666

29 января 2020 в 12:41

Моя миссия – развивать гражданское общество

Сегодняшний гость нашей газеты – Сулустаана Мыраан. Фигура новая в парламенте, но заметная. Вопреки слухам о ее закрытости, народный депутат оказалась открытым и доступным человеком. Из ее рассказа стало понятно, что появилась она в политике не случайно. Впрочем, ей слово.

– Сулустаана Байанайдаах кыыhа, расскажите о себе, своей семье, где и кем работали до того, как избрались народным депутатом?
– Я родилась в Олекминске, но рано оттуда уехала. Высшее образование вовремя получить не удалось, помешали семейные обстоятельства. Зато в 18 лет была выдвинута депутатом Немюгюнского сельсовета Орджоникидзевского, ныне Хангаласского района. В 19 лет вышла замуж, один за другим появились дети. Их у нас пятеро: старшему 33 года, младшему – 21. Наступивший год для нашей семьи – юбилейный: мне исполнится 55, а нашему с мужем совместной жизни будет 35 лет. Я трижды бабушка. У нас, как и водится у саха, большая семья, много родственников с обеих сторон. Я много, где училась и работала, поэтому и знакомых у меня достаточно.

– Что Вас побудило идти на выборы? Как вы пришли в парламентаризм?
– У меня не было цели баллотироваться в депутаты. Так сложилось. Не скажу, что у меня появилось больше возможностей, связей или чего-то еще. Отнюдь. Я вообще не амбициозный человек, не гоняюсь за званиями, должностями, привилегиями. Я общественник до мозга костей. Вот меня сейчас люди упрекают в том, что я им заделалась недавно, по чьей-то наводке, случайно. Это не так. Будучи матерью пятерых детей, хозяйкой большой семьи невозможно полноценно заниматься общественной деятельностью. Она у меня крутилась вокруг школьной, детсадовской жизни детей. С появлением интернета у меня появилась возможность проявить себя там. В местном интернет-сообществе на Ykt.ru довольно активно инициировала обсуждения на различные темы, заставляла людей задумываться над теми или иными общественными проявлениями. К полноценной общественной деятельности я перешла только с взрослением детей.
Миссия общественника заключается в развитии гражданского общества. Там, где власть контролируется народом, есть развитие. Государство, в свою очередь, должно прислушиваться к своему народу, защищать слабозащищенные слои населения, дать молодежи возможность для развития. У нас пока наблюдается прямо противоположное явление. Но я не отчаиваюсь, народ у нас активный. Перемены впереди.

– Совпали ли ваши ожидания от депутатства с реальностью?
– Я признательна политической партии «Справедливая Россия» за возможность представлять своих избирателей в Ил Тумэне. Отмечу, что я не член партии. Не знаю, как в других фракциях, но во фракции «Справедливая Россия» в парламенте республики сложились демократичные отношения, позволяющие депутатам высказывать и выражать свое мнение открыто и действовать свободно, нет давления. Это для меня важно. Я приверженец того, что общественник не должен состоять в какой-либо партии. Партия – это дисциплина, когда нужно следовать указам партии, быть преданным партийной идеологии итд. Для меня такое ограничение неприемлемо.
Мои представления о депутатстве, как оказалось, отличались от реалий. Сегодня две трети нашей работы занимают приведение региональных законов в соответствие с федеральными. За одну сессию мы рассматриваем по 50-60 законопроектов. Зачастую нет времени на изучение всех этих вопросов. Будучи представителем двух-трех комитетов успеваешь изучить только те законы, которые проходят через свои комитеты. А ведь так не должно быть. Мы должны детально изучать каждый рассматриваемый закон и принять его только в том случае, если он полностью учитывает наши региональные особенности. Зачем нам заведомо «мертвые», либо ущемляющие наши права законы?
Во-вторых, меня зачастую возмущает отношение правительства Якутии к рекомендациям парламента. Зачем тогда мы проводим так много совещаний, круглых столов, различных парламентских слушаний, часов, приглашаем с мест заинтересованных людей, местных депутатов, глав, если правительство не считает себя обязанным прислушиваться к нашим рекомендациям? Парламент – это глас народа, он обязан генерировать их чаяния, если правительство не придает этому значения, то зачем вообще парламент?
Между тем, скажу, что за прошлый год в стенах Ил Тумэна мы поднимали много вопросов по экологии, оптимизации. Принятые по ним рекомендации пусть медленно, но решаются.

– Широкой публике вы известны с митингов против строительства химзавода в Центральной Якутии, потом вы активно выступали в защиту реки Вилюй после ее загрязнения, против реализации нашумевшего постановления правительства №202. Довольны ли вы результатами своей деятельности?
– Я скажу так – под лежачий камень вода не течет. Ни одно действие не остается без следа. Все в конечном итоге имеет какой-то результат. Я не знаю, что повлияло на то, что инвесторы химзавода исчезли. Это и не важно. Важен сам факт того, что строительство приостановлено. Что касается устранения последствий аварии на реке Вилюй, то, к сожалению, реализация принятой Ил Тумэном резолюции идет очень медленно. Население до сих пор полностью не обеспечено чистой питьевой водой, вопрос комплексного медобследования застопорился из-за трудностей с финансированием. Процесс оптимизации кадров начинается в этом году. Сейчас еще рано говорить о последствиях, но они обязательно будут и навряд ли положительные.

– В каких общественных организациях Вы сегодня состоите, и какими вопросами заняты?
– Я являюсь членом правления «Конгресса Саха» и состою в движении «Сомого куус». Занимаюсь вопросами экологии, правозащитой, развитием родного языка, добиваюсь строительства Дома Айыы. Наличие у коренных народов республики такого здания обязательно. Рано или поздно, он у нас появится. По необходимости включаемся в любой вопрос, затрагивающий интересы местного населения. В этом плане работа локальных общественных движений эффективна, так как они наиболее мобильны и оперативны.
Сейчас я озадачена большой закредитованностью населения. На меня выходят очень много людей с этой проблемой. Удручает то, что в кредитную кабалу втянута большая половина населения. Особенно страдают молодые семьи с ипотекой. Родители, вместо того, чтобы воспитывать своих детей, вынуждены работать на нескольких местах. Если лишаются работы, семья сразу попадает в отчаянное положение.
На селе нет работы. Сельское хозяйство практически разрушено, поголовье КРС с каждым годом сокращается, а это, на минуточку, наш исконный, традиционный вид деятельности. Земли заброшены, пашни оставлены. Детсады, школы полупустые. Единственным источником дохода был бюджет, который лишают под предлогом оптимизации, реорганизации. А ведь у каждого второго человека кредиты, ипотека. Люди, лишившись работы и перспектив вновь трудоустроиться на месте, переезжают в улусные центры, Якутск. Но и там их ждет тупик. Не имея собственного жилья, люди не прописываются, лишаются права голоса, других гражданских привилегий, превращаются в неохваченных социальной заботой государства невидимок. Без прописки не могут трудоустроиться на нормальную работу. Вынуждены возить детей в школы, детсады с одного конца города в другой. Таких людей с каждым днем становится все больше. Мы даже к приезжим так жестко не относимся, как к своим соотечественникам.
Почему мы упрекаем нашу молодежь в пассивности, инертности, в отсутствии патриотизма? Наша молодежь, как бы это ни печально звучало, относится к нищему слою населения. За что им любить свою республику, родину, если она не дает им надежды на завтрашний день? Человек должен жить в достойных условиях, а не выживать. Современные люди прагматичны, они не стремятся без средств существования, без жилья создавать семьи, обзаводиться детьми. Лучшие из них покидают родные места.

– Ваше мнение относительно профессионального парламента?
– Парламент – это представительная власть, ее представляют избранники народа. Сейчас ведутся диспуты о профессиональном парламенте, но мы должны понимать, что это совершенно другая структура, не имеющая отношения к народному парламенту. Если есть необходимость в такой структуре, то пусть ее создают под другим названием, зачем для этого трогать парламент?! Парламентарии не должны быть профессиональными юристами, законодателями, их задача представлять свой народ, свой округ.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Поделиться