1116

10 февраля 2020 в 16:04

Если вид за окном удручает, попробуй его изменить

Именно это, говорит народный депутат республики Иван Данилов, и побудило его однажды задуматься о том, под силу ли обычному человеку корректировать мир к лучшему. И – заставило пойти в политику. Потому что вид за окном рабочего кабинета заместителя гендиректора ООО «Строительный рынок» и в самом деле идеальным не назовешь: многострадальный 17 квартал Якутска…

Квартал как вызов
– Иван Иванович, в 2008 году вы были избраны депутатом Якутской городской Думы по очень непростому избирательному округу – Пионерскому. Один из самых проблемных районов столицы: неблагоустроенные улицы, плохие дороги, ветхие дома. Проблемы, которые накапливались там даже не годами – десятилетиями… Вы всерьез рассчитывали, что с этим удастся справиться?
– Ну, не все из того, что хотелось, получилось, но многое мы все же сделали. И делаем, кстати, до сих пор. Потому что в Ил Тумэн в 2018 году я был избран по Гагаринскому избирательному округу, а туда входит и этот микрорайон столицы. Так что я как принимал его жителей по субботам, так и продолжаю это делать.
Вообще 17 квартал для меня, как организатора, стал определенным вызовом. У меня такой принцип: если ты развиваешь бизнес, то развиваться должно и все вокруг. От того, насколько благополучна внешняя среда, напрямую зависит успех твоего бизнеса.
Взаимосвязь тут четкая: покупательская способность населения должна соответствовать предложению. Если у людей не будет средств, они не станут ничего покупать. Если их головы заняты тем, как обогреть холодные квартиры или выкачать воду из-под пола, им не до покупок. Ну и потом я ведь тоже человек. Знаю, как многие живут. Хотелось как-то помочь…

– На что чаще всего жалуются люди?
– Это, в основном, жилищные вопросы, ЖКХ, необустроенность жилфонда и т.д. Ситуация понятна. Дома в подавляющем большинстве заложены в середине прошлого века, когда в Якутске начала строится ГРЭС. Тогда микрорайон считался одним из самых престижных, но сегодня там многое проще снести, чем ремонтировать. Тем не менее, все эти проблемы – некачественные услуги ЖКХ, мусор, неблагоустроенность территории и т.д., мы пытаемся решать. В том числе, с привлечением бюджета Якутска.
Вообще работа в Гордуме – а я был ее депутатом два срока подряд – дала колоссальный опыт. С чем только люди не приходили! Один жалуется, что мусор не вывозят, другого топит, у третьего холодно в квартире. Звонят, требуют: «Иван Иванович, надо что-то решать! Зачем мы тебя выбирали?» Так что приходилось, отложив в сторонку все дела, вплотную всем этим заниматься — звонить, куда надо, вплоть до управляющих компаний, а то и ехать туда самому. Это был колоссальный опыт взаимодействия с людьми, отличная закалка и хорошая школа жизни.
Вот почему, кстати, я сегодня всегда говорю молодым руководителям и начинающим политикам: хотите строить карьеру? Начинайте, как говорится, с «земли». Потому что это даст вам такое понимание жизни, какое вы не получите ни в одном вузе. Работа с людьми – это бесценный жизненный опыт для всей твоей последующей деятельности.

– Если депутат вынужден работать в таком ручном режиме, не означает ли это, что дистанция между обычным человеком и органами исполнительной власти все-таки очень велика?
– Конечно. Я потому и говорю, что работа в Гордуме дала колоссальный опыт. Когда частные вопросы конкретных людей приходится постоянно синхронизировать с работой исполнительной власти, ты начинаешь понимать, где система не срабатывает, где она дает сбой.
Хотя, конечно, нельзя говорить, что руководство города устранилось и ничем не занималось. Сделано немало. За эти годы были отремонтированы дороги по улицам С.Данилова, Жорницкого, отрегулирован вывоз мусора и т.д. Но, в целом, работы там, конечно, еще непочатый край.

– А почему все-таки провалился проект китайской корпорации «Чжода», которая должна была произвести комплексную постройку ряда кварталов? Столько было надежд…
– Там масса причин, но главная — компания не справилась со своими задачами. Кто бы мог это предположить? Ведь компания вложила огромные суммы в изыскательские работы, разработку проекта, установку свайного поля и т.д. Уже рабочие группы по реализации проекта были созданы, хотя меня в них почему-то не включили. А вот дальше у них не пошло.
Тем не менее, есть и другие варианты решения проблемы. В частности, считаю, надо активнее привлекать местных застройщиков, активнее использовать возможности программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилфонда, на что отпускаются федеральные средства, и т.д. Знаю, что глава республики Айсен Николаев постоянно держит этот вопрос на контроле, так что, надеемся, подвижки все же будут.

Возможно все
– Какие цели вы определили для себя, когда решили баллотироваться в 2018 году в Ил Тумэн?
– Ну, если говорить о наказах избирателей моего Гагаринского избирательного округа, где проживает почти 50 тысяч якутян, то их много и они вполне конкретны. Стратегические задачи – это строительство поликлиники в Авиапорту, детских садов, школ и т.д. Кое-что уже удалось. Так, например, на сегодня есть протокольное поручение по возведению поликлиники. Остальные направления в работе.
Но масштаб парламента республики – это, конечно, совсем иной уровень задач. Цели проистекают из моего предыдущего опыта работы в Гордуме и, как оказалось, очень созвучны с Посланием-2020 президента России Владимира Путина: нам нужно быть ближе к народу, быстрее реагировать на его нужды. А для этого пора менять нынешнюю неповоротливую систему государственного управления. Она должна стать гибкой и оперативной.

– Вы считаете, это возможно?
– Я считаю, раз на федеральном уровне об этом серьезно задумались, значит, возможно все.
Ведь что получается? При СССР население Якутии превышало 1 млн человек. Сейчас меньше, зато число чиновников выросло в несколько раз. А эффективность — нулевая. Ее надо повышать, о чем и говорит «Единая Россия».
Мне импонирует, что правительство РФ возглавил Михаил Мишустин. То, что он сумел выстроить в налоговой службе, выше всяких похвал.
Ведь сегодня я, как бизнесмен, весь на виду. Все предельно прозрачно: моя выручка, деятельность и т.д. Если такую же прозрачность, которой Мишустин добился в ФНС, он сумеет ввести в экономике, хозяйственной деятельности на уровне всего государства, станет ясно, кто работает, а кто нет. Точно такая же работа нам предстоит и на региональном уровне. Цель та же – менять систему управления.
Вообще, 2020 год обещает быть очень интересным. Один январь чего стоил! Послание, поправки в Конституцию, изменение местного самоуправления, выстраивание единой системы публичной власти… Последнее, считаю, особенно важно. Слишком часто взаимное непонимание между региональной и муниципальной властью, а проще говоря, между губернаторами и мэрами, просто мешает делу, а иногда и откровенно его тормозит. С этим надо заканчивать.

Сберечь свои корни
– Был ли в вашей судьбе человек, которого бы вы назвали своим ориентиром по жизни?
– Да. Это мой дедушка Петр Николаевич Данилов. Он был первым председателем колхоза «Победа» в селе Сырдах Усть-Алданского района, являлся кавалером ордена Ленина. А такие награды, к слову, по тем временем просто так не давали. Дед действительно много сделал для развития колхозного движения в Якутии. В 2016 году к 100-летию Петра Николаевича и 70-летию колхоза «Победа» в Сырдахе открыли сквер его памяти.

– Вы его застали при жизни?
– Застал. Мы много общались. Кстати, Сырдах – село уникальное. В этом колхозе трудилось самое большое число орденоносцев. Вместе с дедом, например, работала первая в Якутии женщина — Герой Социалистического труда, доярка Елизавета Ивановна Бурцева.
У него всю жизнь до самой смерти висел портрет Сталина — сначала в кабинете, потом в квартире… Сталина дед очень уважал. Своим убеждениям не изменил до конца. И хотя в наше время отношение к личности генералиссимуса весьма не однозначно, я всегда отдавал должное той стойкости, с которой дед отстаивал свои убеждения.

– Что бы вам хотелось передать собственным детям? О чем, на ваш взгляд, они должны обязательно помнить?
– Мой второй дед, по линии отца, воевал, с Великой Отечественной войны вернулся без ноги. На фронте были и другие родственники. Оба моих деда были замечательные старики — удивительные люди удивительного поколения. Чем дольше живу, тем больше меня интересуют как их личные истории, так и история всего нашего рода в целом. Как они жили? Во что верили?
Особенно это важно понять на фоне тех различных манипуляций с историческими хрониками нашей страны, массированных попыток ее переписать, исказить, что то и дело предпринимаются в последнее время за рубежом…
Для чего все это делается, понятно. Чтобы мы лишились своих корней. Но что самое страшное — чтобы их лишились и наши дети. Значит, наша задача — сберечь историческую правду: о стране, о Великой Отечественной войне, о ее победителях — и передать ее следующим поколениям. Чтобы мои внуки гордились своими предками так же, как я…

Елена ВОРОБЬЕВА

Поделиться