1017
21 декабря 2018 в 16:24
Фундамент российской государственности
У главного правового документа страны – Конституции РФ – юбилей: 25 лет. Четверть века, пережитые Россией, вобрали в себя массу эпохальных событий. Одним из них как раз и стало принятие 12 декабря 1993 года, на пике трансформации государства, основного закона новой России, принципиально изменившего систему высших органов госвласти. О том, что это значило для России тогда и насколько он отвечает нынешним реалиям, мы говорим с заместителем председателя Конституционного суда РС(Я), к.ю.н. Юрием Бацевым.
– Юрий Николаевич, люди старшего поколения прекрасно помнят, что предшествовало принятию Конституции 1993 года: политический кризис и вооруженное противостояние у Белого дома. Россия отчаянно нуждалась в фундаментальном документе, который бы не только определил ее государственность, но и в известном смысле «сцементировал» ее. Как вы считаете, насколько новой Конституции удалось выполнить эти задачи?
– Да, это было непростое время. Страна переживала переходный период, который сопровождался трагическими событиями. К счастью, не столь масштабными, как, например, в 1917 году.
Но именно на фоне нестабильной внутренней политической обстановки разрабатывалась и принималась Конституция России. В таких условиях это было весьма ответственным шагом. История конституционализма, в том числе отечественного, показала, что создание юридических конституций возможно двумя путями: либо в результате социальной революции, когда на место одного господствующего класса приходит другой. Либо же в результате компромисса.
В истории российской государственности нашел отражение, как первый путь, так и второй. В результате первого родилась Конституция 1918 года. Благодаря второму стало возможным принятие в 1993 году той Конституции, что действует сегодня.
Выполнила ли она свою задачу? Думаю, такая формулировка не совсем корректна. Конституция – это живой документ. Многие ее нормы работают на перспективу.
Я бы сказал по-другому: она стала фундаментальной основой современной российской государственности, закрепив сложившееся федеративное устройство, учредив новые органы госвласти, провозгласив высшей ценностью человека, его права и свободы, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства. И сегодня, спустя 25 лет, можно констатировать, что созданный государственный и общественный строй отвечает всем современным критериям демократического, федеративного, правового государства с республиканской формой правления. И это – достижение исторического характера.
– Какие ее нормы были новаторскими для того времени?
– Прежде всего, Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина», которые сформулированы в полном соответствии с нормами международного права. Это можно считать нашим безусловным достижением.
Также можно отметить новый подход к организации местного самоуправления. Впервые в ее статье 12 было закреплено положение о том, что органы МСУ не входят в систему органов госвласти. Если учесть, что до этого под органами самоуправления понималась любая власть на местах, а законодательная власть, как и исполнительная, имела свою вертикаль подчиненности, то это был достаточно революционный подход.
Безусловно, это и норма, которая декларирует Россию как социальное государство. И хотя пока, возможно, у кого-то есть свои претензии к ее исполнению, нельзя не признать, что Президент России, как гарант Конституции, старается наполнить ее конкретным содержанием.
– Насколько в непростых условиях начала 90-ых новая Конституция помогла удержать страну единой?
– Безусловно, это так. Потому что это был базовый закон, имеющий высшую юридическую силу прямого действия, нормы которого, в том числе и те, где шла речь о территориальной целостности государства, применялись на всей территории РФ.
При этом не стоит забывать, что 31 марта 1992 года был заключен Федеративный договор, который также послужил основой для того, чтобы объединить субъекты РФ, получившие в условиях новой России новый статус. Так что все вкупе это стало мощным цементирующим фактором для нашей Федерации.
– Как показывает практика, Конституция, как и другие законы, также время от времени корректируется – в нее вносятся изменения. Благодаря последним, например, был увеличен срок полномочий Президента РФ, депутатов Госдумы. Как часто это можно делать?
– Если проанализировать изменения за 25 лет, то понятно, что, во-первых, большая часть имела не принципиальный характер, а во-вторых, вносились нечасто.
Согласно положению Главы 9 «Конституционные правки и пересмотр Конституции», пересмотру не подлежат в полном объеме статьи Главы 1 «Основы конституционного строя», Главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» и сама Глава 9. Две первые нельзя пересматривать и корректировать, как обычные законы. А механизм внесения поправок в них таков, что даже если поправки будут предложены, то в конечном итоге Конституционное Собрание обязано будет либо подтвердить неизменность действующей Конституции, либо разработать проект новой Конституции страны. И это правильно, потому что в этих главах — базовые принципы нашей государственности.
В Главы 3-8 поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
В целом за 25 лет Конституция изменилась не намного: произошло удлинение президентского срока с 4 до 6 лет, полномочий Госдумы — с 4 до 5 лет, появились нормы об отчете правительства РФ, передачи Верховному Суду РФ полномочий Арбитражного суда России, поправки, связанные с вхождением в состав России Крыма и Севастополя… Да, мы говорим, что Конституция – это живой организм, и в то же время это фактор стабильности в государстве, а значит, она не может меняться часто.
– Юрий Николаевич, сколько лет, на ваш взгляд, может прожить действующая Конституция?
– Трудно называть какие-то конкретные сроки. Предыдущая, перед тем, как была принята новая, уже больше, чем наполовину состояла из поправок: шла трансформация российской государственности, менялись государственные институты, вводился институт президентства и т.д. Новая Конституция не только зафиксировала историческую ситуацию, в которой находилась страна, закрепив сложившееся федеральное устройство, но и создала образ будущего развития, который усилиями народа воплощается в жизнь.
Можно сказать, Конституция намного лучше общества, в котором мы живем и как правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, еще до конца не осмыслен обществом. Нормы основного закона государства не только фиксируют общественные отношения, сложившиеся на момент его принятия, но и должны работать на перспективу – это так называемые нормы программного характера, и они в Конституции есть. Так что Конституция имеет огромный потенциал и нам предстоит еще много сделать, чтобы ее ценности воплотились в жизнь.