612

08 апреля 2019 в 12:55

Парламент – важная практика для многих лидеров Якутии

Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), народный депутат Якутии II, III, IV и V созывов Александр Ким-Кимэн.

Начинает работу пленарное заседание Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) III созыва.


«Благодарен своим избирателям»
В эти дни мы отмечаем 25-летие Государственного Собрания (Ил Тумэн), нашего парламента, который является высшим законодательным, представительным и контрольным органом нашей республики. Хочу также подчеркнуть, что Ил Тумэн является правопреемником Верховного Совета XII созыва, где председателями были Михаил Ефимович Николаев и Климент Егорович Иванов. Я помню, как формировался I созыв Государственного Собрания (Ил Тумэн), так как будучи Руководителем Администрации Президента Якутии принимал участие в разработке Положения о Законодательном Собрании. Это был двухпалатный парламент, где Палата Республики, состояла из представителей всех районов вне зависимости от количества избирателей, будь это город Якутск или малочисленный Оленекский улус, а Палата Представителей, которая избиралась пропорционально количеству избирателей, состояла из 21 депутата и все они работали на освобожденной основе.
Я становился народным депутатом Государственного Собрания Ил Тумэн II, III, IV, V созывов и, конечно же, очень благодарен своим избирателям, прежде всего моего родного Хангаласского улуса и города Якутска за оказанное мне доверие, на основе которого я состоялся как общественный и государственный деятель.
Те годы являлись очень насыщенными и интересными, поскольку во втором созыве в Палате Республики вместе с нами работали Вячеслав Анатольевич Штыров, Егор Афанасьевич Борисов и Айсен Сергеевич Николаев, которые тоже были народными депутатами и пройдя важную парламентскую школу стали всенародно избранными лидерами Якутии. Я горжусь тем, что в разных созывах работал с такими яркими парламентариями как Артур Алексеев, Зоя Корнилова, Василий Филиппов, Филипп Охлопков, Юрий Готовцев, Александр Жирков и др.
В III созыве, где спикером был Николай Иванович Соломов, я был избран вице-спикером Парламента и Председателем комитета по государственному строительству, законодательству и местному самоуправлению. Очень горжусь тем, что именно в тот период, начиная с 2003 года, вместе с Администрацией Президента, которую возглавял тогда Вице-президент Якутии Александр Константинович Акимов, совместными усилиями мы провели муниципальную реформу, когда был принят целый свод законов о местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия).
А в период, когда спикером был Ньургун Семенович Тимофеев, также были очень интересные события. Так, по поручению Парламента я возглавлял Парламентскую комиссию по взаимодействию с АК “АЛРОСА” по защите интересов нашей республики, и тогда был принят специальный закон об управлении акциями АК “АЛРОСА”. Также в тот момент проходила приватизация “Якутугля”, были разного рода споры, в том числе в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации, где мы представляли вместе с Михаилом Федоровым интересы республики.

Интересные события, важные решения
Кроме этого, во втором созыве по моей инициативе народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) приняли обращение в адрес Конституционного суда РФ, в части того, что в 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти” были внесены поправки, допускающие возможность отстранения глав субъектов и роспуска парламентов, в случае принятия ими законов и нормативно-правовых актов противоречащих федеральному законодательству. Народные депутаты Якутии решили, что это, по большому счету, нарушает конституционные принципы федерализма, заложенные в Конституции Российской Федерации и обратились в высший судебный орган страны.
Конституционный суд РФ принял Постановление от 4 апреля 2002 года, которое можно назвать “соломоновым решением”. С одной стороны, суд не признал данные поправки противоречащими Конституции РФ, но с другой рекомендовал, чтобы при реализации подобного рода положений было четырехкратное сито – надо было в судебном порядке подтвердить нарушение на уровне субъекта РФ, потом подтвердить решение в Государственной Думе, затем пройти через Конституционный суд России и только после этого Президент России мог принять решение о роспуске парламента, то есть мы добились того, что ружье висит на стене, но оно стрелять не может. На деле, мы тогда защитили интересы всех парламентов и глав субъектов Российской Федерации.
В период работы III созыва, когда я был избран Председателем Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), я внес конституционную инициативу по принятию поправки в Конституцию Республики Саха (Якутия), по которому Федерация профсоюзов РС(Я) была наделена правом законодательной инициативы.
В IV созыве, где спикером был Виталий Николаевич Басыгысов, мы много внимания уделяли вопросам повышения правовой культуры населения, и была принята Концепция повышения правовой культуры населения, в этом вопросе активное участие принимали участие и народные депутаты, также мы начали проводить Съезды юристов в Республике Саха (Якутия).
Хотел бы отметить, что в IV созыве я начал работу как лидер Общероссийского народного фронта в Якутии, и мы должны были скоординировать работу общественных формирований и активных людей, чтобы установить должный контроль за деятельностью органов государственной власти, чтобы был услышан глас народа.
Еще один аспект, на который я хотел бы обратить внимание уже как Президент Ассоциации “Сахаада-Спорт”, что в V созыве, где председательствовал Александр Николаевич Жирков, был принят единственный в Российской Федерации региональный Закон о национальных видах спорта. Мы смогли убедить депутатов Госдумы РФ, проводя здесь выездные заседания комитета Госдумы РФ по физической культуре,спорту и делам молодежи, о необходимости внесения изменений и дополнений в ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” в части популяризации национальных видов спорта. Раньше была норма, в которой говорилось о том, что национальные виды спорта культивируются только в том регионе, из которого они происходят, таким образом, они замыкались на уровне одного субъекта, а сейчас с помощью этих нововведений мы можем популяризировать наши национальные виды спорта по всей России, например, вы сами видите, насколько вырос интерес к мас-рестлингу, мы уже организовали множество чемпионатов России, а также провели три чемпионата мира.

О действенности принимаемых законов
Закон должен быть реализован в жизни, он не должен оставаться на бумаге. Наш парламент отличается тем, что те законы, которые принимаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) достаточно эффективны. Почему? Потому, что наш Парламент имеет такую важную практику, как посещение муниципальных образований, где происходит общение с депутатами представительных органов местного самоуправления для того, чтобы знать, что происходит на местах, а затем посредством принятия тех или иных законов улучшать качество жизни. Одним из важных достижений Государственного Собрания (Ил Тумэн) VI созыва во главе с Петром Васильевичем Гоголевым, является принятие Закона о Стратегии социально-экономического развития до 2032 г. с целевым видением до 2050 года. Это очень важно, и мне бы хотелось, чтобы со стороны общественности тоже была соответствующая поддержка, т.е. должное обсуждение и реализация в конкретных сферах. Недавно мы проводили организационное заседание ЯРО Российского профессорского собрания, где решено провести 23-24 мая 2019 г. в г. Якутске научную дискуссию в рамках межрегионального профессорского форума на тему «Научно-образовательное обеспечение реализации Стратегии социально-экономического развития до 2032 г., с целевым видением до 2050 года».

Что дает парламентская школа?
Вырабатывает очень важное качество в человеке, как цивилизованно проводить дискуссию, выступать всегда аргументированно, обоснованно, соблюдать парламентскую культуру, потому, что парламент – это, прежде всего, место, где наличествует различный спектр мнений, которые имеют право на жизнь. Искусство председательствующего заключается в том, чтобы все это суммировать. Очень важно, что сегодня Парламент становится все более открытым. Я помню, что во времена Ньургуна Тимофеева был создан Пресс-центр, образован самостоятельный отдел по работе с представительными органами местного самоуправления, начали проводиться выездные дни Государственного Собрания (Ил Тумэн) в муниципальных образованиях. Прозрачность деятельности парламента – это первое и необходимое условие, когда депутаты испытывают на себе контроль избирателей, их это мотивирует и дисциплинирует, они должны проявлять активность, чтобы всегда исполнять те пожелания и наказы, с которыми к ним обращаются избиратели.
За 25-летний период деятельности Государственным Собранием (Ил Тумэн) обеспечивается своевременная реакция на изменения в экономической и социальной сферах жизни республики. Вырабатываются дополнительные механизмы стимулирования развития жизнеобеспечивающих отраслей экономики. В этих условиях значительно усилилась роль и ответственность парламента республики в принятии необходимых законов, а также в обеспечении контроля за их исполнением.
Парламентом республики приняты законы, сопровождающие стратегические цели в социально-экономическом развитии республики, а также по защите ее интересов в области социального партнерства с крупным бизнесом, экологического благополучия, земельных отношений, интересов местного населения и коренных малочисленных народов Севера.

Взаимодействие и консолидация
Проводится планомерная работа по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации, с Советом законодателей РФ, с Советом руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе, а также с Парламентской ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье». В вопросах законодательства на федеральном уровне Государственное Собрание (Ил Тумэн) акцентирует внимание на вопросах социальной защиты жителей проживающих в районах Крайнего Севера и Арктики.
Хочу подчеркнуть, что Ил Тумэн за все эти годы достаточно плодотворно сотрудничал с исполнительной ветвью власти, консолидируя усилия для комплексного решения существующих проблем. Помимо этого я должен отметить то, что народные депутаты республики активно используют свое право обращения в Конституционный суд Якутии, тем самым стоят на страже реализации важнейших конституционных принципов, отраженных в Основном Законе Якутии.
Таким образом, на Парламент республики в соответствии с Конституцией Якутии возложена большая ответственность за принятие судьбоносных решений по развитию нашего региона, что удавалось сделать во всех его созывах. Пользуясь случаем, в преддверии 25-летия Парламента республики хочу пожелать своим коллегам – народным депутатам республики разных созывов здоровья, счастья и благополучия, а действующему депутатскому корпусу успехов в создании устойчивой законодательной базы Республики Саха (Якутия) во благо родной республики и ее населения!

Подготовил Платон СЕРГЕЕВ

Поделиться