1373

20 декабря 2018 в 19:40

Два наркома из одной семьи

В этом году республика отметит 125-летний юбилей одного из самых ярких государственных и общественных деятелей Якутии – одного из основателей ее автономии, первого наркома земледелия Якутской АССР Донского Семена Николаевича-I.

По завету отца
Он родился 23 декабря (по новому стилю) 1893 года в Мальжагарском наслеге Мархинского улуса Нюрбинской волости Вилюйского округа в семье Донского Николая Семеновича, не раз избиравшегося головой своего улуса.
Известные богачи бывшего Мархинского улуса Вилюйского округа Степан Прокопьевич Алексеев (Боhуут), уроженец Бестяхского наслега, и Николай Семенович Донской, уроженец Мальжагарского наслега, отец братьев Донских, жили в конце XIX- начале XX века. За заслуги перед царским правительством оба не раз награждались медалями и избирались головами своих улусов. При этом упорно соперничали в борьбе за власть. В результате их тяжб в 1916 году Мархинский улус был разбит на два: Мархинский и Нюрбинский улусы.
Будучи умными, эрудированными, прогрессивными людьми, они думали о своем потомстве и дали хорошее воспитание и образование сыновьям. Так, отец Донских, будучи неграмотным, позаботился, чтобы его старший сын Семен-I с малых лет брал частные уроки у ссыльнопоселенцев. В итоге, окончив Якутское духовное училище, в 1907-1910 годах Семен Николаевич-I работал народным учителем в Эльгяйской и Шеинской школах Вилюйского округа. А в 1915-м собранием родоначальников Нюрбинского улуса был избран улусным головой. Так началась активная общественная и политическая деятельность Семена Николаевича Донского-I.
Его брат Семен Донской-II, который был младше на два года, в 1914-м, окончив Якутскую духовную семинарию, поступил сначала в Петербургский психоневрологический институт, затем перевелся на медицинский факультет Юрьевского университета. Увы, состояние здоровья не позволило завершить учебу. Но это не помешало ему дорасти до высших государственных должностей – стать первым наркомом просвещения и здравоохранения Якутской АССР.

На гребне перемен
После февральской революции 1917 года Семен Николаевич-I избирается председателем улусного Комитета общественной безопасности, а в 1918-м – председателем Вилюйской уездной земской управы.
В период повстанческого движения (1921-1922 гг.) С.Н. Донской-I – член коллегии Губземотдела и Якутского губревкома. В эти же годы он вместе с руководством Якутии интенсивно занимался вопросами предоставления ей автономии, а также мирной ликвидации повстанческого движения, являлся председателем общества «Манчаары». В 1922 году назначается народным комиссаром земледелия вновь образованной Якутской АССР, затем на I сессии Якутского центрального исполнительного комитета (ЯЦИК) II-го созыва избирается заместителем председателя ЯЦИК. С февраля по 4 августа 1925 гг. – постоянный представитель Якутской АССР при Всероссийском центральном исполнительном комитете, в 1926 году назначается директором «Якутторга».

Когда сгустились тучи
В период сталинских репрессий С.Н. Донской-I был арестован и 20 мая 1929 года необоснованно обвинен по ст. 56-7 УК РСФСР (экономическая контрреволюция). Уголовная судебная коллегия Главсуда ЯАССР 4 сентября 1930 года приговорила его «как особо социально опасного» к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией всего имущества.
Однако в его защиту выступил член Центральной Контрольной Комиссии ЦК ВКП(б) С.В. Васильев. Позже, будучи арестованным по так называемому «делу Аммосова», на допросе 8 ноября 1939 года Степан Васильевич Васильев показал: «В 1929 году в Якутске приговором Главсуда Якутской АССР был приговорен к расстрелу за экономическую контрреволюцию бывший директор «Якутторга» Донской С.Н.-I. В связи с этим ко мне, как члену Партколлегии ЦКК ВКП(б), обратились жена Донского (телеграммой из Якутска) и бывший ответственный инструктор ЦК ВКП(б) Аммосов М.К. с просьбой вмешаться в пересмотр дела Донского. Я обратился к заведующему отдела ЦКК Сольцу с просьбой о пересмотре этого дела, что и было сделано – решением Верховного суда РСФСР Донской был оправдан, после чего был восстановлен тройкой ЦКК (при моем участии) в рядах партии».
В итоге Кассационная комиссия по уголовным делам Верховного суда РСФСР 5 сентября 1930 года оправдала Донского С.Н.-I – за отсутствием состава преступления. Он переезжает в Москву, работает в редколлегии Якутской секции Центриздата народов СССР, составляет «Русско-якутский словарь», переводит на якутский язык рассказы и учебные пособия.

Сломанные судьбы
Но 15 февраля 1938 года уже тяжело больной Донской С.Н. был арестован вновь – по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 58-1, 11 п.п. «а», 56-6, УК РСФСР. Якобы «за активное участие в антисоветской группировке, сформированной в Москве из числа руководящих участников якутской националистической организации» (Барахова, Аммосова, Винокурова и др.).
На этот раз никто из его соратников, коллег, единомышленников не смог его защитить. М.К. Аммосов, И.Н. Барахов, П.А. Слепцов-Ойунский и сами были арестованы и помещены в тюрьмы Москвы и Якутска. На С.В. Васильева тоже начали собирать компрометирующие материалы (он будет арестован 6 ноября 1939 года).
Самому С.В. Васильеву инкриминировалось дикое обвинение: «Как участник антисоветской организации в 1927 году, будучи наркомом Рабоче-крестьянской инспекции и врид Председателя Совета народных комиссаров Якутской АССР, принимал активное участие в организации повстанческих кадров, содействовал вооруженным выступлениям белобандитских отрядов против советской власти, покрывал и защищал участников белогвардейских восстаний (Донского и других) … Использовал свое служебное положение члена ЦКК ВКП(б) для восстановления и сохранения в партии участников право-троцкистской и националистической организаций в Якутии (Карпеля, Альперовича, Строда, Захаренко и других)… ».
Полностью отметая эти измышления приспешников Лаврентия Берия, тогдашнего наркома внутренних дел СССР, томясь в Лефортовской тюрьме, С.В. Васильев писал: «…Тысячу раз обдумывая свою политическую жизнь и свою работу, с полным сознанием ответственности, что даю эти показания органам пролетарской диктатуры – органам НКВД, еще раз заявляю, что в событиях 1927-1928 гг. и в деле Донского, известных ЦK ВКП(б), ЦКК, КПК при ЦК ВКП(б) и всей Якутской партийной организации, никакой антисоветской работы не имел, ни с кем никаких антисоветских разговоров не вел и в дела Якутской республики не вмешивался».
Донской-старший не успел подписать свои «показания». Находясь в Бутырской тюрьме, не выдержав пыток, 5 июля 1938 года Семен Николаевич-I умер.
А всего через месяц после ареста старшего брата, находясь на посту постоянного представителя Якутской АССР при Президиуме ВЦИК в Москве, 3 февраля 1938 года был арестован и приговорен к расстрелу Военной коллегией Верховного суда СССР по ст.ст. 58-8, 58-7 и 58-11 УК РСФСР 25 августа 1938 года и Донской Семен Николаевич-II. Приговор привели в исполнение в тот же день.

Реабилитированы посмертно
Братья Донские являлись одними из самых ярких представителей национальной интеллигенции, перешедшей на позиции советской власти, хотя принадлежали к очень богатому роду. Но это не помешало им вступить в ряды Российской коммунистической партии (большевиков), поддерживая мероприятия советской власти в Якутии в качестве первых наркомов земледелия, народного образования и здравоохранения.
Честные, добросовестные, опытные работники они снискали глубокое уважение трудящихся, пользовались непререкаемым авторитетом у тогдашнего руководства республики: И.Н. Барахова, М.К. Аммосова, С.В. Васильева, П.А. Ойунского, С.М. Аржакова и др. И, несомненно, братьев Донских смело можно отнести к замечательной когорте основателей государственности Якутской АССР.
Только после развенчания культа личности Сталина братья Донские были полностью реабилитированы. Постановлением ГВП от 19 сентября 1957 года дело Донского Семена Николаевича-I было прекращено за недоказанностью предъявленных обвинений, а его брат Донской Семен Николаевич-II был полностью реабилитирован специальным постановлением Военной коллегии Верховного суда СССР от 25 мая 1957 года ввиду отсутствия в его деле состава преступления.
В 2002 году на спецобъекте «Коммунарка» был возведён памятник якутянам-жертвам политических репрессий от народа саха, президента и правительства Республики Саха (Якутия), где наряду с именами М.К. Аммосова, И.Н. Барахова, Г.В Ксенофонтова, К.О. Гаврилова, Х.П. Шараборина высечено имя Семена Николаевича Донского II.
Сегодня республика воздает должное их памяти. Распоряжением бывшего Главы PC (Я) Е.А. Борисова был создан оргкомитет по подготовке юбилейных мероприятий. Также открыт Дом-музей братьев Донских в с. Бысыттах Мальжагарского наслега Нюрбинского улуса – в родном доме Донских, подаренном ими в 1920 году первой школе наслега. Светлая память о братьях Донских навсегда сохранится в памяти народов РС (Я).

Эдуард ДАНИЛОВ,
ветеран труда и тыла

Поделиться