741

26 апреля 2019 в 17:36

Гражданином быть обязан!

Итоги конкурса сочинений, посвященного 25-летию Госсобрания (Ил Тумэн)
Председатель якутского парламента Петр Гоголев 21 апреля встретился с тремя победителями конкурса сочинений «Гражданином быть обязан!», приуроченного к 25-летию Государственного Собрания (Ил Тумэн).

Во встрече также приняли участие председатель постоянного комитета парламента по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Феодосия Габышева, главный редактор газеты «Ил Тумэн» Наталья Попова и другие.
Конкурс был организован республиканским парламентом и издательским домом «Ил Тумэн» и проводился с 15 февраля по 15 апреля 2019 года.
Цели конкурса: повышение уровня правовых знаний учащихся, пропаганда правовой культуры, формирование у молодых людей активной жизненной позиции и патриотического воспитания. Дети — самые уязвимые в юридическом плане граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.
Творческий конкурс проводился по двум возрастным категориям и по двум темам: «Мой законопроект для развития моей республики» (среди учащихся 9-11 классов), «Мое село (поселок, город) сегодня и завтра» (среди 5-8 классов).
Мероприятие вызвало серьезный интерес у школьников –  за два месяца поступило 115 сочинений почти  со всех районов и городов нашей республики. «Таким образом, конкурс достиг своей цели, его участники не только обозначили свою активную гражданско-правовую позицию, но и повысили уровень правовых знаний, выявили актуальные проблемы общества, своего города, района, села. И, самое главное, ребята сами предлагают, каким образом можно решить ту или иную проблему. Учащиеся даже вносят собственные законодательные инициативы, поправки в те или иные законы», – говорит главный редактор парламентской газеты «Ил Тумэн» Наталья Попова.
Лауреатами конкурс I степени стали учащиеся 10 Б класса Сунтарского политехнического лицея-интерната Семен Иванов и Жанна Иванова, а также ученица 7 класса национальной гимназии «Айыы кыһата» Якутска Вера Винокурова. Эти ребята признаны победителями конкурса и награждены путевками во Всероссийский детский центр «Океан». Они попадают в смену «Россия – территория возможностей».
Лауреатами II степени жюри назвало ученицу 6 класса Петропавловской средней школы Усть-Майского улуса Полину Пинигину, ученика 5 класса Юрюнг-Хаинской средней школы Анабарского национального долгано-эвенкийского улуса Василия Егорова, ученицу 10 класса национальной гимназии «Айыы кыһата» Якутска Анну Софронову.
Лауреатами III степени стали Антон Алексеев из средней школы №17 г. Якутска, ученик 5 класса Чакырской средней школы Амгинского улуса Николай Никифоров, ученица 7 класса Ботулинской средней школы Верхневилюйского улуса Виктория Золотарева.
Лауреаты II и III степеней награждаются путевками в Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор», профильная смена «Дорогою добра».
Дипломы I степени завоевали ученица 6 Д класса школы № 26 г. Якутска Алина Макарова,ученик 9 класса Баппагайинской средней школы имени М.Алексеева Вилюйского улуса Вадим Оленов. Дипломанты получат поощрительные призы. Всем участникам будут вручены сертификаты.
В воскресенье, 21 апреля, победители конкурса Жанна Иванова, Вера Винокурова и Семен Иванов были приглашены в Ил Тумэн, где для ребят устроили экскурсию по зданию парламента, музею, показали экспозицию, посвященную 25-летию Госсобрания. Школьники ознакомились с деятельностью законодательного органа, побывали в зале, где проходят пленарные заседания.
В кабинете председателя Госсобрания (Ил Тумэн) состоялся предметный разговор. Петр Гоголев рассказал о парламенте, ребята – о своих конкурсных работах. Напутствуя юных победителей конкурса сочинений, Петр Гоголев пожелал им успехов, реализации планов и исполнения желаний.
Награждение остальных лауреатов и дипломантов состоится 30 апреля.
Сегодня публикуем полностью сочинения лауреатов I степени.
Благодарим всех за активное участие! До встречи на страницах парламентской газеты!


Предлагаю дополнить Уголовный кодекс…

Проект закона «О внесении дополнения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации «Вовлечение несовершеннолетнего в совершении преступления»

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в республике продолжает сохраняться достаточно высокий уровень правонарушения несовершеннолетних, но, прежде всего тем, что в сфере организованной преступности втягивается все больше несовершеннолетних, территориальными группировками, созданными молодежью, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет.
Данная проблема, на мой взгляд, не может быть отложена в «долгий ящик», ее решение является обязанностью как практиков, так и теоретиков, ибо этот вопрос – вопрос не только настоящего, но и будущего.
В последнее время в нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые так или иначе отражаются на людях, их физическом, психическом, материальном благополучии. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки. Одним из проявлений реагирования подростков на происходящие изменения являются правонарушения.
В соответствии со ст. 87 Уголовного кодекса Российской Федерации «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет».
Правонарушение – это противоправное, общественно-вредное, виновное деяние. Нарушения многих требований норм права в обществе имеют массовый характер и наносят весьма ощутимый вред, как моральный, так и материальный, что позволяет считать правонарушения явлением асоциальным.
Анализируя данные статистик правонарушений и преступлений Вилюйской группы улусов, мы выяснили, что Сунтарский улус (район) на протяжении последних трех лет является одним из первых, где прослеживается возрастание преступлений. Это говорит о том, что проблема правонарушения несовершеннолетними в нашем улусе является особенно актуальной.
Для того, чтобы максимально сократить число правонарушений несовершеннолетних, необходимо выяснить факторы, влияющие на совершение преступлений несовершеннолетними. Эти причины мы решили выяснить посредством анкетирования обучающихся МБОУ «Сунтарский политехнический лицей – интернат», МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1», то есть представителей той же социальной группы, потребности и возможности которых равны.
Результаты проведенного исследования показали, что подавляющее большинство респондентов указывают причиной правонарушения несовершеннолетних «территориальные группировки» (50%).
Другим важным вопросом, интересовавшим нас в ходе исследования данной темы, была – сравнение результатов опроса участников группировки «Мустуу» 2008г. и 2018г., выяснить во сколько лет несовершеннолетние вступают в группировку, причины вступления, занятия в группировке, и кто именно управляет группировками.
Анонимное анкетирование позволило нам получить достаточно достоверные данные, которые показали, что
1) В основном в группировку «Мустуу» вступают с 14 и с 15 лет.
2) Участники группировки 2008-го года вступили из-за чести района, и чтобы выжить. А участники 2018-го года из-за авторитета и по принуждению.
3) Участники группировки 2008-го года больше вступали в драку, тренировались и патрулировали свой район. А в 2018 году появилась помощь друг другу.
4) Группировками управляет лидер из числа молодежи или взрослый человек.
Проанализировав вышеуказанные особенности группировок и признаков организованной группы, можно сделать вывод о проявлении отдельных черт организованности, а именно: наличие лидера; продолжительность преступной деятельности и значительное число совершенных преступлений, что свидетельствует об их устойчивом характере; выработка в группах собственных взглядов и норм поведения; наличие иерархической структуры и распределение ролей.
Таким образом, можно утверждать, что правонарушения несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требуют решительных, энергичных и целенаправленных мер по их предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел.
Органы внутренних дел не могут игнорировать влияние взрослой, особенно организованной преступности на совершение преступлений подростками и юношами, в особенности на формирование территориальных группировок. Те изменения, которые произошли в характере преступности за последние годы (преобладание корыстно – насильственной и рост организованной преступности), возникая, прежде всего, во взрослой среде, в поведении несовершеннолетних и молодежи проявляются в гипертрофированном виде, так как последние в силу особенностей своего возраста нередко совершают преступления гораздо более жестокие, чем взрослые преступники.
Поэтому актуальными остаются меры предупреждения преступности несовершеннолетних, особенно сейчас, когда даже в школах, как и в других учебных заведениях, наблюдается процесс расслоения общества по материальному достатку. А подростки, наблюдая криминальную основу этого достатка, делают соответствующие выводы и зачастую уходят в организованные преступные группы, с целью обеспечения «красивой жизни», а организованная преступность, в свою очередь, «всячески стремится отвлечь от себя правоохранительные органы за счет антиобщественной деятельности территориальных группировок.
Учитывая вышеизложенное нам представляется, что диспозиция ч. 4 ст. 150 УК РФ не в полной мере соответствует задачам борьбы с организованной преступностью, т.к. она предусматривает ответственность за вовлечение в преступную группу только отдельных подростков, игнорируя ответственность членов взрослой преступной организации, которые используют молодежные группы в осуществлении преступной деятельности.
Таким образом, необходимо внести дополнение в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации соответствующей частью, предусматривающей повышенную ответственность за вовлечение в преступную деятельность или в совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления группы несовершеннолетних, определив за это деяние наказание от семи да десяти лет лишения свободы.

Жанна ИВАНОВА,
ученица 10 «б» класса МБОУ «Сунтарский политехнический лицей-интернат»


Каким быть политехническому образованию в Якутии?

Политехническое образование, в современном понимании, должно организовываться  вокруг идеи получения Пользы в широком смысле слова. Требуется специальный анализ возникшей коллизии: видимо, различны методы преподавания наук и обучения умениям. Более того,  общество стоит перед необходимостью изменения глубинных установок в системе образования и воспитания, ибо умножение благ, возможно лишь через квалифицированный, умный труд, а это означает переориентацию образования, осознания важности деятельностного компонента и как образовательной, и как воспитательной.

Следует обратить внимание на два обстоятельства, ограничивающих интерес выпускников к техническим вузам. Во-первых, потеря политехнической направленности, по крайней мере, естественнонаучных учебных дисциплин. Во-вторых, так как черчение и графическая грамота практически исчезли из учебных планов школ, выпускники школ боятся встречи в инженерных вузах с большим объёмом графических работ, курсовых и дипломных проектов.
Для того чтобы внедрять передовые технологии, нужны в том числе новые подходы в подготовке инженерных кадров. Сегодня сам характер инженерного образования меняется. Требуется, чтобы инженер владел более широким спектром ключевых компетенций, нежели узкоспециализированные знания и навыки. И очень важно, чтобы работа по подготовке инженерных кадров начиналась еще в школьном возрасте. Важно начинать работать с детьми, с теми, кто любит заниматься инженерным творчеством. Нужно поднимать престиж инженерных профессий! В последнее время об этом много говорится, но делается явно недостаточно». По мнению работодателей примерно лишь 40% поступающих на работу выпускников по техническим специальностям нуждаются в дополнительной подготовке, которая в среднем может занимать до двух лет.
То есть сегодня, работодатель вынужден принимать на работу не до конца квалифицированных работников и доучивать их в процессе работы. Первоочередное значение для подготовки инженерных кадров для промышленности имеет значительная отстранённость от этой работы самих промышленных предприятий. ВУЗы, ССУЗы и школы, как правило, не обладают современной производственной базой для обучения студентов и школьников. Необходима система подготовки кадров, сочетающая освоение теоретических знаний с практическим постижением студентами в условиях действующего производства. Данная практика позволит работодателю заранее оценить возможность будущего работника и, следовательно, получать подготовленные к работе кадры.
Внедрение профессионально-интегрированного образования, когда учеба в школе, в ССУЗе и ВУЗе сочетается с работой в организациях по профилю обучения в режиме полного рабочего дня, для студентов – неполного рабочего дня, для школьников можно обеспечить системную подготовку кадров.
Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Мотивацию к выбору инженерных профессий целесообразно формировать начиная с детского возраста, способствуя личностному профессиональному самоопределению, развивая проектное мышление и трудовые навыки. В современных условиях развития научно-технического прогресса педагоги и ученые должны уделять самое пристальное внимание к приобщению учащихся к технике и технологии, основам производства, тем самым реализовать политехническое образование.
В нашей республике работают ряд школ, реализующих политехническое образование, составной частью воспитания, которых является усиление предметов политехнического профиля, ознакомление учащихся в теории и на практике с основными принципами современного производства, формирование трудовых умений и навыков, практически реализуют идеи трудовой школы и профессиональной подготовки, создают интерактивную среду для развития технологической компетентности, создают условие исследовательской и проектной деятельности, организуют тематический отдых и сетевое взаимодействие.
Сегодня, одним из таких школ является МБОУ «Сунтарский политехнический лицей-интернат», которая с 1992 года начала целенаправленную работу по организации практико-ориентированного обучения. Чтобы сельского ребенка не на словах, не только через ознакомление с профессиями по линии профориентации, а на деле – через различные спецкурсы – приобщить к промышленности, технике, творческому процессу. Благодаря этой работе на сегодняшний день в лицее функционируют 11 спецкурсов профессионально подготовки: изготовитель художественных изделий из металла, изготовитель художественных изделий из дерева, изготовитель художественных изделий из бересты, керамика, ювелирное дело, гончарное дело и т.д. В 2014-2015 уч.году открыт лицейский (школьный) образовательный технопарк «Ай-Сатаа», который призван дать детям компетенции работы в современных условиях, где очень тесно между собой связаны наука, производство, изучение рынка и сбыт сделанной продукции.
Таким образом, эффективным условием мотивации школьников к выбору инженерных профессий является создание в образовательных организациях общего, дополнительного и профессионального образования мотивирующей интерактивной среды развития технологической компетентности.
Вместе с тем, следует обратить внимание на проблемы:
Снижающее качество математического, естественно-научного образования;
Нехватка высококвалифицированных учителей по математике, физике, химии, информатике и т.д., отвечающих современным требованиям;
Нехватка педагогов дополнительного образования по политехническому профилю;
Привлечение инженеров и технических рабочих требует педагогической подготовки и соответствующей заработной платы;
Противоречие в социальном заказе родителей и запроса рынка труда в потребности рабочих и инженерных кадров РС(Я).
В связи с этим, учитывая современные требования в развитии промышленности, в необходимости подготовки квалифицированных рабочих и инженерных кадров нужна государственная поддержка в приоритетном развитии политехнического образования в Республике Саха (Якутия).
В целях подготовки высококвалифицированных кадров рабочей и инженерно-технической специальностей с учетом региональных особенностей Республики Саха (Якутия) предлагаем внедрить эффективную модель непрерывного политехнического образования в интегрированной системе «Школа+дополнительное образование – СПО –ВПО – Предприятие».

Семен ИВАНОВ, ученик 10 «б» класса
МБОУ «Сунтарский политехнический лицей-интернат»


Я вижу город будущего…

Истинное мужество
просвещенных народов
состоит в готовности
к самопожертвованию
во имя родины.
Г.Гегель

Мы живем в прекрасном городе Якутск. Я его очень люблю, поэтому хочу, чтобы наш город непрерывно развивался.
Мы, учащиеся школ, являемся частью будущего – от того, как мы будем учиться и беречь в себе лучшие качества гражданина Республики, зависит очень многое. Я бы хотела жить в городе, где нет обмана, преступлений и нищеты, где трепетно хранятся культурные традиции, где чувствуется единение и сплоченность народа. Я бы хотела, чтобы люди вокруг улыбались и были счастливы жить в родном крае, не задумываясь о том, что можно покинуть Родину и жить на чужбине.
У нас достаточно молодой город по сравнению со многими другими городами России, но надо отметить, что мы стремительно развиваем и облагораживаем наш любимый город. За последние годы Якутск сильно изменился. У нас появились аллеи, которые олицетворяют дружбу народов, величие умов незаурядных личностей, единство наций, труд простых граждан и деятелей культуры и искусства, продолжают воздвигать памятники великим учителям. В Якутске стало очень интересно и увлекательно жить, потому что здесь активно проводят турниры, конкурсы, конгрессы, конференции. Школьники и студенты всегда принимают участие во всех мероприятиях и получают ценный опыт исследовательских и ораторских навыков. Появились IT-площадки и многие другие образовательные и развивающие места, где каждый школьник может получить знания. Но кроме образования, важно помнить про свое личное здоровье и про здоровый образ жизни! Я бы хотела, чтобы во дворах домов появились небольшие спортивные площадки, где можно было бы полезно скоротать время и где никто бы не стеснялся делать физические упражнения. Это было бы очень удобно и весьма полезно. Если популяризировать спорт в массы – это принесет очень хорошие плоды.
Конечно, не везде есть положительные результаты развития нашего города. Я бы хотела уделить внимание на проблемы общественного и национального характера – в первую очередь, это, как принято называть, «языковой нигилизм». Молодое поколение забывает родной язык, и мы видим все большее количество жителей Республики Саха, которые говорят исключительно на русском языке. Я общительный человек, я очень люблю общаться с людьми, но в последнее время я все чаще встречаю ровесников и ровесниц с полным отсутствием навыков говорения на якутском языке. Мне становится очень тоскливо от того, что наш язык становится слабее из года в год и волей-неволей приходится адаптироваться под тех, кто родным языком не владеет. Общаться надо, но, увы, языковая проблема выделяется очень сильно. Я все время задаюсь вопросом: почему так происходит, что наш язык не укрепляется, а наоборот слабеет? Мы ведь прилагаем достаточно много сил, чтобы сохранить идентичность нации. Разве мы недостаточно много внимания уделяем сохранению культурного наследия? Из всех проблем нет ничего страшнее вымирания культуры и народного духа.
Кроме языковой ситуации, существует также проблема, что наша прогрессивная молодежь оставляет родину в поисках более комфортных условий для личностного развития, и я вновь начинаю терзаться вопросами. Скажите, почему нужно куда-то уезжать в поисках комфорта, если комфорт нужно и можно создать здесь, в нашем родном городе? Что если для своей Родины, мы – единственная надежда? И вот так уезжать, бросив все, не приняв скромного соучастия, – этот момент меня огорчает сильно. Я глубоко убеждена, что будущее каждого народа – в самом народе. Важно понимать, что каждый из нас – это ключевая часть культуры и нации, а значит и будущего Республики.
Также было бы замечательно разрушить пассивное отношение подростков к чему-то, что связано с физическим трудом, которое может избавить от чрезмерного увлечения социальными сетями. Мы не сможем этого достичь без помощи мудрых наставников и людей, владеющие навыками убеждения. Мне много рассказывали про условия жизни молодежи в СССР. Считаю, что в плане воспитания молодого поколения страна была впереди всей планеты. Ключевыми словами воспитания были: общественность, ответственность, верность, труд, патриотизм. Я считаю, что нужно уделить время на естественное развитие молодого поколения, где все вышесказанное стояло бы во главе угла. Надо занять нас полезными делами, которые бы отвлекли от приобретения вредных привычек. Необходимо чаще приобщать нас к общественной деятельности, к общественному труду. Труд – полезная деятельность человека.
Мы должны много работать на сплочение народа, на единство духа, на воспитание собственных духовных качеств, не забывая о братском содружестве с другими нациями. Хотелось бы больше мероприятий, нацеленных на культурное развитие. Например, я вижу, что национальные праздники, такие как: день хомуса, день якутского языка, ысыах оказывают положительное влияние на общее настроение народа. Наши праздники популярны среди иностранных гостей. «Ысыах» все сильнее привлекает внимание туристов и даже знаменитый «Осуохай» внесен в книгу рекордов Гиннеса. Спортивные игры «Дети Азии» является отличной площадкой для здоровой конкуренции людей разных народов, что не только популяризует спорт, но и призывает к братскому содружеству. Мы могли бы чаще ездить за границу, показывать свою культуру, учиться друг у друга, заводить друзей и пропитываться культурой других государств. Нужно побольше культурно-образовательных программ для общего развития школьников и для крепких дружественных связей между Якутией и странами.
Мы определенно можем двигать прогресс и создавать что-то новое, укреплять инновационные перспективы города и Республики, работая в сплоченной команде – в команде мечтателей школьников и деятелей ученых. Нам юным гражданам крайне необходимо чаще общаться с деятелями прогресса. Различные научно-практические конференции, такие как «Шаг в будущее», воспитывают исследовательский дух и с каждым годом выявляется все большее количество одаренных школьников. Я считаю, что за этим стоит кропотливая работа не только самих школьников, но и учителей, которые прилагают максимальные усилия для создания конкурентоспособных и успешных наследников долины Туймаада. Нам бы только больше верить в себя, в своих учителей, в свои скрытые потенциалы и не бояться ошибаться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. За многочисленными ошибками следуют всегда самые важные открытия, ведь что-то хорошее всегда приходит с трудом.
В заключение хочется напомнить, что комфортные условия развития Республики, высокие дома, идеальные дороги, низкие цены не придут сами собой, но люди могут что-то для этого сделать. В первую очередь, начав с себя. Я вижу будущее своего города счастливым, спокойным, надежным, красивым и передовым, но для этого нужно нам всем стараться и приложить немало сил.
Если мы научимся полноценно и самоотверженно трудиться, не боясь ошибок и чужого мнения, мы уделим больше времени на созидание и меньше времени на разрушение, потому что научимся мечтать, общаться друг с другом и возжелаем сделать чуточку счастливым каждого жителя родной земли. Я так в это верю!
Я вижу город будущего, который развивается в умелых руках и поддерживается счастливым народом Саха! Нужно начинать с себя и верить только в лучшее. Мы – это будущее. Будущее в наших руках.

Вера ВИНОКУРОВА,
ученица 7 «а» класса
МБОУ НГ «Айыы Кыhата»

Поделиться