844

26 апреля 2019 в 18:13

И четверть века длится путь

Становление и развитие Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Первый, исторический

В октябре 1993 года Верховный Совет республики объявил о прекращении своей деятельности. Новый парламент явился его правопреемником на основе Положения «О парламенте – Законодательном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)».

В соответствии с указами Президента республики «О парламенте – Законодательном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» от 30 октября 1993 год № 599, «О выборах в Законодательное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» от 14 октября 1993 года и «Положением о выборах в Законодательное Собрание (Ил Тумэн)» 12 декабря 1993 года был избран двухпалатный парламент – Законодательное Собрание Республики Саха (Якутия) – высший представительный и законодательный орган власти. Новый парламент республики состоял из двух палат: Палаты Представителей и Палаты Республики.

В Палату Представителей был избран 21 народный депутат, избираемый по единой норме представительства. Палата Республики состояла из 35 депутатов от каждого административного района, города республиканского подчинения, независимо от количества избирателей. Палата Представителей осуществляла свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Палата Республики работала сессионно.

Первые председатели: Палаты Республики – Егор Михайлович Ларионов, Палаты Представителей – Афанасий Петрович Илларионов. Палатой Республики было образовано 7 комиссий, Палатой Представителей – 7 комитетов и одна комиссия.

26 января 1994 года Законодательное Собрание Республики Саха (Якутия) принял Закон «О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)», согласно которому в статью 50 вместо слов «Верховный Совет Республики Саха (Якутия)» были включены слова «Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)».

В первую очередь были приняты законы, регулирующие деятельность республиканских и местных органов государственной власти: «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)», «О Правительстве Республики Саха (Якутия)», «О местных органах государственной власти».

 

Согласно требованиям времени

Впоследствии на основании Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) была установлена равная норма представительства в палатах парламента Якутии – по 35 депутатов со сроком полномочий на 5 лет. В соответствии с данной нормой был сформирован второй созыв.

Выборы народных депутатов в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) второго созыва (1997 – 2002 гг.) состоялись 28 декабря 1997 года. Первое организационное заседание Палаты Представителей парламента Якутии II созыва состоялось 22 января, сессия Палаты Республики – 23 января 1998 года.

Председателями палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) были избраны: Палаты Республики – Василий Васильевич Филиппов, Палаты Представителей – Николай Иванович Соломов. Палатой Республики было образовано 8 комиссий, Палатой Представителей – 9 комитетов и две комиссии.

Во втором созыве продолжалась активная законотворческая работа по принятию законов, нормативных правовых актов, отвечающих новым требованиям государственного устройства, политической, социально-экономической, культурной и духовной жизни республики. Интенсивно велась работа по приведению Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и республиканского законодательства в соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Принят большой пакет законов о переходе на местное самоуправление на уровне улусов (районов) и городов республиканского подчинения, о переходе к однопалатному парламенту и о придании Президенту статуса главы республики.

 

Динамичность и оперативность

Выборы народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) третьего созыва (2002 – 2008 гг.) были проведены 29 декабря 2002 года.

Учитывая требования времени, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) стало однопалатным, что позволило повысить динамичность законопроектной деятельности, обеспечить оперативное принятие важнейших законов и постановлений. При однопалатном парламенте количество депутатов не изменилось: было избрано 70 депутатов сроком полномочий на 5 лет.

Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) III созыва был избран Николай Иванович Соломов. Затем, 19 мая 2005 года, Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) был избран Ньургун Семенович Тимофеев.

Было образовано 12 постоянно действующих комитетов, один подкомитет и одна комиссия.

Основными направлениями своей законотворческой деятельности парламентарии третьего созыва определили правовую поддержку секторов реальной экономики, отраслей промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, обеспечения экономической безопасности республики. Под особым вниманием находилась главная бюджетообразующая отрасль – алмазодобывающая промышленность. Огромное внимание было уделено развитию нефтегазовой, угольной и других отраслей горнодобывающей промышленности. Таким образом, были законодательно обоснованы приоритетные направления развития экономики республики.

 

Фракционный принцип и борьба с кризисом

В 2008 году выборы народных депутатов четвертого созыва проходили по смешанной системе. Половина состава народных депутатов (35 человек) были избраны в одномандатных округах, а другая половина – по партийным спискам. По партийным спискам места были распределены следующим образом: «Единая Россия» – 20, КПРФ – 6, «Справедливая Россия» – 6, «Аграрная партия России» – 3.

Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) IV созыва был избран Виталий Николаевич Басыгысов.

Начался переход на программно-целевой принцип формирования государственного бюджета, получили законодательную основу деятельности и сформированы два новых органа: Счетная палата Республики Саха (Якутия) и Общественная палата Республики Саха (Якутия). В этот период заложена основа антикоррупционного законодательства республики, а также принят кодифицированный законодательный акт – Кодекс об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия).

Парламентарии внесли свои предложения в проекты федеральных законов «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона», «Об Арктической зоне Российской Федерации», в проект Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».

В ходе четвертого созыва заложена новая политическая традиция – заслушивание ежегодных отчетов Президента республики о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти. Путем принятия поправок в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) наименование должности высшего должностного лица республики было изменено на Главу Республики Саха (Якутия) и закреплен официальный перевод наименования должности на якутский язык – Ил Дархан.

Достигнута открытость и доступность процесса законотворческой работы парламента, ее постоянных комитетов. На официальном сайте парламента в режиме реального времени началась трансляция пленарных заседаний, проводились видеоконференции по актуальным проблемам жизни республики.

Согласованная работа Главы, парламента и Правительства республики позволила практически безболезненно пройти через экономический кризис, сохранить достигнутые темпы развития в экономике, принимать социально ориентированный бюджет республики.

 

Успешные инициативы и совершенствование правоотношений

Выборы народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) пятого созыва состоялись в сентябре 2013 года, также по смешанной системе: 35 народных депутатов избраны по 35 одномандатным избирательным округам, и 35 народных депутатов избраны по республиканскому избирательному округу.

По республиканскому избирательному округу наибольшее количество голосов было отдано за «Единую Россию» – 47,41%, за «Справедливую Россию» – 16,01%, КПРФ – 12,82%, ЛДПР – 6,30%. Таким образом, представительства в парламенте добились четыре партии из четырнадцати, принимавших участие в выборах. Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) V созыва был избран Александр Николаевич Жирков.

Основным направлением законодательной деятельности пятого созыва являлось совершенствование экономических, общественных и социальных правоотношений в Якутии. Парламент уделял внимание вопросам модернизации экономики, развитию инновационных отраслей, модернизации сельского хозяйства, социальной сферы. Впервые в республике приняты закон республики «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» и утверждена Экологическая доктрина Республики Саха (Якутия).

Большое внимание уделялось мониторингу федерального законодательства и приведению республиканского законодательства в соответствие федеральному. Разработано и внесено в Государственную Думу Федерального Собрания России 30 законодательных инициатив. Новой практикой стало присоединение Государственного Собрания (Ил Тумэн) в качестве субъекта права законодательной инициативы к проектам федеральных законов, внесенных в Государственную Думу иными субъектами права законодательной инициативы. Так, Государственное Собрание присоединилось к 4 законодательным инициативам. Федеральными законами стали 7 из 34 инициированных парламентом Якутии законопроектов.

 

Нововведения, открытость и перспективы

Вновь избранный состав шестого созыва Государственного Собрания (Ил Тумэн) начал свою деятельность 25 сентября 2018 года. Депутатский корпус Государственного Собрания (Ил Тумэн) обновился на 60%: среди избранных депутатов 41 – вновь избранные народные депутаты и 29 народных депутатов прошлых созывов.

Из 70 избранных народных депутатов осуществляют свои полномочия на постоянной основе 19 народных депутатов Республики Саха (Якутия).

Образовано 14 постоянных комитетов и 1 комиссия Государственного Собрания (Ил Тумэн), в т.ч. создано 2 новых комитета – Комитет по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры и Комитет по делам семьи и детства.

Впервые в истории парламента сформированы 4 фракции: «Единая Россия», «Справедливая Россия», «КПРФ» и ЛДПР.

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Петр Васильевич Гоголев обозначил приоритетными направлениями деятельности парламента Якутии шестого созыва: реализацию «майского» указа Президента Российской Федерации; продолжение работы по укреплению горизонтальных связей с законодательными собраниями субъектов Российской Федерации, в первую очередь, субъектов, входящих в состав геостратегических макрорегионов – Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации.

Работа парламента республики самым тесным образом связана с законодательными инициативами, вносимыми Главой республики А.С. Николаевым, реализацией его народной предвыборной программы.

В плане законопроектной деятельности предусмотрено рассмотрение новой редакции закона Республики Саха (Якутия) «О северном домашнем оленеводстве», поскольку закон 1997 года требует существенной доработки в связи с изменяющимися реалиями времени; принятие закона Республики Саха (Якутия) «О парламентском контроле» в целях осуществления парламентского контроля за исполнением законов Республики Саха (Якутия), соблюдения эффективности нормотворческой деятельности и правоприменительного процесса; рассмотрение в первом чтении проекта Экологического кодекса Республики Саха (Якутия) в целях совершенствования законодательства Якутии в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;кодификация/систематизация этнического законодательства (на сегодня в Якутии действуют 15 законов и других законодательных актов, регулирующих права коренных малочисленных народов Севера).

Парламент Якутии шестого созыва продолжает активно взаимодействовать с Федеральным Собранием Российской Федерации, в том числе участвует в работе Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации как площадки для первичного рассмотрения законодательных инициатив субъектов Российской Федерации. Председатель парламента вошел в состав двух комиссий Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации: по вопросам социальной политики и по образованию и науке.

Ведется работа на федеральном уровне, в том числе по двум уникальным законопроектам: «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» в части правового регулирования сбора (добычи) ископаемой мамонтовой кости (бивней мамонта), законопроект касается охраны и рационального использования вечной мерзлоты. Государственное Собрание (Ил Тумэн) продолжает оказывать представительным органам муниципальных образований методическую помощь, проводит курсы, семинары и другие мероприятия, в том числе по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления. Будет продолжена практика проведения съездов представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Предстоит серьезная работа не только с общественными институтами, но и с экспертным сообществом. Более глубокое взаимодействие налаживается с институтами гражданского общества: электронными и традиционными средствами массовой информации, Общественной палатой республики, общественными организациями и объединениями, гражданскими активистами, способными деятельно участвовать в законотворческом процессе.

Парламент 6 созыва усилил работу с совещательными и консультативными органами. В декабре 2018 года состоялось первое заседание Ассамблеи депутатов – представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), которая нацелена на участие в решении актуальных вопросов коренных народов, развития территорий Арктической зоны России. Проведено первое в этом созыве заседание Совета представительных органов муниципальных образований при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Совет создан в целях развития сотрудничества представительных органов муниципалитетов и парламента Якутии для координации нормотворческой деятельности и иных форм взаимодействия.

Создан и начал свою работу Общественно-консультативный Совет при Председателе Государственного Собрания (Ил Тумэн). Совет, в состав которого вошли руководители парламента Якутии прошлых созывов, депутаты регионального и федерального уровней, эксперты по наиболее важным отраслям экономики и социальной сферы, примет активное участие в обсуждении наиболее значимых законопроектов, рассматриваемых парламентом.

Помимо традиционных форм работы парламента начала работу постоянно действующая дискуссионная площадка «Открытый парламент» для привлечения общественных активистов к работе над проектами законов, обсуждению законодательных инициатив, анализу правоприменения, а также рассмотрению хода реализации в Якутии национальных проектов.

Парламент, как законодательный орган, должен осуществлять контроль над практической реализацией принимаемых законов. Контрольным комитетом Государственного Собрания (Ил Тумэн) проводится постоянный мониторинг реализации законов и постановлений.

По материалам www.iltumen.ru

Поделиться