622

08 апреля 2019 в 12:48

Развитие парламентаризма – очень сложный вопрос

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) IV созыва, депутат Государственной Думы III, IV созывов Виталий Басыгысов.

Из фотоархива: во время Дней Якутии в российском парламенте. 2012 г.


– И российский, и республиканский парламентаризм идет сложными дорогами, ищет свой путь развития. Так, если взять чисто структурные перемены, то мы прошли через двухпалатный парламент и на данный момент в Ил Тумэн избираются 70 человек, а на постоянной основе работают председатели комитетов и мандатной комиссии. То же самое происходит с системой формирования якутского парламента, в четвертом созыве мы, увидев очевидные недостатки действующего, приняли закон, согласно которому и партийные депутаты отныне «привязаны» к одномандатным округам.
У меня сейчас, конечно, появилась возможность, оглядываясь назад, в прошлое, спокойно поразмыслить и проанализировать деятельность нашего четвертого созыва. После работы в Госдуме, придя в Госсобрание республики в качестве председателя, я отметил для себя, что наши депутаты намного ближе к реальной жизни. Это проявлялось во всем, особенно ярко на примере формирования и принятия бюджета. Уже в 2008 году, когда я приступил к своим обязанностям, практически все бюджетные вопросы были переданы субъектам Российской Федерации. То есть вопросы капитального строительства решались непосредственно внутри республики. В свое время в Госдуме каждую школу и больницу надо было отстаивать, и мы буквально дневали и ночевали в парламенте. Позднее распределение бюджета в регионы пошло через трансферты, дотации, пусть не на совсем научной основе, на нормативной, но все же это дало возможность резко увеличить республиканский бюджет, соответственно, появилась возможность решать многие вопросы самостоятельно. С тех пор строительство школ, больниц, других социальных объектов пошло высокими темпами, и депутаты принимают самое активное участие в формировании бюджета. В последние годы мы стали еще теснее работать с правительством, подключались уже весной, когда бюджет только начинал верстаться.
Таким образом, за период нашей деятельности была значительно укреплена материально-финансовая база государственности республики. Совокупные доходы консолидированного бюджета республики достигли 140 млрд. рублей и за пять лет в основной капитал привлечено около 9,1 триллиона рублей инвестиций.
Начиная с марта 2008 года, мы провели большую работу, чтобы в глазах населения представительный орган республики стал авторитетным и эффективным органом управления. В первую очередь, чтобы наладить деятельность, необходимо было много внимания уделить внедрению современных информационных технологий. У якутских депутатов всегда под рукой так называемый мобильный офис. Это разработка местных программистов под названием «Самсон», начиненная практически всем действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также постановлениями правительства, текстами Посланий президента, другими значимыми актуальными статистическими документами. Как известно, и Айпады в якутском парламенте стали применяться одними из первых по стране. Также мы стали пионерами по внедрению электронного документооборота в аппарате парламента.
Была налажена постоянная стажировка специалистов аппарата в Госдуме и Совете Федерации, в наиболее развитых в технологическом плане субъектах, как, например, Татарстан. Изначально была намечена цель – повышение профессионализма среди работников, чтобы они были не просто порученцами, а стали по-настоящему серьезными высококвалифицированными специалистами. Думаю, в большей степени поставленная задача осуществилась. Еще одно достижение за период деятельности четвертого созыва, весомо повысившее эффективность, – серьезное внимание уделено работе аналитического управления.
Что касается чисто законотворческой деятельности, конечно же, большая работа проведена по приведению республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Мы живем в федеративном государстве, где по определению не должно быть отдельных правил в каждом регионе. Поэтому пришлось и на государственном уровне, и нам, на региональном, много потрудиться, чтобы установить единый порядок. Эта задача выполнена, возьмем, те же медицинские полисы, банковскую систему, многофункциональные центры, предоставляющие в формате единого окна различные услуги государства, и т.д. – это все результат приведения к единому правовому полю.
В четвертом созыве нами много было сделано для укрепления связей с субъектами РФ, с Госдумой и Советом Федерации. Я думаю, что пригодились и пошли на пользу мои старые связи, добрые отношения со многими депутатами Государственной Думы, с которыми вместе работал в III и IV созывах. В самом Федеральном Собрании сделано немало для укрепления взаимодействия с региональными законодательными органами. В Госдуме вначале была создана Ассамблея законодателей, в Совете Федерации – аналогичный орган по работе с региональными парламентами. В обеих структурах я был членом президиума. Затем оба этих органа, с приходом Валентины Ивановны Матвиенко, были объединены в единый Совет законодателей при Федеральном Собрании и я там возглавлял, пожалуй, самую крупную комиссию по делам Федерации, региональной политике, местному самоуправлении.
В марте 2010 года я был избран членом Президиума Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе, а также сопредседателем Комиссии Ассамблеи по вопросам законодательного обеспечения образования, культуры, науки и наукоемких технологий. И в этот период была начата серьезная работа над изменениями в законе об образовании, с участием наших специалистов, экспертов, которые выезжали и работали вместе с представителями других регионов, непосредственно с законодателями. И эта конкретно-направленная совместная деятельность со временем принесла свои плоды. Таким образом, было подготовлено более ста поправок к законопроекту «Об образовании в РФ». 32 наших предложения были учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению в Государственной Думе.
Такая же практика была применена при работе над изменениями в законе об охоте. Мы, как регион, крайне заинтересованный в данной сфере, отстояли свою принципиальную позицию. Ранее федеральный закон об охоте имел положения о спортивной охоте, но не учитывал интересы охотников, занимающихся промыслом, для которых охота – это источник жизни.
Это, к сожалению, вовсе не означает, что региональные законопроекты пошли полным потоком и получают полную поддержку. Такого не бывает, считается, что, если 5-7% инициатив с регионов становятся в итоге федеральными законами, то это хороший показатель.
С положения дня сегодняшнего, когда на дворе уже весна 2019 года и мы торжественно будем отмечать юбилейную дату, безусловно, есть законотворческие достижения, которыми можно гордиться, поскольку они заложили те принципы, на основе которых продолжают приниматься ряд важных для республики решений.
В историческом плане парламентаризм и при царской власти, и в советское время, никогда не стоял на месте, ища свой путь развития. Это же происходит и в наши дни. Как я уже отмечал, за последние годы сделано много в сторону увеличения полномочий субъектов. На данный момент бюджетные программы составляются, утверждаются и выполняются самостоятельно и Ил Тумэн принимает в этом самое активное участие. Наш парламент, как и прописано в Конституции РС(Я), сохраняет контролирующую функцию. Некоторые, правда, считают, что с созданием Счетной палаты РС(Я) Госсобрание утратило эту функцию и недостаточно контролирует исполнительную власть. Но это вовсе не так – Счетная палата создается Госсобранием и полностью ему подотчетна. Просто сейчас работа поставлена на более высокий профессиональный уровень с привлечением большего количества квалифицированных специалистов – аудиторов.
Что касается политической составляющей, то я убежден, что чем больше в нашем парламенте крупных и активных фракций, тем лучше он работает. По своей активности, по деятельности комитетов, по квалификации депутатов, наш четвертый созыв был на довольно высоком уровне, что отмечали, кстати, в Госдуме и Совете Федерации и, думаю, войдёт в историю как успешный региональный парламент.

Поделиться