512

07 декабря 2019 в 11:30

Охота учит многому

У многих людей есть свои особенные пристрастия и увлечения. Хобби народного избранника, на наш взгляд, характеризует, прежде всего, человеческие качества, его правила жизни. Сегодня в нашей газете разговор на тему охоты ведет народный депутат Михаил Эверстов.

– Михаил Ильич, Вы себя относите к тем, кто не может обойтись без охоты?
– Конечно. С малых лет я приобщился к охоте. В этом лучшим примером для меня является отец. В памяти осталось, как он готовил снаряжение, его охотничья избушка, азартные и радостные эмоции охотника. В первое время я крутился возле него, стараясь быть полезным. Но на дальние участки с ночевкой он меня долго не брал. “Ты должен стать образованным человеком, не надо пропускать занятия, для охоты всегда найдется время”, – говорил он.
Сейчас своих внуков беру с собой, учу охотничьим премудростям.

– Расскажите о первом опыте охоты.
– Впервые отец взял меня с собой, когда мне было пять лет. Нас, охотников, было семеро. Мне понравилось, как он метко стрелял, подкрадывался тихими шагами к птицам… Увидел, как уважительно относятся к нему, а также, как он распределял добычу. Можно сказать, именно с этого времени стал смотреть на отца совсем другими глазами.
Вначале охотились на боровую дичь. Когда я находил, где сидят тетерева, рябчики, отец хвалил меня. К моей великой радости он говорил, что из меня выйдет настоящий охотник. После переместились к озеру. Запомнил, сколько он добыл уток. Для меня большим открытием стало то, что он чаще всех попадал в уток и стрелял метко. Вечером стали делить добычу. Я смотрю, как он разделил уток, боровую дичь на одинаковые кучи и отдал взрослым поровну. А крупную крякву, добытую им, отдал другому. Спрашиваю: “Отец, почему отдаешь другим свою добычу?” У отца глаза расширились, он дал мне подзатыльник и с разочарованным видом сердито сказал: “Что за человек из тебя выйдет, скрягой будешь!” А я ведь был совсем малышом. Я понял смысл его слов позже, когда стал чуть взрослее. Есть неписаное правило – делиться поровну с теми, с кем идешь на охоту.

– В первый раз когда взяли охотничье ружье в свои руки?
– Еще до поступления в школу, в 6 лет зять подарил мне одноствольное ружье 32 калибра и 10 патронов к нему. Я, как хозяин ружья, взялся за заряд: готовлю пистоны, порох, дробь для патронов, закрываю. Двое младших братьев завидуют, не отходят от меня, надеются, что я возьму их с собой. “Нет, я сам пойду”, – с важным видом отвечаю им. На самом-то деле, до этого я даже пороха не нюхал.
Недалеко от дома есть озеро. Когда спускаются утки, видно издалека. Однажды зарядил ружье, но не смог поднять затвор. Не хватило сил. На помощь пришла мама, она нажала на затвор и, сняв свой платок с головы, повязала его и предупредила, что опасно направлять ружье на людей. “Когда подкрадываешься к уткам, сними платок и после этого только нажми на курок”, – посоветовала она.
Подходя к озеру, я начал ползти к утке. Долго прицеливался и, наконец, выстрелил. Попал! Ранил чирка. Тут же побежал по грязи в воде и схватил еще живую утку. Оказывается, пуля попала в крыло. От радости кричу, засунув чирка за пазуху, бегу домой. Утка, пытаясь вырваться, когтями царапает тело. Дома я вручаю добычу матери. Она очень обрадовалась, поцеловала меня и сказала, что отныне я буду добытчиком семьи. Тут же на моих глазах она скрутила шею утки. Братья смотрят на меня с завистью. Тут мама спрашивает: “А где ружье?” Чешу затылок – на радостях ружье оставил возле озера. Мама наказала сейчас же принести ружье и платок.

– Расскажите про свою большую добычу.
– Отец работал бригадиром у коневодов. Однажды услышал его рассказ о том, что возле поселка медведь задрал беговую лошадь. Отец поставил петли и собирался туда идти. Я, конечно же, напросился. Шли недолго, вскоре подошли к одной лиственнице. Отец тут же сказал, что зверь попался. Я пытаюсь рассмотреть, но не вижу ничего. Наша лошадь начала беспокоиться, чует зверя. Отец слез с лошади, взял в руки карабин СКС. “Можно мне стрелять?” – спрашиваю. Он отдал мне свой карабин, а сам зарядил двустволку картечью. «Пойдем рядом, подойдем поближе, тогда стреляй между глаз”, – говорит отец. Подошли к лиственнице на 10 метров. Отец громко шепчет: “Вот лежит. Стреляй!”. Прицеливаюсь в сторону лиственницы. Но молчу, стесняюсь говорить отцу, что не вижу целого медведя. Отец, кажется, понял. “Посмотри на увядшую траву, там видны два круга. Это его уши”, – шепчет. Только тут я понял, что медведь спрятался в вырытую им яму. Между черных ушей я заметил, как на меня смотрят злые глаза. Мне стало не по себе, пробрала дрожь. Не мешкая, прицелившись в глаз, нажал на спусковой крючок. Тут же сомкнулись его глаза.
Так мне пришлось добыть большого зверя в 8 лет. От радости я рассказал о своей победе всем детям поселка. Некоторые из любопытства переспрашивали, а другие молча стояли в сторонке. Так я узнал, что такое зависть.

– Чему учит охота? Видимо, у охотника развиваются такие качества, как терпеливость и настойчивость, что помогает в жизни.
– В первое время, когда я начал работать депутатом Ил Тумэна, население поднимало, в основном, вопросы зарплаты, жизнеобеспечения. А после 4-5 лет люди стали интересоваться темой охоты. Я удивился, задумался над этим. В начале 2000 годов начало выравниваться положение с зарплатой, улучшились социальные показатели. Был какой-то подъем. Возникли другие проблемы. Людей волновали сроки охоты, возможность взять участки в аренду. Охотпользователь, т.е. охотник в случае аренды участка платил налог в размере 50 тысяч. Особенно был болезненным этот вопрос для жителей Севера. Они никак не могли оплатить налог за эти 800 кв. км, возникло много проблем. Поэтому я стал думать о том, как внести изменения в федеральный закон. Как известно, есть понятие “любительской охоты” в российском законодательстве. Наши люди тоже относятся к этой категории, но отличие в том, что мы добываем для своего пропитания. Как только стал депутатом Госдумы, начал вносить поправки в этот федеральный закон. Сразу же встретил препоны. Региональному депутату внести в действующие законы изменения практически невозможно. Нужно согласование на уровне правительства, президента, к тому же обязательна поддержка многих регионов. А охотничьих регионов мало. Мне пришлось потратить больше года на эти поправки. В результате внес в федеральный закон об охоте 28 поправок. Плату за 1 гектар в размере 50 тыс. рублей изменил на 1 рубль. Получил много благодарности от охотников. Вначале был вариант изменить плату всего на 3 копейки, но этому воспротивились глава Минфина Алексей Кудрин и с Минприроды Юрий Трутнев, долго не подписывали документ. Алексей Кудрин согласился на 1 рубль. А чтобы «поймать» Юрия Трутнева, потратил много сил. Был даже такой курьезный момент. Я вошел в Госдуму как депутат от партии “Единая Россия”. По сравнению с другими фракциями, здесь имеются сложности. Из 450 депутатов 350 – единороссы. Для того, чтобы взять слово, надо стоять в длинной очереди, к тому же моя фамилия Эверстов, поэтому был всегда в конце. Даже если встать в очередь, за 4 года можно не успеть. Пришлось «поймать» Трутнева не на трибуны, а на “охоте”. Когда он проходил с помощниками, я встал поперек пути и сказал, что надо подписать документ. Он посмотрел на меня и говорит: «Послушайте, Эверстов, вы в курсе, что я мастер спорта?” Не смутившись, отвечаю: “Имейте в виду, я тоже мастер спорта”. Тогда он рассмеялся и подписал документ в пользу 1 рубля за один гектар.

– Михаил Ильич, спасибо за интересный рассказ. Пусть Вам всегда сопутствует удача на охоте!

Ирина ХАНДЫ
(Перевод Елены Баишевой, материал полностью опубликован в №48 «Ил Тумэн» (на якутском языке).

Поделиться