев. Он также отмечает, что особая опасность заключается в том, что землетрясения в Якутии происходят практически на поверхности земной коры. По его словам, в среднем глубина землетрясений составляет 30 км.
Вопрос безопасности
По предоставленной информации Сергея Шибаева, строительство сейсмостойких объектов в Якутске не велось до 2000-х годов и практически не ведется в настоящее время, когда как сейсмический риск на территории города достаточно велик по причине того, что город расположен в зоне активного на сегодня Якутского разлома, в зону которого входит левый и правый берег реки Лены. Тремя сейсмическими станциями, работающими в Якутске, Табаге и Нижнем Бестяхе, были зафиксированы в ближней зоне столицы республики (200 км) довольно интенсивные 6-балльные землетрясения, также существует вероятность возникновения землетрясений большей силы до 8 баллов.
«Не думаю, что в Якутске будут какие-то разрушительные землетрясения. Конечно, если будет и в дальнейшем происходить деградация вечной мерзлоты, потепление климата, разжижение грунта,то это другое дело. В летний период, в период максимальной оттайки грунта балльность землетрясений будет повышаться», – отмечает Сергей Шибаев.
Он также говорит о том, что под воздействием утечек из инженерных сетей при авариях и глобального потепления климата происходит деградация многолетнемерзлых пород. Одним из отрицательных факторов, повышающих уровень сейсмического риска в городе Якутске, является отсутствие ливневой канализации и ежегодно увеличивающиеся площади подтопления, нарушение правил инженерной подготовки. Под зданиями начинают образовываться талики – участки незамерзающей породы среди многолетней мерзлоты, а также криопэги – водонасыщенные прослои грунтов. В подобных условиях воздействие даже слабых землетрясений может привести к разрушению построек, так как сваи перестают «нести» нагрузку зданий, провоцируя подтачивание конструкций зданий. Сергей Шибаев отмечает, что таких мест в Якутске образовалось на сегодняшний день очень много.
«Инженерная сейсмология подразумевает, что методами сейсмометрии мы можем производить, например, сейсмическое микрорайонирование в рамках инженерно-геологических изысканий. Перед нам стоит задача – дать оценку грунтов, на котором будет стоять здание. Затем проектировщик, получив и рассмотрев наши данные, будет решать, усиливать сейсмостойкость здания или нет», – говорит Сергей Шибаев. По его словам, не все якутские строительные организации выполняют этот объем работы.
Не менее важным направлением работы, по мнению Сергея Шибаева, является паспортизация зданий и сооружений, замеры физических величин методами сейсмометрии, их техническое обследование. Особенное внимание следует обратить на объекты из старого жилищного фонда. При оценке риска важнейшим показателем является плотность населения, плотность застройки, этажность, год постройки и т.д. Также составляющей сейсмического риска является оценка уязвимости территории застройки – отношение состояния и свойств объекта, связанных с процессом эксплуатации, техногенными и природными воздействиями, к первичному состоянию и свойствам. «Когда на здании, стоявшем ранее на Проспекте Ленина, 27, образовалась трещина, мы на всех этажах померяли физические параметры сейсмометрии и нашли критические параметры, при которых этот дом начинает разваливаться», – рассказывает он.
«Мы уповаем на то, что существует вечная мерзлота, но она, как оказывается, не вечная», – подытоживает директор Якутского филиала ФИЦ «Единая геофизическая служба РАН» Сергей Шибаев. По его мнению, одной из основных причин деградации вечной мерзлоты является техногенная, то есть непосредственно касающаяся человеческого воздействия, временами оборачивающейся халатностью и безалаберностью во вред собственному существованию. Значительным моментом в этом отношении для Якутии является принятый Государственным Собранием (Ил Тумэн) в мае 2018 года закон Республики Саха (Якутия) «Об охране вечной мерзлоты», который предполагает государственное управление в области охраны вечной мерзлоты: разработку государственных программ по охране вечной мерзлоты; создание и ведение единой системы республиканского фонда информации о вечной мерзлоте; государственную экспертизу состояния вечной мерзлоты; осуществление государственного надзора в области охраны вечной мерзлоты; введения ограничений пользования земельным участком в целях сохранения вечной мерзлоты. Законопроект предлагает регистрацию факторов, влияющих на состояние «вечной мерзлоты», регулярный учет уровня их воздействия, постоянный мониторинг за ситуацией.