1059

22 февраля 2019 в 12:50

Закаленный Афганистаном

Четверть века на мирном боевом посту
Трудно поверить, что в юности Николай был хулиганистым парнишкой. Когда ему, наконец-то, пришла повестка из военкомата, больше всех этому обрадовался участковый. Он даже лично пришел проводить своего подопечного в армию, сказав: «Выпью сегодня за то, что ты уходишь в армию! Я хоть два года отдохну!». Однако, эти два года службы в армии навсегда изменили Николая Гребенникова, вчерашнего дворового хулигана, который волею судьбы стал участником боевых действий в Афганистане. Из армии он вернулся совершенно другим человеком – крепким духом, серьезным, возмужавшим, с изменившимся мировоззрением.

С тех пор, как говорили древние, много воды утекло. Сегодня Николая Григорьевича Гребенникова знают многие в Якутии, ведь он более 30 лет проработал в органах внутренних дел республики, пройдя путь от рядового до полковника полиции. Кроме этого, воин-афганец вот уже на протяжении 25 лет, с первых дней основания, возглавляет общественную организацию «Ассоциация ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск Республики Саха (Якутия)». Николай Григорьевич, даже уйдя на пенсию, не смог сидеть без дела – сегодня ветеран боевых действий в Афганистане занимается военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения, считая это своим воинским долгом.
Вообще, о своей службе в Афганистане, Николай Григорьевич рассказывать не любит – скромен, да и тяжелы эти воспоминания. Кроме того, многие годы боевые события в Афганистане были прикрыты завесой тайны.
…Его призвали в армию в мае 1980 года. Вместе со 156 призывниками попал в учебную часть в Тамбове, которая готовила связистов. Вместо положенных 6 месяцев обучения, для троих ребят, в том числе и для Николая Гребенникова, обучение было сокращено до 4 месяцев. После учебки их отправили в Ташкент, оттуда в г. Чирчик, что в Узбекистане. Одного из ребят, Алексея Чауса, оставили служить в Чирчике, а Николая вместе с Василием Тугушевым, отправили дальше, как потом оказалось, в Афганистан…
– Нам ничего не говорили, куда отправляют. Только дали сухпаек и все, езжай, – вспоминает Николай Григорьевич. – Раньше было все четко и ясно – решено и точка. Местом нашей службы стал Кандагар. В то время все воинские части базировались у аэродрома Ариана, и в нашу задачу входило обеспечение полетов военной авиации, сбор информации, ликвидация конкретных караванов. Конечно, была опасность не вернуться с задания, но страха я не испытывал. Да, было опасно, но это же была война… А служили там ребята из разных уголков Советского Союза – были русские, узбеки, грузины, мордвины, литовцы, таджики, армяне, осетины, латвийцы, в общем, полный интернационал.
… Детство Николая прошло в Ростовской области, юность – в г. Николаев, откуда он и был призван в армию. Родители все эти два года и не догадывались, где, на самом деле, служит их сын. В своих письмах из военного Афганистана, он писал, что служба проходит в Ташкенте, что он здоров и у него все хорошо. Так было положено писать. Даже, если кто-то из ребят получал тяжелое ранение, в части были специальные писари, которые, копируя почерк, писали родным как бы от имени раненого бойца. И когда однажды Николай получил контузию при взрыве, очередное его письмо ушло к родителям, благодаря помощи писарей. Но, как говорят, материнское сердце не обманешь – в одном из писем мама прямо спросила: «Сынок, ты что-то скрываешь. Где ты находишься? Где служишь?». Что Николай мог ответить матери, если его служба в Афганистане в то время была засекречена…
Встретить в далекой, чужой стране своего земляка тогда было непросто. Такую мимолетную встречу судьба подарила Николаю Гребенникову. Но эта пятиминутная встреча запомнилась ему на всю жизнь.
– Мы куда-то ехали, и вдруг на панаме одного из бойцов я увидел название своего города «г. Николаев». Я очень обрадовался – наконец-то, встретил земляка! К тому же, он оказался моим тезкой. Но успели мы лишь минут пять поговорить. Спрыгивая с машины, Николай сказал: «Мне сейчас в рейд. Вот приеду, тогда и встретимся, поговорим». Но… мы уже не встретились. Он погиб в том бою… Мне было больно и досадно… Больше ни одного земляка я не встретил за время службы. Уже вернувшись домой, съездил к матери Николая, рассказал про нашу встречу. Она была рада услышать хоть что-нибудь о своем сыне…
Именно Афганистан научил Николая разбираться в людях, отличать подлинное и мнимое, ценить крепкое плечо друга, взаимовыручку, помог в становлении его личности.
Сегодня Николай Григорьевич добрым словом вспоминает своего самого близкого друга, боевого товарища, с которым он от начала до конца прошел всю службу в Афганистане, Василия Тугушева, мордвина по национальности, а также Алексея Чауса, который остался служить в Чирчике. Уже после службы в армии Николай Гребенников неожиданно встретил Алексея… в тайге, в Момском районе.
– Приехав в Якутию в 1983 году, я стал искать работу, – вспоминает Николай Григорьевич. – Меня взяли разнорабочим в 14 предприятие, которое занималось геодезией. Будучи в одной из экспедиций в Момском районе, мы полетели на вертолете в одну маленькую бригаду, где работали 7 человек. Смотрю, один из них, бородатый мужик, очень смахивает на моего земляка Алексея Чауса. Пригляделся, точно – он! Мы оба так удивились – учились в Тамбове, расстались в Чирчике, а встретились в Моме, в тайге! Не иначе как чудом, это не назовешь! К большому сожалению, я больше его не встречал. И остальных своих друзей-однополчан, хотя, где я только не искал их, не смог найти. А так хочется встретиться, поговорить, узнать об их судьбах…
Якутия, как признается сам Николай Григорьевич, стала его второй родиной, новой жизнью. В 1983 году он пришел работать в МВД: начал с рядового патрульно-постовой службы и прошел все ступени профессионального роста. Много лет преподавал в Учебном центре МВД РС (Я), закончил службу в 2013-м.
– Ребята гордятся, что в наших рядах был командир ОМОНа, подполковник милиции, Герой Российской Федерации Александр Александрович Рыжиков, который 7 января 2000 года погиб в Чечне, и командир сводного отряда патрульно-постовой службы Якутска, капитан милиции Владислав Викторович Фелькер, который погиб в Дагестане в 2000 году. Александра Рыжикова я знал очень хорошо, это был мой друг, коллега. Мы вместе пришли в учебку, и я с ним работал до последнего дня. В 1994 году мы создали Ассоциацию, которая объединила 17 воинов-афганцев. Александр Александрович был моим заместителем, сделал многое для развития нашей общественной организации и воспитания молодого поколения.
Николай Гребенников отмечает, что сегодня основной задачей Ассоциации является военно-патриотическое воспитание молодежи. К примеру, в школах № 26, 3, 16, 31, 9 вот уже несколько лет действуют военно-патриотические классы. Воины-интернационалисты преподают основы выживаемости в любых условиях, помогают школьникам осваивать стрельбу, строевую подготовку, преодолевать полосу препятствий, организуют различные соревнования. Кстати, военно-патриотические классы посещают как мальчики, так и девочки.
– Если какая-нибудь из наших девчонок потеряется в лесу, будьте спокойны, она выживет, – с уверенностью говорит Николай Григорьевич. – Ребята умеют добыть огонь, костер развести, найти пищу, ориентироваться на местности, устроиться на ночлег в лесу. Все это им пригодиться в жизни, а возможно, кто-то из этих ребят придет работать в органы внутренних дел, ОМОН, или же посвятит свою жизнь военному делу, станет защитником Отечества, ведь есть же такая профессия – Родину защищать…
Буквально на днях за вклад в дело развития патриотического воспитания подрастающего поколения и молодежи, развитие патриотического движения в Республике Саха (Якутия) Н.Г. Гребенников был награжден почетным знаком имени Ф.К. Попова «Патриот Республики Саха (Якутия)».

Поделиться